РП Внеур. деят. Логопедические занятия ИН 1-4 класс

VIиHиCTЕPсTBO ПPoсBЕщЕния

Po CсиЙскoЙ

ошДЕPAЦии

МинистepстBo oбpaзoвaния Opепбypгскoй oблaсти
Aвтoнoмнaя некoпrмеpчrскaя opгaнизaция oбщеoбpaзoвaтrльнaя opгaнизaция .
<>
г. opскa

opенбypгскoйoблaстш>

PAссMoTPЕнo

Ha пeдaгoгичeскoм сoBеTе
Пpoтoкoл Nbl
oт29.08.2025r.

сoгЛAсoBAнo

НaзaceДaнии
МrToДичrскoгo
oбъединeнияунитeлeir
нaчaлЬных кJIacсoB
пpoтoкoJIЛbl oт
28.08.2025г.

Paбoчaя пpoгрaМMa llaчaЛЬнoгo oбщeгo oбpaзoвaния
BIIеypoчнoй .цeятeЛЬнoсTи
кopprкциoнH oгo кypсa <<Лoгoпе.ци
чeски e зaн"iи"''
oбyuaющихся
с иtITеЛлекTyaЛЬнЬIlvIинapyшенияM и
для

(вapиaнт 1)
1.4 к.пaссьl

opск,2025г.

Пояснительная записка
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС) одним из разделов адаптированной
основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП) является программа коррекционной
работы, в которой немалое место отводится развитию коммуникативных умений и
навыков обучающихся. Нарушения речевого развития обучающихся данной категории
носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. Формирование
полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне
развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств
языка (произношение, грамматический строй,словарный запас), а также умений, навыков
свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. В связи с этим,
коррекционный курс «Логопедическая коррекция» является актуальным.
Данная
программа
обеспечивает
требования
ФГОС:
формирование
первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой,
формирование элементарных представлений о русском языке как средстве
общения и источнике получения знаний; осознание значения чтения для решения
социально-значимых задач, развития познавательных интересов; формирование и
развитие техники чтения, осознанного чтения доступных по со- держанию и возрасту
литературных текстов; формирование коммуникативных навыков в процессе чтения и
литературных
произведений;
расширение
представлений
об
окружающей
действительности; обогащение лексической и грамматико-синтаксической сторон речи;
развитие навыков связной устнойречи, навыков устной коммуникации и их применение в
различных ситуациях общения; ознакомление со средствами устной выразительности,
овладение нормами речевого этикета.
Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционная работа по развитию фонематических процессов, лексико грамматического строя и формированию связной речи, проводимая на коррекционно –
развивающих логопедических занятиях (индивидуальных/ подгрупповых/ групповых),
способствует наиболее полноценному овладению русским языком обучающимися,
уверенной коммуникации в социуме, а также служат основой дальнейшей социальной
адаптации обучающихся, развития жизненных компетенций, формирования личности в
целом.
Логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.
Содержание логопедических занятий согласовано с программой по чтению, русскому
языку и речевой практики. Логопедическая работа осуществляется в рамках целостного
подхода к воспитанию и развитию обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Исходным принципом для определения целей и задач логопедической коррекции, а
также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции
развития. Главным является и создание условий, в максимальной степени,
способствующих развитию обучающегося.
Логопедическая работа основывается на принципе поэтапного форми- рования
умственных действий, чтобы обучающийся смог от наглядно-действенного и нагляднообразного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Весь процесс
работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза,
сравнения, абстрагирования, обобщения с максимальным включением анализаторов,
1

