РП элект. курса Теория и практика написания сочинения-рассуждения 10-11 класс

MиIIисTЕPсTBo ПPoсBЕЩEHуIЯ P oСсиЙскoЙ ошдЕPAции

MинистеpстBo oбpaзoвaнияopeнбypгскoйoблaсти
opгaни3aция
AвтoнoмнaянекoММepческaяopгaнизaцияoбщеoбpaзoвaтrЛЬнaя
г. opскa
<>

opенбуpгскoй oблaсти>>

PACCMoTPЕHo

сoГЛACoBAнo

нa пе,цaГoгическoМ сoBеTе
пDoToкoЛ Nsl oт 29.08. 2025 г

Метoдичoскoгo
нa зaсе.цzш{ии
oбъе.циненииуrителей
гyl\,IallиTapнoгoцикJra
1 oт 28.08.2025г.
J'.lЪ
IIpoToкoJI

PAБOЧAЯ ПPOгPAMMA
эЛекTиBIIoгo кyрсa
<
для oбуraющихся

10.11 кJIaссoB

Coстaвитель:CимoнoBa И.С,

г. opск 2025r.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» предназначен для
обучающихся 10 - 11 классов для подготовки в написании итогового сочинения и
сочинения – рассуждения и итогового сочинения.
Рабочая программа элективного курса по русскому языку составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта образования, авторской
программы элективного курса «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ» под редакцией А. Г.
Нарушевича.
Цели данного элективного курса:
 подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку,
 подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
 развитие творческих способностей личности;
 развитие логического мышления;
 развитие связной монологической речи;
 овладение учащимися свободной письменной речью.
Задачи элективного курса:
 помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к итоговому сочинению и к
выполнению задания 27 ЕГЭ по русскому языку :
 совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
 формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
 совершенствовать и развивать умения читать, понимать, анализировать общее
содержание текстов разных функциональных стилей;
 совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
 формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
 привитие способности к самостоятельной деятельности.
На элективный курс ««Теория и практика написания сочинения» в 10–11 классах
основного среднего образования в учебном плане отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа
(1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия
"направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания
сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и
понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над
сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы - понятия в вопрос.
Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в
теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек
из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.

Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи:
рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к
написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ
образцовых заключений. Творческая работа. Главная часть сочинения: аргументация.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура аргументов в
сочинении-рассуждении. Способы цитирования и привлечение литературного
материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения-рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над
абзацным членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий
к сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды
комментариев. Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения
позиции автора. Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение
иллюстративного материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и
минусы)
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные грамматические
ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные ошибки.
Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и речи.
Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа. Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии.
Практическая работа с антонимами, синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля. Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»?
Что значит «соответствие теме»? Советы пишущему сочинение.

Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта
учащихся и аналитического материала по курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения обучающимися программы элективного курса
«Теория и практика написания сочинения» на уровне среднего общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной
организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами
и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности;
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
 принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в
текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
2) патриотического воспитания:
 сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа,
традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях,
труде;
 идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
3) духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь
на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов
России.
4) эстетического воспитания:

 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда, общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
 убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного,
творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому
языку.
5) физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
6) трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять
такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор
будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
7) экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности.
8) ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку,
индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей
программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния,
видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;

 саморегулирования,
включающего
самоконтроль,
умение
принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к
эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
 эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,
коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её
всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов
различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов,
жанров;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов
целям;
 координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому
языку;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения элективного курса «Теория и практика написания сочинений»,
способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
 владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе
по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
разнообразных жизненных ситуациях;
 выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

 давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные
средства и способы действия — в профессиональную среду;
 выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
 владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию
и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
 оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных технологий при
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
 владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
 осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
 пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно
вести диалог;
 развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
 делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за
результаты выбора;
 оценивать приобретённый опыт;
 стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы
рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;

 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
 признавать своё право и право других на ошибку;
 развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и
возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
 оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть
инициативным.
Предметные результаты:
воспринимать лингвистику как часть общечеловеческого гуманитарного знания;
рассматривать язык в качестве многофункциональной развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления при оценке собственной и чужой
речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные
тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;

совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
характеризовать роль форм русского языка в становлении и развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и представлять их в виде
доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в соответствии с его
функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой принадлежности;
осуществлять речевой самоконтроль, самооценку, самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и жанров на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
определять пути совершенствования собственных коммуникативных способностей и
культуры речи.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 КЛАСС

№
п/п

Наименование
Количество часов
разделов и
тем
программы
Контрольные
Всего
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Практические
работы

Раздел 1. Введение

1.1

Введение в
элективный
курс.
Требования к
итоговому
сочинению

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

4

Раздел 2. Формулировка темы сочинения
Анализ
формулировки
2.1. темы.
2

2.2.

