РП элективного курса Избранные вопросы биологии

MиIIисTЕPсTBo ПPoсBЕщЕния PoссиЙскoЙ

ошДЕPAЦии

MинистepсTBo oбpaзoвaния opенбypгскoй oблaсти
Чaстнoе oбщeoбpaЗoBaTeЛЬнoe yчpеfl(дelrиe
''Cpедняя oбщеoбpaЗoвaTеЛЬHaя цIкoЛa llPeкopД''
г. Opскa opенбypгскoй
oблaсти''

COГЛACоBAнo

PACCМoTPЕHO

Ha ЗaceДaнии МrTo.цическoГo
oбъединеНИI4УЧИTелeй
есTесTBеHI{O.
ryМaниTaplloгo
цикЛa

нa Пe.цaГoГиЧескoМ
сoBеTe

ПpoToкoлN,l
oт <>o8

IIpoToкoл N9' /

oт <<*l >> ф

202З г.

202З г.

PAБOчAя
эЛекTиBHoгo

ПPOгPAMMA

кypсa <<ИзбpaHIIьIr BoIIpoсЬI биoлoгии>>

для oб1"raloщиxся10 -11 клaссoв

Оpcк.2023 г.

Пояснительная записка
Программа элективного курса «Избранные вопросы биологии» разработана для обучающихся 1011х классов с целью проведения консультаций в рамках государственной итоговой аттестации.
Цель: подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 11
классов в форме ЕГЭ по биологии (знакомство школьников с особенностями данной формы
аттестации, отработка ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Задачи:


Обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках биологии с 5-9 классы.



Дать понятие о процедуре проведения итоговой аттестации в разных формах, критериях
оценки знаний учащихся и правилах заполнения экзаменационных бланков.



Повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования.



Закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ.



Формировать у обучающихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать
и анализировать информацию из различных источников.



Научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.



Научить эффективно распределять время на подготовку ответа и правильно его
выстраивать.



Формировать навыки самостоятельной работы учащихся и практического использования
знаний.



Развивать коммуникативную компетентность учащихся через решение экологических
задач, изучение вопросов сохранения окружающей среды и здоровья человека.



Обеспечить благоприятные условия для успешной сдачи государственной итоговой

аттестации по биологии.
Важным направлением программы является систематическая работа с тестовыми заданиями,
отработка демоверсий предыдущих лет, грамотное заполнение бланков регистрации и бланков
ответов 1 и 2.
Форма организации курса внеурочной деятельности - элективный курс.
Место и роль учебного курса
Изучение

материала

данного

курса

целенаправленно

на

подготовку

школьников

к

государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
Программа курса «Избранные вопросы биологии» позволит расширить и систематизировать
знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений,

грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип),
класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы
устойчивости биосферы и результата эволюции.
Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет, при подготовке
к ЕГЭ

следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает

затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии;
нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека,
характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.
Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать
сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил
здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в
биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и
функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные
связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических
теорий, законов, закономерностей.
В соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников по биологии содержание курса поделено на 3 содержательных блока. Содержание
этих блоков направлено на активизацию, систематизацию знаний об основных положениях
биологических законов, теорий, закономерностей, гипотез, строение и признаков биологических
объектов;

сущности

биологических

процессов

и

явлений;

особенностей

строения

и

жизнедеятельности организма человека.
«Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими знания: о строении,
функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых
организмов, наследственности и изменчивости; способах размножения, приемах выращивания
растений и разведения животных.
«Система, многообразие и эволюция живой природы»
содержит задания, контролирующие знания: о важнейших отличительных признаках основных
царств живой природы (Животные, Растения, Грибы, Бактерии, Вирусы); классификации
растений и животных (отдел (тип), класс); об усложнении растений и животных в процессе
эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
«Человек и его здоровье» содержит задания, выявляющие знания: о происхождении человека и
его биосоциальной природе, высшей нервной деятельности и об особенностях поведения
человека; строении и жизнедеятельности органов и систем органов (нервной, эндокринной,
кровеносной, лимфатической, дыхания, выделения, пищеварения, половой, опоры и движения);
внутренней среде, об иммунитете, органах
чувств, о нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности; санитарно-гигиенических
нормах и правилах здорового образа жизни.

