MиIIиCTЕP с TBo IIPo сBE щЕIIpt,IPo с сиЙскoЙ овдЕPAции
MинистrpсTBo oбpaзoвaния opенбypгской oблaсти
Чaстнoе oбщeoбpaзoвaтeлЬнoеyчpr)ЦДeние
''Cpедняя oбщeoбpaзo*aTеЛЬнaя
шIкoЛa''PeкopД'' г. Opскa opeнбypгскoй
oблaсти''
CoГЛACoBAI{o
PACCMoTPЕЕ{o
УTBЕPxt.ЦЕFlo
нa Зaсе.цaнииMeTo.циЧескoГo нa ПeдaгoгическoМ
oбъединеHkIИУЧИTелeй
rсTе cтBеIlнo.ryМal{иTapl{oгo
ЦикЛa
сoBrTе
пpoтoкoлNs
oт <<43>>
-в
/
202З r,
ПpoToкoлNs /
oт <
10- 11 клaссoв
для oбу^raЮщиxся
г. Opск 2023
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по химии» на уровне среднего
общего образования составлена с учетом требований
Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования
и
авторской программы
углублѐнного уровня С.А. Пузакова, Н. В. Машниной, В. А. Попкова для 10 класса
общеобразовательных учреждений.
На изучение курса по учебному плану школы отводится в 10 классе – 4 часа в неделю, что
составляет 136 часов в год.
Форма организации курса внеурочной деятельности - элективный курс.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности
перед
Родиной,
гордости
свою
Родину,
прошлое
и
настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг,
гимн);
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии;
-сформированности экологического мышления, понимания влияния социально- экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности
Метапредметные результаты
- самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную
деятельность с учѐтом предварительного планирования;
- использовать различные ресурсы для достижения целей;
- выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях;
- классифицировать объекты в соответствии с выбранными признаками;
- сравнивать объекты;
- систематизировать и обобщать информацию;
- определять проблему и способы еѐ решения;
- владеть навыками анализа;
- владеть навыками
познавательной,
учебно-исследовательской и
проектной
деятельности;
- уметь самостоятельно осуществлять поиск методов решения практических задач, применять
различные методы познания для изучения окружающего мира.
- искать необходимые источники информации;
- самостоятельно и ответственно осуществлять информационную деятельность, в том числе,
ориентироваться в различных источниках информации;
- критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- иметь сформированные навыки работы с различными текстами;
- использовать различные виды моделирования, создания собственной информации.
- выступать перед аудиторией;
- вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;
- продуктивно общаться и взаимодействовать с партнѐрами по совместной деятельности;
- учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов
работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной
деятельности);
- эффективно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Выпускник научится:
- раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности человека, взаимосвязь между химией и другими естественными
науками;
- иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на
различных исторических этапах еѐ развития;
- устанавливать причинно-следственные связи между строением атомов химических элементов и
периодическим изменением свойств химических элементов и их соединений в соответствии с
положением химических элементов в периодической системе;
- анализировать состав, строение и свойства веществ, применяя
положения
основных химических теорий: химического строения органических
А.
М.
Бутлерова, строения
атома,
соединений
химической
связи, электролитической диссоциации кислот и оснований;
- устанавливать причинно-следственные связи между свойствами вещества и его составом и
строением;
- применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и
идентификации веществ по их составу и строению;
- составлять молекулярные и структурные формулы неорганических и органических веществ как
носителей
информации
о
строении
вещества,
его
свойствах
и
принадлежности
к
определѐнному классу соединений;
- объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной,
неполярной),
ионной,
металлической,
водородной
—
с
целью
определения
химической активности веществ;
- характеризовать физические свойства неорганических и органических веществ и устанавливать
зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решѐтки;
- характеризовать закономерности в изменении химических
свойств
простых
веществ,
водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов;
приводить примеры химических реакций.