использованием разнообраз-ной наглядности.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления
правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются
логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по
форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности ВНД, работоспособность,
уровень несформированности речи, предполагается частая смена видов деятельности,
переключение ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются
умственно отсталому ребёнку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
Для реализации программы коррекционного курса применяются лого- педические
технологии в рамках личностно-ориентированного подхода, ко- торые позволяют
учитывать:
- психологические
особенности
обучающихся
с
интеллектуальным
недоразвитием;
- подачу учебного материала дозированными, последовательными, систематичными шагами с частым повторением пройденного;
- практическую направленность учебно - коррекционного процесса;
- поддерживающий характер обучения, предполагающего своевремен- ную
помощь и уверенность на логопедических занятиях.
На коррекционно - развивающих логопедических занятиях использу- ются
следующие технологии:
- по коррекции звукопроизношения обучающихся и развитию лексико
– грамматических категорий, технологии: Р. И. Лалаевой, М.Е. Хватцева, М.Ф.
Фомичёвой, Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Архиповой, Ю.Б. Жихаревой-Нор-киной и др.;
- по формированию навыков звукового анализа и синтеза, адаптирован- ная
методика Г. А. Глинка, Н. Зайцева;
- для развития связной речи, обогащению словарного запаса обучаю- щихся,
технологии: Н.Г. Андреевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковойи др.;
- по предупреждению и исправлению нарушений чтения и письма, тех- нологии:
Р.И Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Е.В Мазано- вой, О. В Чистяковой
и др.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются
индивидуальные особенности каждого ребенка. Коррекционно- развивающие занятия
выполняют задачи подготовки выпускника к самостоятельной жизни, готовят к
вступлению в сложный мир производственных и человеческих отношений.
Описание места коррекционного курса в
учебном плане
В соответствии с учебным планом, на освоение коррекционного курса отводится:
1 классы и 1 (дополнительный) по 99 часов в год (3 часа в неделю);2-4 классы
по 102 часа в год (3 часа в неделю);
Логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня.
Первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) отводятся для обследования
устной и письменной речи обучающихся.
Последние две недели мая (с 15 по 31 мая) отводятся для итогового об-следования
устной и письменной речи обучающихся и проведения монито- ринга усвоения
программы коррекционного курса.
Продолжительность логопедических занятий составляет:
в I (дополнительном) и I классах групповое занятие 35 - 40 мин, инди- видуальное
20-40 минут.

2

во II - IV классах длительность группового занятия составляет 40 – 45 мин,
индивидуального – 20-45 мин.
Рекомендуемая предельная наполняемость групповых занятий не более6-8 человек.
Количество часов, отведенное на изучение каждой темы, является при- мерным и
может варьироваться в зависимости от результатов обследования, а также от
индивидуального темпа усвоения программного материала. Весь материал,
представленный в программе, составлен с учетом «гибкого» КТП, в котором
последовательность тем и содержание работы согласуются с пла- нированием учителя по
предметам "русский язык" и "чтение, "речевая прак-тика".
Личностные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Личностные результаты включают овладение обучающимися соци- альными
(жизненными) компетенциями, обеспечивающими формирование и развитие социальных
отношений обучающихся в различных средах.
Личностными результатами освоения коррекционного курса определены:
1) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
2) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование иразвитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в раз-ных
социальных ситуациях.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенци- ями. Оценка достижений
личностных результатов производится 1 раз в год. Система оценки личностных
результатов включает параметры и индикаторы, представленные в таблицах 1,2 (см.
приложение 1)
На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки делается
вывод о динамике развития жизненной компетенции обучающегося за год по каждому
показателю по следующей шкале (см. Приложение 1)
Результаты оценки личностных достижений заносятся в бланк оценки личностных
результатов освоения коррекционного курса, который является приложением к речевой
карте обучающегося.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содер- жания
коррекционного
курса,
базируются
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов и представлены минимальным и достаточ- ным
уровнем.Предметные результаты освоения коррекционного курса 1этапа обу-чения 1(1)
и 1-4 классы (восполнение пробелов в развитии фонетико – фоне- матической стороны
речи, лексико-грамматического строя речи, профилак- тика дисграфии):
развитие речевого слуха - различение, опознавание и распознавание наслух звуков
речи;
овладение элементарными навыками звуко-слогового анализа и син-теза;
формирование правильного звукопроизношения;
умение правильно использовать поставленные звуки;
развитие умения контролировать собственную речь.
Ожидаемые предметные результаты:
Достаточный уровень:
Обучающийся умеет:
3

