MиIIисTE'PсTBo ПPoсBЕщЕнИЯ
P oСсиЙскoЙ
овДEPAЦии
MинистepсTBo oбpaзoвaния oрeнбypгскoй oблaсти
Чaстнoе oбщеoбpaЗoвaTеЛЬнoeyчpеждeниe
''Cpедня"oб*.oфu,o.-*.'"1"o-#uo;lnllPекopД''г.Opскa
a
сoГЛACoBAнo
PACCMoTPЕHo
нa ЗaсеДaнии МeTo,цическoГo
oбъединеlнkтИYIИTелeй
физиuескoй кyльтypьI и
нa Пr.ЦaгoГическoМ
oБnt
сoBеTе
IIpoToкoлNs /
>>odР 202З r.
oт <<^llаP
IIpoToкoЛNp_ a
oт <>qР 2023 т.
5 ФЕ rдяшftrПr&ЦЦ
'-Y^nn 4.\a
r'-q
a oo"+o40Z3 -Г. ^oo**
*
tТ.*
*
Ъ.
\ *,r.
B.И.
or <
€,lяjт;',ф
PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA
кypсa BIIеypoчнoй ДеятeЛЬнoсTII <
для oбуraloщиxся 10 _ 11 клaссoв
opск-2023г.
Пояснительная записка
Цель программы
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы
Содействовать
гармоничному
физическому
развитию,
выработать
умения
использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия
внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
Сформировать общественные и личностные представления о престижности
высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
Расширить двигательный опыт посредством овладения новыми двигательными
действиями базовых видов спорта, упражнения современных оздоровительных
систем физической культуры и прикладной физической подготовки, а также
сформировать умения применять их в различных по сложности условиях.
Сформировать знания и представления о современных оздоровительных системах
физической культуры, спортивной тренировки и соревнований.
Сформировать знания и умения оценивать состояние собственного здоровья,
функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с
данными самонаблюдения и самоконтроля.
Сформировать знания о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировки, значении занятий физической культурой для будущей трудовой
деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе
в армии.
Сформировать адекватную самооценку личности, нравственного самосознания,
мировоззрения,
коллективизма,
развивать
целеустремлённость,
уверенность,
выдержку, самообладание.
Развивать психические процессы и обучение основам психической регуляции.
Закрепить потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и
избранным видом спорта.
Воспитать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам,
честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений,
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и
др.) в ходе двигательной деятельности.
Форма организации курса внеурочной деятельности - элективный курс.
Планируемые результаты освоения элективного курса «Физическая культура»
Личностные результаты отражаются в готовности и способности учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению. Они проявляются в способностях
ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую
идентичность в поликультурном социуме. К ним относятся сформированная мотивация к
обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и
социальных отношений, ценностно-смысловые установки, правосознание и экологическая
культура.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения
государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование
гражданской
позиции
активного
и
ответственного
члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон
достоинства,
и
осознанно
правопорядок, обладающего чувством
принимающего
традиционные
собственного
национальные
и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных
форм
общественного
сознания,
осознание
своего
места
в
поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни,
потребности
в
оздоровительной
физическом
самосовершенствовании,
деятельностью,
неприятие
вредных
занятиях
спортивно-
привычек:
курения,
употребления алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
психологическому
и
здоровью,
компетентное
как
отношение
собственному,
так
к
физическому
и
других
и
людей,
формирование умения оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных
жизненных
планов; отношение к
профессиональной
деятельности
как
к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных и
общенациональных проблем;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта
эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной
практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами,
способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение
навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в
различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности,
включая
умение
ориентироваться
в
различных
источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные, языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение предмета должно создать предпосылки для освоения учащимися различных
физических упражнений с целью использования их в режиме учебной и производственной
деятельности для профилактики переутомления и сохранения работоспособности.
Наконец одно из самых серьезных требований – научение владению техникотактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и применение в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в
подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
овладение
современными
поддержания
технологиями
работоспособности,
укрепления
профилактики
и
сохранения
предупреждения
здоровья,
заболеваний,
связанных с учёбой и производственной деятельностью;
овладение основными способами контроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств;
владение физическими упражнениями разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с цель
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов
спорта с помощью их активного применения в игровой и соревновательной
деятельности;
умение излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её
роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной
деятельностью;
способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснят ошибки и
способы их устранения;
умение организовывать
и проводить
со сверстниками
подвижные игры и
соревнования, осуществлять их объективное судейство;
умение бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности;
умение организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с
заданной дозировкой нагрузки;
умение характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам подвижных игр и
соревнований;
умение в доступной форме объяснить правила (технику) двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
умение подавать строевые команды, вести счёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком уровне,
характеризовать признаки технического исполнения; технические действия в базовых
видах спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного курса
Подвижные и спортивные игры.