В ходе групповых занятий следует уделять большое внимание формированию предметной
компетентности - природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской, формированию у
учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать
информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу
вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым
ответом.
В качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся предусмотрено проведение
промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде
выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший года.
Программа рассчитана на 68 часов в год для 10 класса , 2 часа в неделю и 68 часов в год для 11
класса , 2 часа в неделю.
Формы работы с обучающимися
 Групповая
 Индивидуальная
Содержание изучаемого курса в 10 классе
Признаки живых организмов.
Система, многообразие и эволюция живой природы.
Царство Бактерии.
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для
человека.
Царство Растения.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные,
голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные
семейства цветковых растений.
Царство Животные.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые
черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов:
Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся,
Птицы, Млекопитающие.
Человек и его здоровье.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы

жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций
организма

человека.

Нервная

система

человека.

Рефлекс.

Состав

центрального

и

периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и
головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Система дыхания.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав
и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма.
Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости.
Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные
единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные
единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие
человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные
единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы
органов.

Органы чувств, их роль в жизни человека.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение
информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и
мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание
крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и
др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных
заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами;
заболеваний,

вызываемых

паразитическими

животными

и

животными

переносчиками

возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами,
ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях;
травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Содержание курса 11 класса.
Введение
Предмет, задачи и методы генетики. Место генетике в системе естественных наук. Значение
генетики для понимания научной картины мира и решения практических задач. История
развития генетики. Дискретная природа наследственности. Молекулярная природа гена.
Основные понятия генетики. Связь между генами и признаками. Гибридологический метод
изучения наследственности.
Моногибридное скрещивание.
Моногибридное скрещивание. Законы наследования, установленные Г. Менделем. Первый закон
Менделя – закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Г. Менделя
–

закон

расщепления

признаков

во

втором

поколении.

Цитоплазматические

основы

моногибридного скрещивания. Независимое комбинирование гамет. Равновероятное слияние
гамет при оплодотворении. Гипотеза «чистоты» гамет.
Анализирующее скрещивание. Взаимодействие аллельных генов, неполное доминирование (кодоминирование, промежуточное наследование).
Статистические закономерности законов Г. Менделя. Правило вероятностей. Условия
менделирования признаков.
Множественный аллелизм. Лабораторные работы №1,2. Решение задач на моногибридное
скрещивание. Лабораторная работа №3. Статистическая природа закономерностей наследования
признаков.
Дигибридное и полигибридное скрещивание.
Определение дигибридного скрещивания. Закон независимого наследования признаков. Третий
закон Менделя. Цитологические основы независимого наследования (третьего закона Менделя).
Формула расщепления по генотипу и фенотипу. Условия выполенения третьего закона.
Полигибридное скрещивание. Закономерности наследования признаков при полигибридном
скрещивании. Нарушения закона независимого расщепления. Лабораторная работа №4, 5.
Решение задач по теме «Дигибридное, полигибридное скрещивание». Семинарское занятие по
темам «Моногибридное и дигибридное скрещивание».
Сложная структура гена и его химическая природа.
Гены и ферменты. Механизм действия генов. Поиски вещества наследственности. Код
наследственности.

Цитоплазматическая

наследственность.

Первый

этап

реализации

наследственной информации – синтез белков. Регуляция синтезов белков. Регуляция активности
ферментов. Понятие о метаболитических путях. Генная инженерия.
Локализация генов в клетке.
Локализация генов в клетке. Линейное расположение генов в хромосоме. Деление клетки. Митоз.
Мейоз. Параллелизм в поведении генов и хромосом при образовании гамет.
Перекомбинация генов лежащих в одной хромосоме. Генетические карты.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование
признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Расстояние между генами,
расположенными в одной хромосоме. Биологический смысл кроссинговера.
Метод картирования хромосом. Карты хромосом – прокариот. Карты хромосом – эукариот. Виды
взаимодействия

генов,

обеспечивающие

интеграцию

дискретных,

структурных

единиц

наследственности в целостную функциональную систему – генотип. Плейотропность.
Пенетрантность. Лабораторная работа №6,7. Решение задач по теме «Сцепленное наследование
признаков». Семинар по теме «Локализация генов в клетке».
Хромосомное определение пола и сцепленное с полом наследование.
Генетическое определение пола. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура

половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом, наследование ограниченное
полом. Наследование группы крови, резус фактора человека. Лабораторная работа №8. Изучение
карты хромосом человека. Лабораторная работа №9. Составление родословных. Лабораторная
работа №10. Решение задач по теме «Наследование признаков сцепленных с полом». Семинар по
теме «Хромосомное определение пола».
Закономерности изменчивости.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Виды аббераций и механизма их
возникновения.