- Слышать есть ли заданный звук в слове (ударный гласный в начале ив середине
слов, согласный глухой, сонорный в начале, середине
слова);
- Определять количество и последовательность звуков в прямых и об-ратных
слогах;
- Выделять первый звук в слове;
- Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположен-ные в
разной последовательности;
- Различать близко звучащие, но разные по значения слова;
- Определять последовательность звуков в словах, состоящих из трехзвуков;
- Определять количество звуков в слове;
- Определять количество слов в предложении (в том числе с предло-гами в, на,
из, у, над, под, с, за, к)
- Понимать значение и употреблять в речи предлоги в, на, из, у, над,под, с, за,
к.
- Дифференцировать звонкие и глухие парные, твердые и мягкие пар-ные
согласные
- Применять на письме для обозначения мягкости согласных мягкийзнак,
йотированные гласные;
- Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложения(с
предлогами и без);
- Писать под диктовку предложение с предварительной подготовкой;
- Правильно оформлять предложения (начало предложения, конец
предложения);
- Использовать поставленные звуки в устной речи
- Контролировать собственную речь.
Минимальный уровень:
Обучающийся умеет:
- Слышать есть ли заданный звук в слове (ударный гласный в начале);
- Определять количество и последовательность звуков в прямых и об-ратных
слогах с организующей помощью учителя-логопеда;
- Выделять первый гласный звук в слове;
- Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположен-ные в
разной последовательности;
- Списывать с доски, прочитанные и разобранные слова и предложе-ния;
- Определять количество слов в предложении;
- Понимать значение предлогов в, на, из, у, над, под, с, за, к, без, около,перед
- Использовать поставленные звуки в устной речи.
Содержание коррекционного курса
Программа коррекционного курса построена по цикличному принципу и
предполагает, повторение лексической тематики в каждом классе с добав- лением новых
тем (усложнением материала).
Основные направления коррекционно-педагогической работы разде- лены на 3
этапа:
I этап: 1(дополнительный) и 1 – 4 классы (восполнение пробелов в раз- витии
фонетико – фонематической стороны речи, профилактика и коррекция дисграфии,
дислексии, развитие лексико-грамматических категорий);
1 класс (дополнительный)
4

Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (4 часа). Данный раздел включает в себя:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков.
II раздел – подготовительный (8 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий (87 часов) включает:
автоматизацию нарушенных звуков;
дифференциацию смешиваемых звуков;
введение звуков в самостоятельную речь;
развитие фонематического восприятия;
развитие навыков фонематического анализа и синтеза,
развитие лексико-грамматических категорий
1 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (7 часов). Данный раздел включает в себя:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков.
II раздел – подготовительный (8 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий (84 часа) включает:
автоматизацию нарушенных звуков;
дифференциацию смешиваемых звуков;
введение звуков в самостоятельную речь;
развитие фонематического восприятия;
развитие навыков фонематического анализа и синтеза,
развитие лексико-грамматических категорий.
2 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (7 часов). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков;
. обследование состояния чтения и письма.
5

II раздел – подготовительный (6 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий (90 часов), включает:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков
дифференциацию смешиваемых звуков
введение звуков в самостоятельную речь
развитие фонематического восприятия
совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза
развитие навыков анализа простых
введение в речь простых и
сложных предлогов
развитие навыков чтения, анализа, письма предложений с предлогамив, на, из, у,
над, под, с.
профилактика дисграфии, дислексии,
развитие лексико-грамматических категорий
3 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (7 часов). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков;
обследование состояния чтения и письма.
II раздел – подготовительный (12 часов) включает :
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля;
повторение пройденного материала.
III раздел – коррекционно-развивающий (83 часа), включает:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков
дифференциацию смешиваемых звуков
введение звуков в самостоятельную речь
развитие фонематического восприятия
развитие навыков фонематического анализа и синтеза слов сложнойструктуры;
совершенствование навыков анализа предложений;
введение в речь простых и сложных предлогов;
развитие навыков чтения, анализа, письма предложений с предлогамив, на, из, у,
над, под, с, за, к.
коррекция дисграфии, дислексии,
развитие лексико-грамматических категорий
4 класс
Курс состоит из трёх разделов
I раздел – диагностический (4 часа). Данный раздел включает:
сбор анамнестических данных;
диагностика уровня сформированности фонематических процессов,лексико грамматических категорий;
6