Выпускник получит возможность научиться:
- формулировать цель исследования, выдвигать и
проверять экспериментально гипотезы о
химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в
химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
- самостоятельно планировать и проводить химические эксперименты с соблюдением правил
безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием;
- интерпретировать данные о составе и строении веществ, полученные с помощью современных
физико- химических методов;
- описывать состояние электрона в атоме на основе современных квантово- механических
представлений для объяснения результатов спектрального анализа веществ;
-характеризовать
роль азотосодержащих гетероциклических соединений и нуклеиновых
кислот как важнейших биологически активных веществ;
-прогнозировать
протекания
возможность
окислительно- восстановительных реакций, лежащих в основе природных и
производственных процессов,раскрывающих характерные химические свойства неорганических
и органических веществ изученных классов с целью их идентификации и объяснения области
применения;
- определять
механизм реакции
в
зависимости
от
условий
проведения
реакции
и
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе типа химической
связи и активности реагентов;
- устанавливать зависимость реакционной способности органических соединений от характера
взаимного влияния атомов в молекулах с целью прогнозирования продуктов реакции;
- устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического
равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания
химических процессов;
- устанавливать генетическую связь между классами неорганических и органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения неорганических и органических
соединений заданного состава и строения;
- подбирать реагенты, условия и определять продукты реакций, позволяющих реализовать
лабораторные и
промышленные способы
получения важнейших неорганических и
органических веществ;
- определять характер среды в результате гидролиза неорганических и органических веществ и
приводить примеры гидролиза веществ в повседневной жизни человека, биологических
обменных процессах и промышленности;
- приводить примеры окислительно- восстановительных реакций в природе, производственных
процессах
и жизнедеятельности организмов;
- обосновывать практическое использование неорганических и органических веществ и их
реакций в промышленности и быту;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию и получению неорганических и
органических веществ, относящихся к различным классам соединений, в соответствии с
правилами и приѐмами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным
оборудованием;
- проводить расчѐты на основе химических формул и уравнений реакций: нахождение
молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов,
входящих в его состав, или по продуктам сгорания; расчѐты массовой доли (массы) химического
соединения в смеси; расчѐты массы (объѐма, количества вещества) продуктов реакции, если
одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчѐты массовой или объѐмной доли выхода
продукта реакции от теоретически возможного; расчѐты теплового эффекта реакции; расчѐты
объѐмных отношений газов при химических реакциях; расчѐты массы (объѐма, количества
вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определѐнной
массовой долей растворѐнного вещества;
- использовать методы научного познания: моделирование химических процессов и явлений
при решении учебно-исследовательских задач по изучениюсвойств,
получения
способов
и распознавания органических веществ;
- владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами,
средствами бытовой химии;
- осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным
формулам веществ;
- критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в
сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях
с точки зрения естественно-научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
- устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе
проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;
- представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, и
перспективные
направления развития химических технологий, в том числе технологий
современных материалов с различной функциональностью,
возобновляемых
источников сырья, переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов.
Содержание курса
10 класс (136 часов)
Тема 1. Основные теоретические положения органической химии (20 ч)
Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. Органические
вещества. Углеродный скелет молекул органических веществ. Углерод- углеродные связи.
Соединения насыщенные и ненасыщенные. Кратные связи. Ациклические и циклические
соединения.
Молекулы
с
разветвлѐнным
и
неразветвлѐнным
углеродным
скелетом.
Функциональные группы. Монофункциональные, полифункциональные гетерофункциональные
соединения. Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомеры.
Химические связи в молекулах органических соединений. Гибридизация орбиталей. а-Связь, лсвязь. Первичный, вторичный, третичный и четвертичный атом углерода. Длина связи.
Общие представления о реакционной способности органических соединений.
Понятие о механизме реакции. Элементарный акт. Простые и сложные реакции. Переходное
состояние. Гемолитический и гетеролитический способы разрыва связи.
Радикалы. Нуклеофилы и электрофилы. Субстраты.
Реагенты.
Электронодонорные
и
электроноакцепторные заместители. Индуктивный эффект. Мезомерный эффект.
Сопряжѐнная система. Классификация реакций в органической химии: по результату (реакции
замещения, присоединения, отщепления); по изменению химической природы органического
вещества
в
ходе
галогенирование,
реакции
(гидрирование,
дегалогенирование,
дегидрирование,
гидрогалогенирование,
гидратация,
дегидратация,
дегидрогалогенирование,
гидролиз). Реакция электрофильного замещения. Реакция нуклеофильного замещения. Реакции
радикального
присоединения.
Реакции
электрофильного
присоединения.
Реакции
нуклеофильного присоединения.
Демонстрации. Коллекции органических веществ и материалов и изделий из них.
Модели молекул органических соединений.
Практические работы. 1. Конструирование шаростержневых моделей молекул органических
соединений
Тема 2. Углеводороды (43 ч)
Алканы. Общая формула и гомологический ряд алканов. Качественный и количественный
состав молекул алканов. Международная номенклатура органических соединений. Изомерия и
номенклатура алканов. Физические свойства алканов. Химические свойства алканов.