Виды тем

8

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

2

Раздел 3 Композиция сочинений
Вступление
к
3.1. сочинению
7

3.2.

3.3.

4

Главные части
сочинения: тема
и аргументация.
Заключение
Практикумы
анализ
сочинений

4

1

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

1

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

2
и
7

5

34

9

Итоговое сочинение
(изложение) (fipi.ru)

11 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п

Наименование разделов и
тем программы

Всего

Конт
роль
ные
рабо
ты

Практи
ческие
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Требования к сочинению - рассуждению ЕГЭ
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

1.

Требования к сочинениюрассуждению ЕГЭ

2

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)
ЕГЭ−2025, Русский
язык: задания, ответы,
решения (sdamgia.ru)

Раздел 2. Структура и композиция сочинения

Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

2.1.

Соразмерность частей
сочинения

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

2

ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения
(sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

2.2.

Формулирование проблемы
исходного текста

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

2

ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения (sdamgia.ru)

2.3.

Комментарий к
сформулированной
проблеме исходного текста

Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

3

1

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)
ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения (sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

2.4.

Формулирование позиции
автора исходного текста

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

2

ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения (sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

2.5.

Выражение собственного
мнения.

3

1

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)
ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения (sdamgia.ru)

Раздел 3. Виды ошибок

Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

3.1.

Виды грамматических
ошибок

4

1

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)
ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения (sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

3.2.

Речевые ошибки

2

1

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)
ЕГЭ−2025, Русский язык: задания,
ответы, решения
(sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

3.3.

Этические и фактические
ошибки

5

1

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

ЕГЭ−2025, Русский язык:
задания, ответы, решения
(sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

3.4.

Логические ошибки

2

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

1

ЕГЭ−2025, Русский язык:
задания, ответы, решения
(sdamgia.ru)

4. Изобразительно-выразительные средства языка и речи
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

4

Изобразительновыразительные средства языка
и речи

4

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

1

ЕГЭ−2025, Русский язык:
задания, ответы, решения
(sdamgia.ru)
Открытый банк заданий ЕГЭ
(fipi.ru)

5

Практикум по написанию
сочинения

3

Демоверсии,
спецификации,
кодификаторы (fipi.ru)

2

ЕГЭ−2025, Русский язык:
задания, ответы, решения
(sdamgia.ru)

Итого

34

9

Поурочное планирование
10 класс
№

Тема

1

Введение в элективный курс. Требования к 1
итоговому сочинению по литературе

2

Понятия "направление" и "тема сочинения".

1

3

Подходы к трактовке художественного текста.

1

4

Требования к написанию сочинения. Критерии
оценивания сочинения.

1

Всего

Контроль Практи-ные
ческие
работы
работы

5

Логический анализ и осмысление формулировки 1
темы. Анализ формулировки темы. Выбор темы
и логический анализ ее формулировки.
Понимание темы.

6

Знание
и
понимание
привлекаемого 1
литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров

7

Проблемный вопрос в темах различной
формулировки.

1

8

Преобразование темы- понятия в вопрос.

1

9

Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум).
Работа с темой-цитатой, темой- афоризмом.

1

10

Средства художественной выразительности в
теме цитате. Анализ проблематики тем афоризмов.
Урок-практикум. Толкование темы-афоризма.

1

11

1

12

Широкое и узкое понимание темы. Работа с 1
текстами, определение темы текста.

13

Ассоциативные цепочки и ключевые слова к 1
теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.

14

Синквейн, диаманта и штрих к ключевым словам 1
темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.

15

Структура сочинения- рассуждения. Структура
рассуждения: тезис - доказательство – вывод.

1

16

Типы речи: рассуждение, повествование,
описание. Их основные признаки и различия.

1

17

Композиция сочинения. Композиция сочинения
с учетом различия родов и жанров используемых
для аргументации произведений.

1

18

Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной композицией.
Вступление к сочинению. Написание вступления
к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений
к школьным сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От вопроса темы
к вступлению. Анализ образцовых вступлений.

1

21

Творческая работа. Синквейн, диаманта и
штрихи как опорный конспект к написанию
вступления.

1

22

Главные части сочинения: тема и аргументация.

1

19

20

1

1

1

1
1

23

Работа с вопросами темы. Формулировка
аргументов.

24

Виды и структура аргументов в сочинении- 1
рассуждении. Анализ аргументации в школьном
сочинении.

25

Способы цитирования и привлечение
литературного материала. Фактические ошибки.

1

26

Заключения к сочинению. Анализ заключений к
школьным сочинениям. Виды заключений.