Волейбол:
влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться;
прием мяча у сетки;
отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении;
верхняя прямая подача;
блокирование мяча;
прямой нападающий удар через сетку с шагом;
прыжки вверх с места, с шага, с трех шагов (серия 3-6 по 5-10 раз).
Баскетбол:
понятие о тактике игры;
практическое судейство;
повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении;
ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах,
тройках;
ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой);
броски мяча в корзину с различных положений;
учебная игра.
Подвижные игры и игровые упражнения:
коррекционные;
с элементами общеразвивающих упражнений;
с лазанием и перелезанием;
с акробатикой и равновесием;
с бегом на скорость;
с прыжками в высоту и в длину;
с метанием мяча на дальность и в цель;
с элементами пионербола, волейбола, мини-футбола и баскетбола.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного
направления «Спортивные игры» в 10-11 классах рассчитана на 68 учебных часа, из них в
10 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели) и в 11 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34
учебные недели).
Тематическое планирование 10 класс
№
Тема урока
урока
Количество
Электронные
часов
образовательные ресурсы
«Спортивные игры (футбол)».
1.
ТБ
на
уроках
по
футболу. 1
Совершенствование
техники
передвижений,
http://videouroki.net
остановок,
поворотов и стоек.
2.
Футбол. Удар по катящемуся мячу 1
внешней стороной подъема, носком,
http://videouroki.net
серединой лба (катящемуся мячу).
3.
Футбол.
Совершенствование 1
техники ведения мяча.
uchportal.ru/
«Спортивные игры (баскетбол)».
4.
Баскетбол.
ТБ
на
баскетболу.
закрепление
уроках
по 1
Дальнейшее
техники
ловли
и
передач мяча.
5.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teache
r/?&subject[]=38
http://uslide.ru/fizkultura
техники ведения мяча.
6.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники
бросков
мяча.
Броски
http://videouroki.net
одной и двумя руками в прыжке.
7.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники вырывания и выбивание
uchportal.ru/
мяча, перехвата.
8.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники владения мячом и развитие
http://videouroki.net
координационных способностей.
9.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники
перемещений,
владения
http://videouroki.net
мячом и развитие координационных
способностей.
10.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
тактики игры.
11.
Баскетбол. Позиционные нападения 1
и
личная
защита
в
игровых
uchportal.ru/
http://videouroki.net
взаимодействиях 2:2, 3:3.
12.
Баскетбол.
Нападение
быстрым 1
http://videouroki.net
прорывом (3:2).
13.
Баскетбол.
(трех)
Взаимодействие
игроков
в
двух 1
нападении
и
uchportal.ru/
защите (тройка и малая, через
«заслон», восьмерка).
14.
Баскетбол. Игра по упрощенным 1
http://videouroki.net
правилам баскетбола.
15.
Баскетбол. Учебная игра.
16.
Баскетбол.
1
Совершенствование 1
uchportal.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
психомоторных способностей.
«Спортивные игры (волейбол)».
17.
Волейбол.
волейболу.
ТБ
на
уроках
по . 1
Совершенствование
http://uslide.ru/fizkultura
техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек
18.
Волейбол. Передача мяча над собой 1
во встречных колоннах. Отбивание
мяча кулаком через сетку.
http://videouroki.net
19.
Волейбол. Игра по упрощённым 1
правилам
волейбола.
uchportal.ru/
Совершенствование психомоторных
способностей и навыков игры.
20.
Волейбол. Развитие выносливости.
1
http://videouroki.net
21.
Волейбол. Развитие скоростных и 1
http://videouroki.net
скоростно-силовых способностей.
22.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
мяча с расстояния 3 метра от сетки.
23.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
мяча Прием передача.
24.
Волейбол.
техники
Дальнейшее
прямого
обучение 1
нападающего
http://videouroki.net
удара.
25.
Волейбол.
Дальнейшее
обучение 1
тактики игры. Совершенствование
тактики
освоенных
игровых
Подвижные
игры
uchportal.ru/
действий.
26.
Волейбол.
и 1
игровые задания, приближенные к
содержанию
http://videouroki.net
разучиваемых
спортивных игр.
«Спортивные игры (русская лапта)».
27.
Русская лапта. ТБ на уроках по 1
http://videouroki.net
русской лапте.
28.
Русская
лапта.
Основной 1
спортивный инвентарь для игры в
uchportal.ru/
русскую лапту.
29.
Русская лапта. Закрепление стойки 1
http://videouroki.net
игрока. Передвижения игроков.
30.
Русская лапта. Игры, подводящие к 1
игре «Лапта», «Вызов номеров».
http://videouroki.net
31.
Русская лапта. Ловли и передачи.