обследование состояния чтения и письма.
II раздел – повторение пройденного (5 часов)

III раздел – коррекционно-развивающий (93 часа), включает:
совершенствование навыков анализа предложений;
введение в речь предлогов без, около, перед;
совершенствование навыков чтения, анализа, письма предложений спредлогами
в, на, из, у, над, под, с, за, к, без, около, перед;
развитие навыка подбора родственных слов;
восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматиче-ского строя
речи;
коррекция дисграфии, дислексии.
Тематическое планирование
1 класс (дополнительный) (99 часов)
№

Тема

Кол.часов

25
26
27
28

Диагностика
Подготовительный этап
Осень. Признаки осени. Деревья осенью
Слово
Огород. Овощи
Предложение
Сад. Фрукты
Слог (часть слова)
Овощи-фрукты
А (звук и буква).
Лес. Грибы. Ягоды
У (звук и буква)
Перелётные птицы
Слоги АУ, УА(звуковой анализ и синтез, чтение, письмо)
Одежда
М (звук и буква). Согласные звуки
О (звук и буква)
Игрушки
Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов,
слова МА-МА
Посуда
X (звук и буква)
Зима
Зимние забавы
Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов со звуками
А.У, О, М, Х.
Зимующие птицы
С (звук и буква)
Домашние животные
Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов

29

с согласным [С].
Слова СОМ, САМ

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

4
8
2
5
2
7
2
5
1
2
1
2
2
2
1
3
3
1
2
1
2
1
1
2
2
2
3
3
2

7

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Дикие животные
Весна. Приметы весны
Н (звук и буква)
Звуковой анализ и синтез прямых и обратных слогов
с согласным [Н].
Транспорт
Слова НОС, СОН
Наш город
Слова УХО, УХА, МУХА
Составление звуко-слоговой схемы слов
Лето.Цветы.Насекомые
Диагностика
Итого

2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
4
99

1 класс (99 часов)
№

Тема

Кол.часов

1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Диагностика
Подготовительный этап
Осень. Признаки осенью. Деревья осенью
А (звук и буква)
Огород. Овощи
У (звук и буква).
Сад.Фрукты
О (звук и буква).
Овощи-фрукты
Слова АУ, УА(звуковой анализ и синтез, чтение, письмо)
Лес.Грибы. Ягоды
М (звук и буква). Согласные звуки
Перелётные птицы
X (звук и буква)
Одежда
П (звук и буква)
Игрушки
Т (звук и буква).
Посуда
К (звук и буква)
Зима
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо прямых открытых слогов
с согласными [м], [х] и гласными [а], [о], [у]
Зимние забавы
С (звук и буква). Звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов с согласными [С].
Зимующие птицы
Звуковой анализ и синтез прямых открытых слогов с согласными
[п], [т], [к]
Домашние животные
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слова МАК, КОТ
Домашние животные и их детёныши

4
8
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

23
24
25
26
27
28
29

8

1
2
1
2
1
2
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
45
46
47
48.
49
50.
51
52
53
54

Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СУП, СУК, ТУК
Дикие животные
Звуковой анализ и синтез, чтение, письмо слов СОМ, ТОМ, КОМ,
СОК, ТОК, КОК
Дикие животные и их детёныши
Деление слова на слоги
Транспорт
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слова МУХА, МУКА
Профессии
Слоговой и звуковой анализ, чтение, письмо слов МАМА, ПАПА,
ТАТА, ХАТА
Животные холодных стран
Н (звук и буква)
ы (звук и буква)
Животные жарких стран
Л (звук и буква)
Ш (звук и буква)
Весна
Составление графической схемы слова
Дифференциация Х-К
Наш город
Дифференциация Т-П
Лето. Цветы
Дифференциация М-Н
Дифференциация Т-К
Насекомые
Дифференциация С-Ш
Диагностика
итого

2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
3
2
1
2
3
1
2
2
1
3
1
2
2
1
3
3
99