Химические реакции с участием алканов, протекающие по механизму радикального замещения:
галогенирование, нитрование (реакция Коновалова), дегидрирование. Изомеризация алканов.
Крекинг. Каталитическое окисление и горение алканов. Конверсия метана. Синтез-газ.
Частичное окисление метана. Получение алканов: реакция Вюрца, декарбоксилирование солей
уксусной кислоты, реакция Кольбе. Применение алканов. Международные коды пищевых
добавок.
Алкены. Общая формула, гомологический ряд и номенклатура алкенов. sp2-T ибридизация
орбиталей атомов углерода. Структурная и пространственная изомерия алкенов. Физические
свойства алкенов. Химические свойства алкенов: реакции, протекающие по механизму
электрофильного
присоединения
(гидрогалогенирование,
галогенирование,
гидратация,
гидрирование, дегидрирование). Правило Марковникова. Карбокатион. Качественная реакция на
двойную связь (реакция Вагнера). Полимеризация алкенов. Мономер, полимер, элементарное
звено, степень полимеризации. Окисление алкенов. Вакер-процесс. Промышленные и
лабораторные способы получения алкенов. Правило Зайцева. Применение алкенов.
Алкадиены. Общая формула алкадиенов. Изолированные, сопряжѐнные и кумулированные
диены. Делокализация связи. Физические свойства алкадиенов. Химические свойства
алкадиенов: реакции присоединения (гидрирование, галогенирование) и полимеризации.
Резонансный гибрид. Натуральный и синтетические каучуки. Вулканизация. Получение и
применение алкадиенов. Реакция Лебедева.
Алкины. Общая формула и гомологический ряд алкинов. Изомерия и номенклатура алкинов. spГибридизация орбиталей атомов углерода. Физические свойства алкинов. Химические свойства
алкинов: реакции электрофильного присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование,
гидратация, гидрирование). Правило Эльтекова.
Ацетилениды. Димеризация 2U и тримеризация ацетилена. Окисление алкинов перманганатом
калия в различных условиях. Получение и применение алкинов.
Циклоалканы. Общая формула и гомологический ряд циклоалканов. Изомерия и номенклатура
циклоалканов. Физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов:
реакции присоединения к малым циклам, реакции замещения нормальных циклов, реакции
гидрирования
и
дегидрирования.
Получение
циклоалканов
из
дигалогеналканов.
Медикобиологическое значение циклоалканов.
Арены. Критерии ароматичности. Ароматический секстет. Правило Хюккеля. Общая формула и
гомологический ряд аренов. Орто-, пара-, метаксилолы. Физические свойства бензола и его
гомологов. Реакции электрофильного замещения бензола (галогенирование, нитрование,
алкилирование). л-Комплекс, a-комплекс. Реакции присоединения аренов. Химические свойства
гомологов
бензола.
Ориентанты
первого
и
второго
рода.
Конденсированные
и
неконденсированные ароматические соединения. Получение и применение аренов.
Природные
источники
углеводородов.
Природный
газ.
Нефть.
Переработка
нефти.
Детонационная стойкость бензина. Октановое число. Риформинг. Применение нефтепродуктов.
Виды твѐрдого топлива.
Галогензамещѐнные углеводороды. Общая характеристика. Физические свойства. Химические
свойства
галогеналканов
(реакции
замещения
и
отщепления).
Химические
свойства
галогеналкенов (реакции присоединения, замещения, полимеризации). Взаимное влияние
атомов
в
молекулах
галогензамещѐнных
галогензамещѐнных
углеводородов:
углеводородов.
поливинилхлорид,
Продукты
полимеризации
хлоропреновый
каучук,
политетрафторэтилен.
Демонстрации. Агрегатное состояние алканов в зависимости от молярной массы (бутан, гексан,
парафин). Несмешиваемость гексана с водой, сравнение плотности гексана и воды. Растворение
парафина в гексане.
Растворимость в гексане брома и перманганата калия. Бромирование алканов. Радикальное
бромирование толуола.
Лабораторные опыты. 1. Построение моделей молекул алканов. 2. Построение моделей молекул
алкенов. 3. Сравнение способности к окислению алканов и алкенов. 4. Сравнение способности к
бромированию при обычных условиях алканов и алкенов. 5. Действие перманганата калия на
бензол и толуол.