1

27

От главного вопроса темы к заключению. 1
Анализ образцовых заключений. Творческая
работа

1

28

Урок- практикум. Сбор материала к
пробному сочинению в формате
итогового сочинения по темам текущего
учебного года.

1

1

29

Урок- практикум. Пробное сочинение в
формате итогового сочинения по темам
текущего учебного года.

1

1

30

Анализ работ. Работа над ошибками.

1

31

Анализ направлений, предложенных для
подготовки к сочинениям в учебном году.

1

32

Критерии оценивания сочинения.

1

33

Урок-практикум «Оцени сочинение по
критериям».

1

1

34

Урок-практикум «Оцени сочинение по
критериям».

1

1

Итого

34

9

1

1

11 класс.

№ Тема

Всего

1

Структура экзамена. Требования к
сочинению - рассуждению в формате ЕГЭ

1

2

Структура экзамена. Требования к
сочинению - рассуждению в формате ЕГЭ

1

3

Соразмерность частей сочинения. Работа
над композицией сочинения-рассуждения.

1

Контро
льные
работы

Практи
ческие
работы

Дата
проведе
ния
урока

4

Соответствие сочинения критериям оценки.
Работа над абзацным членением текста.

5

Формулирование проблемы исходного текста. 1

6

1
Формулирование проблемы исходного
текста. Урок практикум. Различие понятий
темы и проблемы.
Комментарий к сформулированной
1
проблеме. Способы комментирования.

7

1

Различные виды комментариев
Способы комментирования. Различные виды
комментариев. Урок-практикум.

1
1

10 Формулирование позиции автора исходного
текста.

1

11 Способы выражения позиции автора.
12 Выражение собственного мнения. Способы
выражения.

1
1

13 Включение иллюстративного материала из
произведений
русской
и
мировой
литературы (плюсы и минусы)

1

14 Урок-практикум. Написание сочинения в
формате ЕГЭ.

1

15 Основы грамотного письма. Виды
грамматических ошибок.

1

16 Грамматические ошибки и их виды.
Грамматическая норма.

1

17 Типичные грамматические ошибки в
школьных сочинениях.

1

8
9

18 Орфографические и пунктуационные шибки. 1
Редакторская работа с текстом.
19 Речевые ошибки в сочинении. Речевые
ошибки и их виды

1

1

1

1

1

20

Типичные речевые ошибки в школьных
сочинениях. Редакторская работа с
текстом.

1

21

Этические и фактические ошибки.

1

22 Определение этической и фактической
1
ошибки. Их виды и способы
предупреждения.
23 Урок-практикум. Написание сочинения в 1
формате ЕГЭ.

1

1

24 Логические ошибки в сочинении. Типичные
логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом
25
Изобразительно-выразительные средства
языка и речи. Тропы и синтаксические
фигуры.

1

26

Определение различных изобразительновыразительных средств языка и речи.

1

27

Функции тропов и синтаксических
фигур в речи, их основные признаки.
Творческая работа.

1

28

Изобразительные возможности
лексики.

1

29

Основные
термины
Практическая работа
синонимами,
фразеологизмами.

1

30

Выбор
стиля.
Оригинальность. 1
Редакторская правка текста. Анализ
стилистических недостатков. Творческая
работа по выработке индивидуального
стиля.

31

Разработка подробного алгоритма
написания сочинения. Привлечение
опыта учащихся и аналитического
материала по курсу.

1

32

Урок-практикум по написанию
сочинения.

1

1

33

Урок-практикум по написанию
сочинения.

1

1

34

Анализ сочинений

1

Итого

лексикологии.
с антонимами,
омонимами,

1

1

34

-

9

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 10-11 классы/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и
другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Русский язык: 10-11 классы: базовый уровен:учебник/Рыбченкова Л.М.,
Александрова О.М., Нарушевич А.Г. и др.- Москва: Просвещение
2.
Власенков, А. И. Русский язык: грамматика, текст, стили речи : учеб. для 10–11
классов общеобразоват. учреждений / Л. М. Рыбченкова. – М. : Просвещение
3.
3 Власенков, А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык:
грамматика, текст, стили речи» для 10–11 классов общеобразоват. учреждений / А. И.
Власенков, Л. М. Рыбченкова.–М.:Просвещение.
4.
4 Власенков, А. И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык:
грамматика, текст, стили речи». 10–11 классы / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М. :
Просвещение.
5.
Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебнометодическое пособие/Н.А.Сенина,А.Г.Нарушевич
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Открытый банк заданий ЕГЭ (fipi.ru)
-Демоверсии, спецификации, кодификаторы (fipi.ru)
-ЕГЭ−2025, Русский язык: задания, ответы, решения (sdamgia.ru)
-Новости (sochinenie11.ru)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».