Мутации:

соматические,

генеративные,

полулетальные,

летальные.

Эволюционная роль мутаций. Значение мутаций в биотехнологии.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов. Эволюционное
значение комбинативной изменчивости. Закон гомологичных рядов в наследственной
изменчивости И.Н. Вавилова.
Фенотипическое или модификационная изменчивость. Роль среды в развитии и проявлении
признаков. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Зависимости от
генотипа. Управление доминированием. Лабораторная работа № 11. Изучение изменчивости.
Построение вариационной кривой. Лабораторная работа № 12. Сравнение и описание типичных
и мутационных форм различных животных и растений. Лабораторная работа № 13. Сравнение и
описание полиплойдных форм растений по гербарным материалам. Семинар по теме
«Закономерности и изменчивости».
Генетика и микроэволюция.
Популяция – элементарная единица эволюции. Изменчивость как фактор эволюции. Отбор как
движущая сила эволюции. Факторы эволюции. Факторы, вызывающие изменения в популяциях.
Неслучайное скрещивание. Дрейф генов. Генетический груз. Поток генов. Лабораторная работа
№14. Решение задач по теме «генетика популяций». Семинар по теме
«генетика и микроэволюция».
Генетика .
Методы изучения генетики человека. Теоретические основы генеалогического и близнецового
методов. Роль медико-генетического консультирования. Значение цитогенетического метода для
выявления

хромосомных

аномалий

в

кариотипе

человека.

Другие

методы

изучения

наследственности человека: дерматоглифика, популяционно- статистический, биохимический и
др. Хромосомные аномалии и вызываемые ими заболевания. Генетические основы здоровья
человека.

Социальные

проблемы

генетики.

Этические

проблемы

генной

инженерии.

Клонирование. Проблемы лечения генетических заболеваний. Иммуногенетика. Семинар по теме
«Генетика человека».
Генетика и селекция.
Селекция как наука. Методы селекции. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов. Семинар по теме «генетика и селекция».

Заключение.
Резервное время 3 часа.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного

и

эвристического

характера;

развитие

внимательности,

настойчивости,

целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие
самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира.
3. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
4. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию
природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной
деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать
последовательность действий. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться
отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:


анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные

результаты;


идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;



выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;



ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;



формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;



обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:


определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;



обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;



определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;



выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);



выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;



составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения

исследования);
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;



систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;



отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;



оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;

Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации. Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные

связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:


подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;



выстраивать

логическую

цепочку,

состоящую

из

ключевого

слова

и

соподчиненных ему слов;


выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;



объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;



выделять явление из общего ряда других явлений;



определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;



строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;



строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;

Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и
пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей

деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:


определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;



отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности
Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:


целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

Предметные результаты:
Выпускник научится:


выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы)
и процессов, характерных для сообществ живых организмов;



аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;



аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды;



осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их
принадлежности к определенной систематической группе;



раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических
объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для
сохранения биосферы;



объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления
особенностей их строения и функционирования;



объяснять

механизмы

наследственности

и

изменчивости,

возникновения

приспособленности, процесс видообразования;


различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или
их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;



сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе
сравнения;



устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и

систем органов;


использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические
объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;



знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и
оценивать последствия деятельности человека в природе;



описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и
домашних животных, ухода за ними в агроценозах;



находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о
живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;



знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:


понимать

экологические

проблемы,

возникающие

в

условиях

нерационального

природопользования, и пути решения этих проблем;


анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния
факторов риска на здоровье человека;



находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе,
специализированных

биологических

словарях,

справочниках,

Интернет

ресурсах,

анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;


ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой
природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоциональноценностное отношение к объектам живой природы);



создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в
области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников
информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории
сверстников;



работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с
теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии,
генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать
собственный вклад в деятельность группы.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Биология» должны отражать готовность и
способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности,
системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих
традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта

деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена
российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
готовность к совместной творческой деятельности при создании учебных проектов, решении
учебных и познавательных задач, выполнении биологических экспериментов;
способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и
объяснять её;
умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с
разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и
исследовательских задач, уважительного отношения к мнению оппонентов при обсуждении
спорных вопросов биологического содержания;
готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности;
2) патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык
и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
ценностное отношение к природному наследию и памятникам природы, достижениям России в
науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии, понимания
значения биологии в познании законов природы, в жизни человека и современного общества;
идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его
судьбу;
3) духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России;
4) эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, труда, общественных отношений;

понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества
творческой личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
понимание и реализация здорового и безопасного образа жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность), бережного, ответственного и компетентного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью;
понимание ценности правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
осознание последствий и неприятия вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков,
курения);
6) трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность

к

активной

деятельности

технологической

и

социальной

направленности,

способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни;
7) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её
существования;
повышение уровня экологической культуры: приобретение опыта планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
способность использовать приобретаемые при изучении биологии знания и умения при решении
проблем, связанных с рациональным природопользованием (соблюдение правил поведения в
природе, направленных на сохранение равновесия в экосистемах, охрану видов, экосистем,
биосферы);
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей природной среде, умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
наличие развитого экологического мышления, экологической культуры, опыта деятельности
экологической

направленности,

умения

руководствоваться

ими

в

познавательной,

коммуникативной и социальной практике, готовности к участию в практической деятельности
экологической направленности;

8) ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего
места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между
людьми и познания мира;
понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального
научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем
сохранения природного равновесия;
убеждённость в значимости биологии для современной цивилизации: обеспечения нового уровня
развития медицины, создание перспективных биотехнологий, способных решать ресурсные
проблемы развития человечества, поиска путей выхода из глобальных экологических проблем и
обеспечения перехода к устойчивому развитию, рациональному использованию природных
ресурсов и формированию новых стандартов жизни;
заинтересованность в получении биологических знаний в целях повышения общей культуры,
естественно-научной

грамотности,

как

составной

части

функциональной

грамотности

обучающихся, формируемой при изучении биологии;
понимание сущности методов познания, используемых в естественных науках, способности
использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений окружающего мира и
происходящих в нём изменений, умение делать обоснованные заключения на основе научных
фактов и имеющихся данных с целью получения достоверных выводов;
способность самостоятельно использовать биологические знания для решения проблем в
реальных жизненных ситуациях;
осознание

ценности

научной

деятельности,

готовность

осуществлять

проектную

и

исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
готовность и способность к непрерывному образованию и самообразованию, к активному
получению новых знаний по биологии в соответствии с жизненными потребностями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№

Наименование Количество часов

п/п разделов

и

тем

образовательные ресурсы
всего

программы
1.

Электронные

Введение

2

контрольные

практические

работы

работы

0

0

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

4.

Модуль

1. 31

2

5

http://www.edu.ru

Система,

http://www.school.edu.ru

многообразие и

http://fcior.edu.ru

эволюция

http://katalog.iot.ru

живой

http://window.edu.ru

природы

http://www.fipi.ru
internet-school.ru

(цифровые)

https://bio-oge.sdamgia.ru
5.

Модуль

2. 31

2

8

http://www.edu.ru

Человек и его

http://www.school.edu.ru

здоровье

http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

7.

Модуль

№3. 10

1

0

http://www.edu.ru

«Повторение и

http://www.school.edu.ru

закрепление»

http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

ОБЩЕЕ
68
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ

6

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№

Наименование разделов Количество часов

п/п и тем программы

1.

Введение

всего

Электронные

контрольные

практические

работы

работы

1

(цифровые)
образовательные
ресурсы
http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

2.

Моногибридное
скрещивание

10

1

3

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru

https://bio-oge.sdamgia.ru
3.

Дигибридное

и 7

1

2

http://www.edu.ru

полигибридное

http://www.school.edu.ru

скрещивание

http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

4.

Сложная

структура 5

1

http://www.edu.ru

гена и его химическая

http://www.school.edu.ru

природа

http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

5

Локализация генов в 9
клетке

1

2

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru

http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru
6

Хромосомное

6

определение
сцепленное

пола
с

1

3

и

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru

полом

http://fcior.edu.ru

наследование

http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

7

Закономерности
изменчивости

7

1

3

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

8

Генетика

и 4

1

микроэволюция

1

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

9

Генетика

9

1

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru
http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru

10

Генетика и селекция

5

1

http://www.edu.ru
http://www.school.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://katalog.iot.ru
http://window.edu.ru

http://www.fipi.ru
internet-school.ru
https://bio-oge.sdamgia.ru
Резервное время
ОБЩЕЕ