Практическая работа. 3. Получение этилена и опыты с ним.
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения (28 ч)
Спирты. Состав спиртов. Классификация и номенклатура спиртов. Физические свойства
спиртов. Межмолекулярные водородные связи и их влияние на физические свойства спиртов.
Химические свойства: взаимодействие со щелочными металлами, с галогеноводородами,
внутри- и межмолекулярная дегидратация, реакция этерификации, окисление. Простые и
сложные эфиры. Номенклатура простых эфиров. Комплексообразование многоатомных спиртов.
Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение и применение спиртов.
Фенолы. Классификация и номенклатура фенолов. Физические свойства фенола.
Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Химические свойства (взаимодействие со
щелочными металлами и со щелочами, бромирование, нитрование, окисление,
гидрирование). Образование комплексных
соединений с хлоридом железа(Ш) — качественная реакция на фенолы. Сравнение химических
свойств одноатомных спиртов и фенола. Получение и применение фенолов. Бактерицидная
активность фенолов.
Альдегиды и кетоны. Карбонильные соединения. Номенклатура и изомерия альдегидов и
кетонов. Физические свойства альдегидов и кетонов. Электронное и пространственное строение
карбонильной группы. Строение молекул альдегидов. Химические свойства:
реакции
нуклеофильного
присоединения (гидратация, присоединение к альдегидам спиртов, гидросульфита натрия,
циановодорода), восстановление альдегидов и кетонов, окисление альдегидов, полимеризация и
поликонденсация. Полуацетали. Ацетали. Качественные реакции на альдегиды: с гидроксидом
меди(П), с аммиачным раствором оксида серебра, с фуксинсернистой кислотой. Получение
альдегидов и кетонов. Применение альдегидов и кетонов. Антисептическое действие
формальдегида.
Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот. Электронное и пространственное
строение карбоксильной группы. Гомологические ряды и общие формулы карбоновых кислот.
Физические свойства карбоновых кислот. Химические свойства предельных одноосновных
кислот: реакции нуклеофильного замещения, кислотные свойства. Механизм реакции
этерификации. Сила галогензамещѐнных карбоновых кислот. Особенность химических свойств
муравьиной
кислоты.
Особенности
химических
свойств
предельных
двухосновных,
непредельных одноосновных, ароматических карбоновых кислот. Получение карбоновых
кислот. Важнейшие представители карбоновых кислот: муравьиная, уксусная и бензойная.
Медико- биологическое значение и применение карбоновых кислот.
Функциональные производные карбоновых кислот. Сложные эфиры. Галогенангидриды.
Амиды. Ангидриды. Тиоэфиры. Получение хлорангидридов. Реакционная способность
функциональных производных карбоновых кислот. Кислотный гидролиз сложных эфиров.
Щелочной гидролиз сложных эфиров — омыление. Применение и медикобиологическое
значение производных карбоновых кислот.
Демонстрации. Реакция изопропилового спирта с хлороводородом. Шаростержневые модели
молекул альдегидов и кетонов. Образование биурета при разложении мочевины.
Лабораторные опыты. 6. Построение моделей молекул изомерных спиртов. 7.
Растворимость разных спиртов в воде. 8. Окисление пропанола-1
и пропанола-2. 9. Реакция нуклеофильного замещения спирта. 10. Окисление спирта дихроматом
калия. 11. Иодоформная реакция. 12. Взаимодействие многоатомных спиртов с гидроксидом
меди(П). 13. Обнаружение гликольного фрагмента в глицерине.
14. Растворимость и кислотно-основные свойства фенола. 15. Бромирование фенола.
16. Окисление фенолов. 17. Качественная реакция на фенолы. 18. Реакция «серебряного
зеркала». 19. Окисление альдегидов гидроксидом меди(П). 20. Диспропорционирование
формальдегида. 21. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой. 22.
Иодоформная реакция на ацетон. 23. Построение моделей молекул изомерных карбоновых
кислот и сложных эфиров. 24. Сравнение растворимости карбоновых кислот и их солей в воде.
25. Кислотные свойства уксусной кислоты. 26. Реакция этерификации.
27. Обнаружение уксусной кислоты (качественная реакция на ацетат-ион). 28. Сравнение
способности к окислению муравьиной, щавелевой и уксусной кислот. 29. Качественная реакция
на щавелевую кислоту. 30. Гидролиз диметилформамида. 31. Гидролиз мочевины. 32. Основные
свойства мочевины. 33. Дезаминирование мочевины. 34. Гидролиз этилацетата.