2 класс (102 часа)
№
1.
2.
3
4.
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осенью. Деревья осенью
Б (звук и буква)
Огород. Овощи
Дифференциация Б-П
Сад. Фрукты.
Р (звук и буква)
Овощи-фрукты
Дифференциация Р-Л
Предложение
Лес. Грибы. Ягоды
В (звук и буква)
Перелётные птицы
З (звук и буква)
Одежда. Обувь.
9

Кол.часов
4
6
1
2
1
2
1
2
1
2
3
1
2
1
2
1

Дифференциация 3-С
Игрушки
И (звук и буква)
Дикие животные
Дикие животные и их детёныши
Твердые и мягкие согласные
Посуда
Дифференциация Ы-И
Зима. Признаки зимы.
Предложения с предлогом В
Зимние забавы
Предложения с предлогом НА
Зимующие птицы
Д (звук и буква)
Зима. Рассказ по серии картинок
Предложения с предлогом ИЗ
Заяц и белка зимой. Пересказ
Дифференциация Д-Т
Снеговик. Описательный рассказ
Ж (звук и буква)
Весна.
Предложения с предлогом У
Животные холодных стран
Дифференциация Ж-Ш
Животные жарких стран
Дифференциация Ж-3
Транспорт
Г (звук и буква)
Профессии
Предложения с предлогом НАД
Времена года. Поздняя весна
Дифференциация Г-К
Наш город
Э (звук и буква)
Лето. Цветы
Предложения с предлогом ПОД
Насекомые
Предложения с предлогом С
Повторение предложения с предлогами, составление схемы предложений.
56 Мониторинг
57. Диагностика
Итого

17.
18
19.
20
21
22.
23
24.
25
26.
27
28.
29
30.
31
32.
33
34.
35
36.
37
38
39
40.
41
42.
43
44
45
46.
47
48.
49
50
51
52
53
54
55

2
1
2
1
1
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
6
3
3
102

3 класс (102 часа)
№
1.
2.

Тема
Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
10

Кол.
часов
5
12

3
4.
5
6.
7
8.
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
20.
21
22.
23
24.
25
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35.
36
37.
38.
39
40
41.
42
43.
44
45
46.
47
48.
49
50
51.
52
53

Осень. Признаки осени
Я (буква) в начале слов и после гласных.
Овощи
Я после согласных
Фрукты
Дифференциация А-Я
Овощи-фрукты
Е (буква) в начале слов и после гласных .
Деревья. Листья
Е после согласных
Лес. Грибы. Ягоды
Предложения с предлогом К
Перелётные птицы
Ю (буква) в начале слов и после гласных
Одежда
Обувь
Ю после согласных
Игрушки
Дифференциация У-Ю
Посуда
Ё (буква) в начале слов и после гласных .
Дикие животные
Дикие животные и их детёныши
Ё после согласных
Зима. Признаки зимы
Дифференциация О-Ё
Зимние забавы
Ь(буква)
Зимующие птицы
Й (звук и буква)
Зима. Рассказ по серии картинок
Предложения с предлогом ЗА
Заяц и белка зимой. Пересказ
Ч (звук и буква)
Дифференциация Ч-ТЬ
Животные и птицы холодных стран
Животные и птицы жарких стран
Ц (звук и буква)
Снеговик. Описательный рассказ
Дифференциация Ц-С
Транспорт
профессии
Щ(звук и буква)
Наш город
Дифференциация Щ-Ч
Поздняя весна
Времена года
Ф (звук и буква)
Лето.
Цветы
11

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
2
1
1
2
1
1

54.
55
56.
57.
58.

Дифференциация Ф-В
Насекомые
Ъ(буква)
Мониторинг
Диагностика
Итого

2
1
2
3
3
102

4 класс (102 часа)
№

Тема

1.
2.
3
4.