2

КОЛИЧЕСТВО 68

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 10 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и другие;
под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• Биология, 11 класс/ Пасечник В.В., Каменский А.А., Рубцов А.М. и
другие; под редакцией Пасечника В.В., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Бауэр Э.С. Теоретическая биология / Э.С. Бауэр; Сост. и прим. Ю.П.
Голикова; Вступ. ст. М.Э. Бауэр. — СПб.: Росток, 2017. — 352 c.
Белясова Н.А. Биология: Учебник / Н.А. Белясова. — Мн.: Вышэйшая шк.,
2017. — 443 c.
Белясова Н.А. Микробиология: Учебник / Н.А. Белясова. — Мн.:
Вышэйшая шк., 2017. — 443 c.
Брюханов А.Л. Молекулярная микробиология: Учебник для вузов / А.Л.
Брюханов, К.В. Рыбак, А.И. Нетрусов. — М.: МГУ, 2017. — 480 c.
Воробьев А.А. Основы биологии, микробиологии и иммунологии: Учебник
для студентов среднего профессионального образования / В.В. Зверев, Е.В.
Буданова, А.А. Воробьев; Под ред. В.В. Зверев. — М.: ИЦ Академия, 2017.
— 288 c.
Воробьев А.А. Основы микробиологии и иммунологии: Учебник для
студентов среднего профессионального образования / В.В. Зверев, Е.В.
Буданова, А.А. Воробьев; Под ред. В.В. Зверев. — М.: ИЦ Академия, 2018.
— 288 c.
Горохова С.С. Основы биологии: Учебное пособие / С.С. Горохова, Н.А.
Прокопенко, Н.В. Косолапова. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 64 c.
Горохова С.С. Основы микробиологии, производственной санитарии и
гигиены: Учебное пособие / С.С. Горохова, Н.А. Прокопенко, Н.В.
Косолапова. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 64 c.
Горчаков Э.В. Основы биологической химии. Учебное пособие, 2-е изд.,
стер. — М.: Лань, 2019. — 208 c.
Дейша-Сионицкая М.А. Общая и санитарная микробиология с техникой
микробиологических исследований: Учебное пособие / М.А. ДейшаСионицкая. — СПб.: Лань, 2016. — 588 c.
Джамбулатов З.М., Раджабов О.Р., Магомедова У.Г.-Г. Философские
проблемы биологических и сельскохозяйственных наук Учебник. — М.:
Канон +, 2019. — 335 c.
Дондуа А. К. Биология развития. Учебник. — М.: Издательство СПбГУ,
2018. — 812 c.
Жегунов Г.Ф., Леонтьев Д.В., Щербак Е.В. Биология клетки. Физикохимические, структурно-функциональные и информационные основы. —

М.: Ленанд, 2018. — 544 c.
Захваткин Ю. А. Биология насекомых. — М.: Либроком, 2021. — 392 c.
Ивчатов А.Л. Химия воды и микробиология: Учебник / А.Л. Ивчатов, В.И.
Малов. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. — 218 c.
Инженерная биология. Учебник / Сухоруких Ю. И. — М.: Лань, 2016. —
360 c.
Камышева К.С. Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии:
Учебное пособие / К.С. Камышева. — Рн/Д: Феникс, 2018. — 281 c.
Караулов А.В. Иммунология, микробиология и иммунопатология кожи /
А.В. Караулов, С.А. Быков, А.С. Быков. — М.: БИНОМ, 2017. — 328 c.
Кисленко В.Н. Часть 1. Общая микробиология. В 2-х т. Ветеринарная
микробиология и иммунология: Учебник / В.Н. Кисленко, Н.М. Колычев. —
М.: Инфра-М, 2017. — 624 c.
Козарь М. В., Супряга А. М., Филиппова А. В. и др. Биология. Учебник /
Чебышев Н. В. — М.: Academia, 2017. — 448 c.
Козлова И. И., Волков И. Н., Мустафин А. Г. Биология. Учебник. — М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 336 c.
Колесников С.И. Общая биология (для спо) / С.И. Колесников. — М.:
КноРус, 2016. — 416 c.
Константинов В.М. Общая биология: Учебник / В.М. Константинов. — М.:
Академия, 2019. — 304 c.
Коротяев А.И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология:
Учебник для медицинских вузов / А.И. Коротяев, С.А. Бабичев. — СПб.:
СпецЛит, 2017. — 760 c.
Красникова Л.В. Микробиология: Учебное пособие / Л.В. Красникова. —
СПб.: Троицкий мост, 2017. — 296 c.
Кузнецова Т.А. Общая биология. Теория и практика: Учебное пособие /
Т.А. Кузнецова, И.А. Баженова. — СПб.: Лань, 2018. — 144 c.
Максимов В. И., Остапенко В. А., Фомина В. Д. и др. Биология человека.
Учебник. — М.: Лань, 2015. — 366 c.
Мамонтов С.Г. Общая биология (спо) / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров. — М.:
КноРус, 2018. — 68 c.
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой
промышленности: Учебник для начального профессионального образования
/ Л.В. Мармузова. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 160 c.
Мартинчик А.Н. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебник
для студентов сред. проф. учебных заведений / А.Н. Мартинчик, А.А.
Королев, Ю.В. Несвижский. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 352 c.
Нетрусов А.И. Биология. Университетский курс: Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования / А.И. Нетрусов, И.Б.
Котова. — М.: ИЦ Академия, 2017. — 384 c.
Общая биология: Учебник / Под ред. Константинова В.М.. — М.: Academia,
2018. — 704 c.
Пак В.В. Биология: Учебник / Н.П. Лысенко, В.В. Пак, Л.В. Рогожина; Под
ред. Н.П. Лысенко. — СПб.: Лань, 2017. — 576 c.