Тема 4. Азотосодержащие органические соединения. Гетерофункциональные соединения
(19 ч)
Амины. Общая формула аминов. Номенклатура аминов. Первичные, вторичные, третичные
амины. Физические и химические свойства аминов. Анилин. Основные свойства аминов. Сила
аминов и нитросоединений. Нуклеофильные свойства аминов. Дезаминирование. Реакция
бромирования анилина. Реакция электрофильного замещения по ароматическому кольцу.
Реакция горения аминов. Окисление анилина. Получение аминов. Реакция Зинина. Применение
и медико-биологическое значение аминов. Биогенные амины.
Гетероциклические соединения.Карбоциклические и гетероциклические соединения.
Кислородсодержащие гетероциклические соединения. Азотсодержащие гетероциклы.
Физические
и
химические
свойства
пиридина
и
пиррола.
Общая
характеристика
гетероциклических соединений с двумя и более гетероатомами. Пиримидин. Пурин.
Применение гетероциклических соединений.
Гетерофункциональные
соединений.
соединения. Принципы
Аминоспирты.
Гидроксикетоны
и
номенклатуры
гидроксиаль
гетерофункциональных
дегиды.
Аминокислоты.
Протеиногенные аминокислоты. Фенолокислоты. Гидроксикислоты и оксокислоты. Цикл
Кребса. Асимметрический атом углерода. Оптическая изомерия. Энантиомеры. Проекции
Фишера. Применение гетерофункциональных соединений.
Демонстрации. Растворимость и основные свойства пиридина.
Комплексообразование пиридина.
Лабораторные опыты. 35. Растворимость и кислотно-основные свойства анилина.
36. Окисление анилина. 37. Бромирование анилина.
Тема 5. Химия природных соединений (26 ч)
Жиры. Общая характеристика жиров. Липиды. Кислотный состав жиров. Полиненасыщенные и
насыщенные жирные кислоты. Физические свойства жиров. Растительные и животные жиры.
Липопротеины. Химические свойства жиров. Гидролиз и омыление жиров. Применение жиров.
Фосфолипиды
клеточных
Глицерофосфолипиды
мембран.
Поверхностно-активные
вещества
(ПАВ).
(фосфатидилэтаноламины, фосфатидилхолины,
фосфатидилсерины). Сфингофосфолипиды. Сфингомиелины. Жидкостно-мозаичная модель
строения биологических мембран.
Углеводы. Общая формула углеводов. Классификация углеводов. Биополимеры. Моносахариды.
Глюкоза, фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. Стереоизомерия моносахаридов. Формулы Фишера.
Образование циклических форм моносахаридов. Формулы Хеуорса. Химические свойства
моносахаридов (комплексообразование с
ионами меди(П), образование сложных эфиров,
восстановление до многоатомных спиртов, окисление до кислот, окисление моносахаридов с
деструкцией углеродной цепи, образование гликозидов). АТФ и АДФ. Брожение (спиртовое,
молочнокислое, маслянокислое). Превращения глюкозы в организме (гликолиз, гликогенез,
пентозофосфатный путь). Применение моносахаридов. Общая характеристика дисахаридов.
Строение
дисахаридов.
Ацетали.
Гликозидные
связи.
Сахароза.
Мальтоза.
Лактоза.
Восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды. Гидролиз дисахаридов. Общая
характеристика
полисахаридов.
Поли-D-
глюкопиранозы.
Гомополисахариды.
Амилоза.
Амилопектин. Крахмал. Гликоген. Целлюлоза. Гидролиз полисахаридов. Декстрин. Сложные
эфиры целлюлозы с уксусной и азотной кислотами. Качественные реакции на крахмал и
целлюлозу.
Аминокислоты. Общая характеристика аминокислот. Биологическое значение а- аминокислот.
Незаменимые и заменимые аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные
органические соединения. Химические свойства аминокислот (реакции с кислотами и
щелочами, реакции этерификации и дезаминирования, декарбоксилирование
трансаминирование).
Качественная
реакция
на
аминокислоты.
Реакции
и
аминокислот,
обусловленные дополнительными функциональными группами. Пептидная (амидная) связь.
Основные аминокислоты, образующие белки. Способы получения аминокислот. Применение
аминокислот. Капрон.
Белки. Белки как природные биополимеры (полипептиды). Структура белковой молекулы.
