РП элективного курса Актуальные вопросы обществознания

luинисTЕPсTBo

ПPOсBEщEIIиIЯ P ocсиЙскoЙ

ошДЕPAЦии

MинистepсTBo oбpaзoвaния Opенбypгскoй oблaсти
Чaстнoе oбщeoбpaЗoBaTeЛЬнoеyЧpе)ЦДeниe
''Cpедняя oбщeoбpaзoBaTеЛЬнaя
ЦIкoЛa'lPeкopД'' г. opскa
opенбypгскoй oблaсти'l

t

CoГЛACoBAнo

PACCМoTPЕHo

Ha ЗaceДaHии МеTo.цическoгo

нa Пе.цaгoГичeскoМ
сoBeTr
пpoToкoлNs /
oт <>Оl 202З г.

a

o 0ъ е.цинeIJ.ИkIYLИTeл eи
есTeстBeIiнo.ryNIaIIиTapЕoгo
цикЛa

YTB

пpoToкoл J\b_/_
oт <>
202З r.
_rt

PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA
эЛекTиBIIo гo кypсa <)
цля oб1..rarощиxоя10-11 клaссoB

Opск 2023

Пояснительная записка
Рабочая

программа

элективного

курса

«Актуальные

вопросы

обществознания»

предназначена для учащихся 10-11 класса, мотивированных на сдачу вступительного
экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов.
Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по
выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет
«обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по
специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической,
педагогической,

культурной

и

др.

Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции,
которые

нашли

отражение

в

данной

программе.

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие
затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта
приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает
трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания
(«Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся
очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и
общество»,

«Познание»),

различие

в

степени

представленности

отдельных

содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»),
слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и
степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными
операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая
компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более
целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с
жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на
основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические
положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном
контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные
знания

и

др.

Содержание учебного предмета ориентируется на систему теоретических знаний,
традиционные ценности российского общества, представленные на базовом уровне, и
обеспечивает преемственность по отношению к обществоведческому курсу уровня
основного общего образования путём углублённого изучения ряда социальных процессов
и явлений. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных компонентов содержания,

включающих знания, социальные навыки, нормы и принципы поведения людей в
обществе, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни.
Сохранение интегративного характера предмета на углублённом уровне предполагает
включение в его содержание тех компонентов, которые создают целостное и достаточно
полное представление обо всех основных сторонах развития общества, о деятельности
человека как субъекта общественных отношений, а также о способах их регулирования.
Каждый из содержательных компонентов, которые представлены и на базовом уровне,
раскрывается в углублённом курсе в более широком многообразии связей и отношений.
Кроме того, содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание к
характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения
учебного содержания положен принцип многодисциплинарности обществоведческого
знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук.
Углубление теоретических представлений сопровождается созданием условий для
развития способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных
видов (способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций.
Содержание учебного предмета ориентировано на познавательную деятельность,
опирающуюся как на традиционные формы коммуникации, так и на цифровую среду,
интерактивные

образовательные

технологии,

визуализированные

данные,

схемы,

моделирование жизненных ситуаций.
С учётом особенностей социального взросления обучающихся, их личного социального
опыта и осваиваемых ими социальных практик, изменения их интересов и социальных
запросов

содержание

учебного

предмета

на

углублённом

уровне

обеспечивает

обучающимся активность, позволяющую участвовать в общественно значимых, в том
числе волонтёрских, проектах, расширяющих возможности профессионального выбора и
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования.
Целями

изучения

элективного

курса

«Актуальные

вопросы

обществознания»

углублённого уровня являются:
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма,
правовой культуры и правосознания, уважения к социальным нормам и моральным
ценностям, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции
Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