Диагностика
Подготовительный этап (повторение пройденного).
Осень. Признаки осени
Слова, обозначающие предмет. Собственные и нарицательные имена
существительные.
Деревья. Листья.
Различение одушевленных и неодушевлённых предметов.
Овощи
Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.
Фрукты
Существительные мужского, женского, среднего рода.
Овощи-фрукты
Слова, обозначающие большой и маленький предмет. Образование
слов с помощью уменьшитель-ласкательных суффиксов.
Лес. Грибы. Ягоды
Слова-предметы, имеющие противоположное значение. Антонимы
Перелётные птицы
Слова-предметы, близкие по значению. Синонимы
Одежда
Слова, обозначающие действия предметов.
Обувь
Изменение слов, обозначающих действия по родам.
Игрушки
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
Посуда
Употребление глаголов с приставками (ЗА-, ВЫ-)
Дикие животные
Употребление глаголов с приставками (ПРИ- , ОТ-).
Дикие животные и их детёныши
Слова-действия, имеющие противоположное значение.
Зима. Признаки зимы
Слова-действия, близкие по значению.
Зимние забавы
Слова, обозначающие признаки предметов. (цвет, форма, величина,
вкус)
Зимующие птицы
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (материал)

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16.
17
18
19
21.
22
23
24
25.
26
27
28
29
30
31
32
33.
34
35

12

Кол.
часов
2
5
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2

36.
37.
38
39.
40
41.
42
43.
44
45
46
47.
48
49.
50
51.
52
53.
54
55.
56
57
58
59
60
61.
62
63.

Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (качества характера).
Слова, обозначающие признаки предметов. Выделение ведущих признаков предметов (отвечая на вопрос ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ).
Зима. Рассказ по серии картинок
Слова - признаки предмета с противоположным значением.
Заяц и белка зимой.
Слова, обозначающие признаки предметов. Подбор прилагательных,
близких по значению. (Синонимы)
Животные и птицы холодных стран
Слова различные по значению. (Антонимы)
Животные и птицы жарких стран
Предлог БЕЗ.
Транспорт
Предлоги ПОД НАД
Профессии
Предлоги ОКОЛО ПЕРЕД.
Наш город
Закрепление знаний о предлогах.
Поздняя весна
Выделение предложений в тексте.
Времена года
Работа с деформированным предложением.
Лето
Повествовательное предложение.
Цветы
Вопросительное предложение.
Насекомые
Восклицательное предложение.
Мониторинг
Диагностика
Итого

Описание

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
1
102

материально – технического обеспечения
коррекционного курса
В помещениях для логопедических занятий с детьми, испытывающимитрудности в
освоении АООП, предусмотрены: рабочая зона учителя-лого- педа, зона коррекционноразвивающих занятий и сенсомоторную зона.
В рабочей зоне учителя-логопеда размещается мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; ра- бочая зона
учителя-логопеда оборудована рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зона коррекционно-развивающих занятий оборудована мебелью для проведения
индивидуальных и групповых логопедических занятий, прибо- рами дополнительного
освещения, настенным зеркалом, учебными пособи- ями, индивидуальным раздаточным
и дидактическим материалами.
При оснащении сенсомоторной зоны предусмотрено полифункциональ- ное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на макси- мальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих воз- можностей обучающихся.
Кабинеты, в которых проводятся логопедические занятия соответ- ствуют общим
13