32.
Русская лапта. Игра по упрощенным 1
1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
правилам в мини-лапту.
33.
Русская лапта. Тактика игры в 1
http://videouroki.net
нападении.
34.
Русская лапта. Учебная игра.
1
uchportal.ru/
Количество
Электронные
часов
образовательные ресурсы
11 класс
№
Тема урока
урока
«Спортивные игры (футбол)».
1.
Футбол. ТБ на уроках по футболу. 1
Совершенствование
техники
передвижений,
остановок,
uchportal.ru/
поворотов и стоек.
2.
Футбол. Удар по летящему мячу 1
внутренней
стороной
средней
частью
стопы
и
подъёма.
http://videouroki.net
Закрепление техники ударов по
мячу и остановок мяча.
3.
Футбол.
Совершенствование 1
техники ведения мяча.
«Спортивные игры (баскетбол)».
4.
Баскетбол.
ТБ
на
уроках
по 1
баскетболу. Закрепление техники
передвижений,
http://videouroki.net
остановок,
поворотов и стоек.
5.
Баскетбол.
Закрепление
техники 1
ловли и передач мяча.
6.
Баскетбол.
Закрепление
техники 1
бросков мяча. Броски одной и двумя
uchportal.ru/
http://videouroki.net
руками в прыжке.
7.
Баскетбол.
Закрепление
вырывания
и
техники 1
выбивания
мяча,
http://videouroki.net
перехвата.
8.
Баскетбол.
Закрепление
тактики 1
игры.
9.
Баскетбол. Игра по упрощённым 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
правилам баскетбола.
10.
Баскетбол.
Нападения
быстрым 1
http://videouroki.net
прорывом (3:2).
11.
Баскетбол.
Взаимодействия
двух 1
игроков в нападении и защите.
12.
Баскетбол.
Дальнейшее
вырывания
и
техники 1
выбивания
мяча,
uchportal.ru/
http://videouroki.net
перехвата.
13.
Баскетбол. Игры по упрощенным 1
правилам баскетбола.
14.
Баскетбол.
Совершенствование 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
психомоторных способностей
15.
Баскетбол. Позиционные нападения 1
и личная защита 3:3, 4:4 на одну
http://videouroki.net
корзину.
16.
Баскетбол. Учебная игра.
1
uchportal.ru/
«Спортивные игры (волейбол)».
17.
Волейбол.
ТБ
волейболу.
на
уроках
по 1
Совершенствование
http://videouroki.net
технике передвижений, остановок.
18.
Волейбол. Передача мяча у сетки и 1
в прыжке через сетку. Передача
uchportal.ru/
мяча сверху, стоя спиной к цели.
19.
Волейбол.
психомоторных
Совершенствование 1
способностей
и
http://videouroki.net
навыков игры.
20.
Волейбол.
Совершенствование 1
координационные способности.
http://videouroki.net
21.
Волейбол.
Прием
мяча, 1
отраженного сеткой.
22.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
мяча в заданную часть площадки.
23.
Волейбол.
Прямой
нападающий 1
http://videouroki.net
удар при встречных передачах.
24.
Волейбол.
Тактика
Совершенствование
игры. 1
тактики
uchportal.ru/
освоенных игровых действий.
25.
Волейбол.
тактики
Совершенствование 1
освоенных
игровых
uchportal.ru/
действий. Игра в нападении в зоне
3.
26.
Волейбол. Терминологии избранной 1
спортивной игры; техники ловли,
http://videouroki.net
передачи, ведения мяча или броска,
тактики нападений и защиты.
«Спортивные игры (русская лапта)».
27.
Русская лапта. ТБ на уроках по 1
http://videouroki.net
русской лапте.
28.
Русская
лапта.
Основной 1
спортивный инвентарь для игры в
uchportal.ru/
русскую лапту.
29.
Русская лапта. Обучение стойки 1
http://videouroki.net
игрока. Передвижения игроков.
30.
Русская лапта. Игры, подводящие к 1
http://videouroki.net
игре «Лапта», «Вызов номеров».
31.
Русская лапта. Ловли и передачи.
32.
Русская лапта. Игра по упрощенным 1
1
правилам в мини-лапту.
33.
Русская лапта. Учебная игра.
1
uchportal.ru/
uchportal.ru/
http://videouroki.net
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник « Физическая культура 10-11 классы». В.И.Ляха. – М: Просвещение, 2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,В.А. Тишко. М: Просвещение , 2009г.
Физическая культура. Методические рекомендации. 10-11 класс: учебное пособие для
общеоб. Организаций В.И. Лях.- М: Просвещение 1017г.
Готовимся в выполнению норпмативов ГТО 10-11 классы. Г.И. Погадаев. Методическое
пособие. М: издательство « Дрофа» корпорация « Российский учебник».