развитие духовно­нравственных позиций и приоритетов личности в период ранней
юности, правового сознания, политической культуры, экономического образа мышления,
функциональной грамотности, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
освоение системы знаний, опирающейся на системное изучение основ базовых для
предмета социальных наук, изучающих особенности и противоречия современного
общества, его социокультурное многообразие, единство социальных сфер и институтов,
человека как субъекта социальных отношений, многообразие видов деятельности людей и
регулирование общественных отношений;
развитие комплекса умений, направленных на синтезирование информации из разных
источников (в том числе неадаптированных, цифровых и традиционных) для решения
образовательных задач и взаимодействия с социальной средой, выполнения типичных
социальных ролей, выбора стратегий поведения в конкретных ситуациях осуществления
коммуникации,

достижения

личных

финансовых

целей,

взаимодействия

с

государственными органами, финансовыми организациями;
овладение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения с опорой на инструменты (способы)
социального познания, ценностные ориентиры, элементы научной методологии;
обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различных областях
общественной жизни и в сферах межличностных отношений, создание условий для
освоения способов успешного взаимодействия с политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами и решения значимых для личности
задач, реализации личностного потенциала;
расширение

палитры

способов

познавательной,

коммуникативной,

практической

деятельности, необходимых для участия в жизни общества, профессионального выбора,
поступления в образовательные организации, реализующие программы высшего
образования, в том числе по направлениям социально­гуманитарной подготовки.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и
методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом,
синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля
является тренировочный

экзамен

и

самоанализ.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на
обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов,
схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического
материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения
достаточной

системности

и

глубины

понимания

обществоведческих

вопросов.

Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений
учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные
суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть
ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск,
систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных
источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий
при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень
собственных

знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой
курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью
вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение
каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.
Цель курса:
*Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня
теоретического обобщения;
*Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой
подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
*Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с
диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Задачи курса:
1. Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических
заданий по обществознанию;
2. Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с
различными типами источников.
3. Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и
предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Форма организации курса внеурочной деятельности - элективный курс.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знать и понимать



биосоциальную сущность человека ;



основные этапы и факторы социализации личности ;



место и роль человека в системе общественных отношений ;



закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;



тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также

важнейших социальных институтов ;


основные социальные институты и процессы ;



необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,

механизмы правового регулирования ;


особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь


характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления,

процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы ;


анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие

черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и
понятиями ;


объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные)

изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества
и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека) ;


раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-

экономических и гуманитарных наук ;


осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых

системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из
неадаптированных

оригинальных

текстов

(правовых,

научно-популярных,

публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;


сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать

соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и
обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;
различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы ;


оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,

организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности ;


формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные

суждения и аргументы по определенным проблемам;


подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу ;



применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения

познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения для


самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия

собственных

решений;

критического

восприятия

информации,

получаемой

в

межличностном общении и массовой коммуникации ;


оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических

ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации ;


решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;



ориентировки

в

актуальных

общественных

событиях,

определения

личной

гражданской позиции ;


предвидения возможных последствий определенных социальных действий ;



ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в

учреждениях среднего и высшего профессионального образования ;


оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

Тематическое планирование 10 класс
№

Название раздела и темы

Кол-во часов

I

Введение. Блок человек и общество 14

Цифровые образовательные ресурсы
https://soc-ege.sdamgia.ru/
https://soc-ege.sdamgia.ru/

II

Блок экономика

5

https://soc-ege.sdamgia.ru/
https://soc-ege.sdamgia.ru/

III

Политика и право

15

https://soc-ege.sdamgia.ru/
https://soc-ege.sdamgia.ru/

Тематическое планирование 11 кл
№

Название раздела и темы

Кол-во часов

Цифровые образовательные ресурсы

I

Введение. Единый государственный экзамен 3

https://soc-ege.sdamgia.ru/

по обществознанию: структура и содержание

https://soc-ege.sdamgia.ru/

экзаменационной работы.
II

Актуальные

вопросы

содержания

при 21

подготовке к ЕГЭ.