требованиям, предъявляемым организациям, в области: со- блюдения санитарногигиенических норм организации образовательной де-ятельности; обеспечения
санитарно - бытовых и социально-бытовых усло- вий; соблюдения пожарной,
электробезопасности; соблюдения требований охраны труда.
На логопедических занятиях используются следующие методические пособия:
1.
Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших
школьников» в 3 - х частях, под ред. Р.И. Лалаевой. – М: Гуманитар, изд. центр Владос,
2006 – 182 с.
2.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя
существительное».- М:, «Просвещение», 2002 г, 193 с
3.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку. Имя
прилагательное».- М:, «Просвещение», 2002 г, 207 с
4.
Н.Г Галунчикова, Э.В, Якубовская «Рабочая тетрадь по русскому языку. Глагол».М:, «Просвещение», 2002 г, 158 с
5.
Г. Глинка. Буду говорить, читать, писать правильно. — СПб.: Питер, 2010. — 288
с.: ил. — (Серия «Вы и ваш ребенок»)
6.
Л.Н. Ефименкова, И.Н Садовникова «Формирование связной речи у де- тей –
олигофренов».-М:, «Просвещение», 1970 – 186 с.
7.
Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных
классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.335с. (коррекционная педагогика).
8.
Ф.Д. Костенко «Сборник диктантов».- М:, «Просвещение», 1972 г, 168с
9.
Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гу- манитарное
издание центр ВЛАДОС, 2001 - 224с. (коррекционная педаго- гика).
10. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9
кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 – Сб.1. –
232с.
11.
И.Н Садовникова «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших
школьников. – М:, «Владос», 1995 г - 207
12. Учебник: Чтение для 7, 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида автора-составителя А. К. Аксёновой, М.:
«Просвещение», 2016г.
13.
Л.А. Юрова «Формирование произносительных навыков у учащихся с
нарушением интеллектуального развития». – М:, 2005, 174 с
14.
Е. В. Мазанова «Коррекция дисграфии» (в 4-х книгах). – М:, 2007, 138с
15.
А.В. Ястребова, Г.П. Бессонова «Обучаем читать и писать без оши-бок». – М:,
«Аркти», 2007 г, 165 с
Приложение 1
Таблица 1. Перечень параметров и индикаторов оценки личностных результатов
Личностный
Параметры оценки
Индикаторы
результат
Владение навыками Сформированность
Способность инициировать и
коммуникации и
навыков коммуникации со поддерживать коммуникацию со
принятыми
ритуа- взрослыми
взрослыми.
лами социального
Способность применять адекватвзаимодействия
ные способы поведения в разных
ситуациях
Способность обращаться за помощью
14

Сформированность
навыков коммуникации
со сверстниками

Принятие и освоение
социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально
значимых
мотивов учебной деятельности

Развитие навыков сотрудничества
со

Способность инициировать поддерживать
коммуникацию
со
сверстниками;
Способность применять адекватные способы поведения в разных
ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Владение средствами ком- Способность использовать разномуникации
образные средства коммуникации
согласно ситуации
Адекватность
Способность правильно применить
применения ритуалов
ритуалы социального взаимодейсоциального
ствия согласно ситуации
взаимодействия
Сформированность
Способность самостоятельно отусидчивости и интереса
слеживать свое поведение на
уроке;
Способность проявлять неподдельный интерес к учебной деятельности (осуществлять плавный
переход от игровой к учебной ведущей деятельности)
Сформированность
Способность самостоятельно отнавыков личностной
слеживать свое поведение на
оценки своих
уроке, давать ему оценку;
достижений
Способность оценить свои силы
могу, не могу;
Способность принимать помощь;
Способность адекватно воспринимать оценку окружающих;
Способность к формированию социально приемлемых установок и
ценностных ориентиров
Коммуникация
Способность
(общение)
инициировать и
поддерживать коммуникацию со
взрослыми;

15

взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуация)

№
1
2
3
4

Способность обращаться за помощью;
Способность инициировать поддерживать
коммуникацию
со
сверстниками;
Способность применять адекватные способы
поведения в разных ситуациях;
Способность обращаться за помощью;
Способность использовать разнообразные средства
коммуникации согласно ситуации

Таблица 2. Система бальной оценки результатов
Балл
Характеристика продвижений
0б
Нет продвижения
(1-2 балла по критерию)
1б
Минимальное продвижение
(2-3 балла по критерию)
2б
Среднее продвижение
(4-6 баллов по критерию)
3б
Значительное продвижение
(7-10 баллов по критерию)

16

Контрольно - измерительные материалы

17

1класс(1) и 1класс
1. Назвать буквы
2. Раскрасить кружочки под гласными звуками красным цветом, под согласными – синим.
3. Прочитать слоги, покажи слоги, названные логопедом.
4. Повторить за логопедом слог, определить первый звук в слоге, второй с
опорой на схему, написать слог, сделать звуковую схему слога (ах, ту, ко).
5. Найти картинки, название которых начинается со звука У, М.