Просветов Г. И. История биологии. Учебно-практическое пособие. — М.:
Альфа-Пресс, 2016. — 192 c.
Рубина Е.А. Микробиология, физиология питания, санитария: Учебное
пособие / Е.А. Рубина, В.Ф. Малыгина. — М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М,
2017. — 240 c.
Сидорова М.В. Биология человека. Человек как биосоциальное существо.
Учебник. — М.: Лань, 2019. — 240 c.
Слесаренко Н.А. Основы биологии размножения и развития. Учебнометодическое пособие для ВО. — М.: Лань, 2020. — 80 c.
Солвей Дж. Г. Наглядная медицинская биохимия. Учебное пособие. — М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2020. — 168 c.
Тейлор Д. Биология: в 3-х томах. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 2021
c.
Тулякова О. В. Биология. Учебное пособие. — М.: Директмедиа
Паблишинг, 2020. — 450 c.
Тулякова О. В. Избранные вопросы общей биологии. Учебное пособие. —
М.: Директмедиа Паблишинг, 2020. — 147 c.
Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной
деятельности / Е.И. Тупикин. — М.: Academia, 2017. — 16 c.
Уилсон К., Уолкер Дж. Принципы и методы биохимии и молекулярной
биологии. — М.: Лаборатория знаний, 2021. — 848 c.
Шапиро Я. С. Биологическая химия. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020.
— 312 c.
Шустанова Т. А. Биология в схемах, таблицах и рисунках. Учебное
пособие. — М.: Феникс, 2020. — 142 c.
Шустанова Т. А. Репетитор по биологии. Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ. Для
поступающих в медицинские учебные заведения. — М.: Феникс, 2020. —
550 c
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://center.fio.ru/method
http://www.nsu.ru/education/i4biol/index.html..
http://www.altai.fio.ru/projects/group4/potok13/site/index.html
http://www.college.ru/biology/.
http://nrc.edu.ru/est/. .
http://bio.1september.ru/.
http://www.ecosystema.ru/.
http://evolution.powernet.ru/.
http://www.biodiversity.ru/publications/.
http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm
http://www.kozlenkoa.narod.ru/.
http://center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000811
http://www.livt.net/index.htm
http://www.mec.tgl.ru/index.php?module=subjects func=viewpage pageid=133 .

http://macroevolution.narod.ru/
http://www.bio.msu.ru/l01/index.html#main.htm.
http://charles-darwin.narod.ru/
http://learnbiology.narod.ru/
http://www.iteb.serpukhov.su/scch/Educat.htm
http://www.wwf.ru/.
http://www.biolog188.narod.ru/.
http://www.eco.nw.ru/ .
http://www.learnbiology.ru/
http://school.holm.ru/predmet/bio/
http://catalog.alledu.ru/predmet/bio/
http://www.history.ru/freebi.htm/
http://www.websib.ru/noos/biologi /
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/BIOL/biol.htm/
http://nrc.edu.ru/est/r4/
http://rostest.runnet.ru/
http://www.examen.ru/db/ExamineBase/default.html/
http://www.edu.yar.ru/catalog.php?edu=middle thread=biology/
http://www.edu.yar.ru/russian/pedbank/sor_uch/biol/
http://genetics.timacad.ru/works_paper1.htm.
http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/tokranov1/titul.htm
http://www.icc.ru/gal/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».