III

Элементы

обществоведческой

проверяемые в рамках ЕГЭ.

https://soc-ege.sdamgia.ru/
https://soc-ege.sdamgia.ru/

подготовки, 10

https://soc-ege.sdamgia.ru/
https://soc-ege.sdamgia.ru/

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Обществознание, 10 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Матвеев
А.И. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание, 11 класс/ Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.,
Лазебниковой А.Ю. и другие; под редакцией Боголюбова Л.Н.,
Лазебниковой А.Ю., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Общая методика преподавания обществознания в школе /
Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др.; под ред.
Л.Н. Боголюбова. – М.: Дрофа, 2008.
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание в современной школе: актуальные
вопросы теории и методики. – М.; СПб.: Нестор-История, 2013.
3. Курс школьного обществознания в эпоху цифровизации: содержание,
технологии, приемы [Текст] : учеб. – метод. пособие/ И.Б. Орлов, Е.К.
Калуцкая,
И.А. Лобанов, О.А. Французова; под общ. ред. И.Б. Орлова. – М.: Изд. дом
Высшей школы экономики, 2022.
4. Содержание социально-гуманитарного образования в современном
обществе и закономерности его становления: Монография / ФГНУ

«Институт
содержания и методов обучения РАО» / науч. ред. Л.Н. Боголюбов. – М.;
СПб:
Нестор-История, 2014.
5. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 10 класс :
пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н.
Боголюбов
и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
6. Обществознание. Рабочая программа. Поурочные разработки. 11 класс :
пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л.Н.
Боголюбов
и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
7. Словарь по обществознанию : учебное пособие для абитуриентов вузов
/ Ю.Ю. Петрунин, М.И. Панов, Л.Б. Логунова и др.; под ред. Ю.Ю.
Петрунина. –
М.: КДУ, 2006.
8. Лобанов, И.А. Изучение обществознания в условиях усиления влияния
средств массовой информации на сознание и поведение подростков: новые
возможности и новые риски / И.А. Лобанов // Преподавание истории и
обществознания в школе. – 2020. – № 2. – С. 46–50.
9. Французова, О.А. Softskills в современном образовании / О.А.
Французова,

И.А. Рахимянова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория,
методика,
практика: Сборник научных статей VII Всероссийской научнопрактической
конференции с международным участием. К 25-летию Московского
городского
педагогического университета, Москва, 25 марта 2020 года. – Москва:
Общество
с ограниченной ответственностью «Книгодел», 2020. – С. 475–481.
106
10. Лазебникова, А.Ю. Основные направления и проблемы доработки
федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования / А.Ю. Лазебникова // Профессиональное образование.
Столица. –
2019. – № 8. – С. 5–9.
11. Лобанов, И.А. Концепция преподавания обществознания в РФ как
фактор развития школьного обществоведческого курса / И.А. Лобанов //
Преподавание истории в школе. – 2019. – № 3. – С. 55–60.
12. Калуцкая, Е.К. Примерная рабочая программа по обществознанию как
инструмент проектирования современного урока / Е.К. Калуцкая, И.А.
Лобанов,

О.А. Французова // Преподавание истории и обществознания в школе. –
2021. –
№ 8. – С. 39–48.
13. Рутковская, Е.Л. Финансовая грамотность как компонент
функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий //
Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4 (61). – С. 98–
111.
14. Эффективные методы обучения в информационно-образовательной
среде: методическое пособие / [Осмоловская И.М., Кларин М.В., Гудилина
С.И.,
Макаров М.И.]; под ред. И.М. Осмоловской. – М.: ФГБНУ «Институт
стратегии
развития образования РАО», 2021. – С. 24.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. http://www.allend.ru/edu/social2htm- Образовательные ресурсы Интернета обществознание.
2. http://www.fw.ru.- Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
3. http://www. Ihtik.fib.ru/eneyel/index.html- Энциклопедии, словари,
справочники.
4. http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов
государственной власти Российской Федерации).

5. http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации. 6.
http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
7. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства
Российской Федерации.
8. http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по
общественным наукам.
9. http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в
России.
10. http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики:
базы данных, статистическая информация


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».