Карточка 1

А

М

О

У

К

Карточка 2
Слоговая таблица

АХ

ТУ

КО

АП

МА

ОХ

18

П

Т

Х

С

Карточка 3

19

Карточка 4 (1)

У

Карточка 4 (2)

М

20

МОНИТОРИНГ (письменная речь)
Контрольно - измерительные материалы (1-3класс)
а) Обследование письменной речи.
Письмо по слуху:

2 класс

3 класс

I

Букв

а

Записать под диктовку и, ш, т, ы, ш, з, ц, г, л, д, у, б, в, ж, x
строчные буквы (в случае забывания поставить точку)

б

Записать прописные
Г, З, Д, Р, К, Ч, У, Е, Т, Ц, В, Л, М, Ф, С.
буквы (в случае забывания поставить точку)
Диктант из букв,
С, ш, ч, х, з, ц, л, р.
близких по способу
образования и акустическим признакам.

в

а

Слогов
Диктуются прямые
слоги

На, ба, са, ку, шо

б

Обратные слоги

Ан, от, ас, ур

в

Закрытые

Рот, сок

2

21

4 класс

г

Слоги со стечением со- Ста, дро, слу
гласных

д

Слоги, в которых
один и тот же согласный звук входит то в
мягкий слог, то в
твердый.

-

е

Оппозиционные слоги

Са-за, па-ба, та-да, ку-ту, ша-жа, ву-фу

3

Диктант слов различ- Рука, урок, окна
ной слоговой структуры

Кран, гриб, малина

4

Диктант текста

Осень.
Наступила осень. Идёт
дождь. Витя надел плащ.
Он идёт в школу. Плащ
мокрый. Витя входит в
школу. Там тепло и сухо.
(21 слово)

Ма-мя, ду-дю, то-тё, си-сы

Кошка.
Миша лепит кошку из
глины. У кошки ушки и
хвост. А вот и лапы. (14
слов)

II

Списывание

1.

Списывание слов с ру- сок, травы
кописного текста

карандаши, Дружок

22

Лыжи, круги, жили, куст,
щука, улица, бант, аист,
насмешка, уснёт, чищу,
шарф.
Кот Васька.
У Гриши жил кот
Васька. Шуба у него густая. Хвост пушистый.
Глаза хитрые. Днём
Васька спит. Ночью ловит мышей. Васька ест
сырое мясо, пьёт молоко.
пушистый, зайка, Соня

2
3

Списать слова с печат- ком, кран
ного текста
Списать предложение с У Зины щетка.
рукописного текста

малыши, Хабаровск

тонкий, Наталья, яблони

Ребята сажают яблони

В кустах мы нашли ёжика.

4.

Списать предложение с На лугу козы.
печатного текста

Мы пишем в тетрадях.

Легкий ветерок шелестит
листьями деревьев.

5

Списать текст

В школу.
Брату Саше семь лет.
Мама купила ему портфель, букварь, тетради,
краски, ручки. Завтра первое сентября. Брат очень
ждёт этот день.

Жил у нас кот Дымок.
Хвост у кота был пушистый. Дымок умел хорошо
ловить мышей.

Зимой.
У школы горка. Дети на
горках. У них санки. Они
быстро едут с горы. Детям весело. (16 слов)

б) Чтение:
2 класс
Рыбаки
Раннее утро. Тихо. На берегу озера сидят дед и внук. Они ловят рыбу. Вот Витя поймал леща, дедушка – ерша. Вот
какой улов! Пора домой! (25 слов) (Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева)
Вопросы и задания:
1. Где дед и внук ловили рыбу?
2. Какую рыбу они поймали?
3 класс
Собака Жук
23

Большую черную собаку звали Жук. Коля и Ваня подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Мальчики
вместе ухаживали за ним. Жук скоро выздоровел. (25 слов) по В. Осеевой)
Вопросы и задания:
1. Как звали собаку?
3. Кто подобрал собаку на улице?
2. Что случилось с Жуком?
4 класс
Собака и ее тень (Басня)
Собака шла по до-щеч-ке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая
собака мясо несет, – она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною
унесло. И осталась собака ни при чём. (54 слова) Л. Толстой)
Вопросы и задания:
1. Где шла собака?
Что несла в зубах?
2. Почему собака осталась без мяса?
3. Как понимаешь слова «И осталась собака ни при чём»

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».