Свойства белков. Глобулярные и фибриллярные белки.
Кислотно-основные свойства белков. Денатурация. Ренатурация. Гидролиз белков. Цветные
реакции белков (биуретовая, ксантопротеиновая, реакция Фолля).
Биологические функции
белков. Применение белков.
Нуклеиновые
кислоты.
Роль
нуклеиновых
кислот
в
жизнедеятельности
организмов.
Дезоксирибонуклеиновая
кислота
Дезоксирибонуклеозиды.
(ДНК).
Рибонуклеозиды.
Рибонуклеиновая
Нуклеотиды.
кислота
Нуклеиновые
(РНК).
кислоты
как
полинуклиотиды. Нуклеиновые основания (тимин, урацил, цитозин, аденин, гуанин).
Таутомеры, лактимная и лактамная формы. Фосфодиэфирная связь. Первичная структура ДНК и
РНК. Принцип комплементарности. Гидролиз полинуклеотидов. Применение нуклеиновых
кислот.
Органическая химия — основа медико-биологических наук.
Органическая химия и физиология. Гормоны. Эстрадиол. Тестостерон. Органическая химия и
фармакология. Пенициллины. Органическая химия и биохимия. Никотинамид. Никотиновая
кислота. Никотин.
Демонстрации. Гидролиз крахмала.
Лабораторные опыты. 38. Образование кальциевых солей насыщенных высших жирных кислот.
39. Обнаружение двойной связи в олеиновой кислоте. 40. Обнаружение двойных связей в
лимонене. 41. Обнаружение гликольного фрагмента в глюкозе и фруктозе. 42. Проба Троммера
на моносахариды. 43. Реакция Селиванова на фруктозу. 44. Моделирование процесса
биологического окисления глюкозы.
45.
Обнаружение гликольного фрагмента в лактозе и сахарозе. Проба Троммера на дисахариды. 47.
Гидролиз сахарозы. 48. Качественная реакция на крахмал.
Амфотерные свойства а-аминокислот.
Комплексообразование а-аминокислот. 51. Дезаминирование а-аминокислот. Качественная
реакция на а-аминокислоты. 53. Ксантопротеиновая реакция. Обнаружение меркапто-групп в
белке. 55. Биуретовая реакция.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов на
Цифровые
изучение
образовательные ресурсы
Всего
Контр. Практ
10 класс
1
Основные теоретические положения 20
1
1
органической химии
2
Библиотека
ЦОК
https://myschool.edu.ru/
Углеводороды
43
1
1
Библиотека
ЦОК
https://myschool.edu.ru/
3
Кислородсодержащие
органические 28
1
0
соединения
4
Азотосодержащие
соединения.
Библиотека
ЦОК
https://myschool.edu.ru/
органические
19
0
0
Библиотека
https://myschool.edu.ru/
ЦОК
Гетерофункциональные соединения.
5
Химия природных соединений
26
0
0
Библиотека
https://myschool.edu.ru/
Итого
136
3
2
ЦОК
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 10 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Химия, 11 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие – базовый
уровень» - М.: Дрофа 2022 год.
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, «Общая химия в тестах, задачах,
упражнениях. 11 класс» – М.: Дрофа, 2023 год.
3. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин, А.А.Ушакова «Химия 11 класс:
Контрольные и проверочные работы к учебнику». – М.: Дрофа, 2021 г.
4. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс:
Настольная книга для учителя». Часть 1 – М.: Дрофа, 2019 год.
5. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс:
Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2022 год.
6. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и
способы их решения» - М.: «Дрофа», 2021год.
7. В.Г. Денисова «Химия 11 класс поурочные планы по учебнику
О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой» - Волгоград» Учитель 2018год.
8. М.А.Рябова, У.Ю.Невская, Р.В.Линко «Тесты по химии 11 класс», - М.:
Экзамен, 2019г.
9. 9. О.С.Габриелян, И.Г.остроумов «Химический эксперимент в школе 11
класс»; - М.: Дрофа. – 2019 год. _
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок
химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция
«Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные
эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного
портала
http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://www alhimik.ru Всероссийская олимпиада школьников по химии
http://chem.rusolymp.ru Органическая химия: электронный учебник для
средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru Основы химии: электронный учебник
http://www hemi.nsu.ru Открытый колледж: Химия
http://www.chemistry.ru Дистанционная олимпиада по химии:
телекоммуникационный образовательный проект