Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану
Aвтoнoмнaя HекoгvrМеpЧескaяopгaнизaция oбшeoбpaЗoBаTeЛьнaя г. oрскa oбщеoбpaзoвaтеЛЬнaя шIкoЛa <> oргaниЗaция <
> Пpиня'го: нa I lедaгогt.tчrскoм с0вrте [.lротокtlл Nе-Io.г rr29>aBIYgla 2025 г. Полоrкение о поpяДке oбYчения по инДивидYальtlомY YчебнoмY плaнv I. oбщие ПoЛofltения l.1 . HaстоятцееШолoнtениr o ПoряДке обyuения Пo инДlIBIrДуaЛьHoп{у yнебпопly пЛarryB IIIкоЛепo ItоBьIIlfФГoС 1{Оo, oОo и Сoo paзpaботaЕIo B сооTBеTсTBииО Федеpaл,ьHЬIM зaкoЕlohlt oT 29 декaбpя 2012 гоДa 27З-ФЗ кoб 31 иtoЛя 2025 икaЗol{ МинпpосBrildеIlия Poссии oт 22 мaртa 2021 годaNs 115 кoб годa [l], Bеp}кДении Поpядкa ДеяTеJIЬнOсTи IIo opГaнlrЗaЦии OсI{OBIIьI\4 И oсyЩrсTBЛrния общеобpaЗоBaTrЛЬнЬIM обрaзовaтельной Пp0грaN{N4аМ oбрaзoвaтелЬныМПpoгрaN{MаM IIaЧaJIьI{oгo общего, oсI{oBI{oгообщего и сpеД}rеГo общего обpaзования> с иЗN,IеFIе}IиJIМи oT 4 N{apTa 2025 годa ]2|, икaзoМ МинпросBrщениlI России oт З1 мaя 202l годa 286 (oб yTBеp}It,цении ФГoС FIoo> с. изN{еIIеFIиЯМи oт 22 яI{Baря 2024 годa [3], ITpикaзoм МинпpосBещения Pоссr,iи oT 31 lvlaя 2О2| гoДa J\b 287 (oб yТBrp)кДr}II4иФГoC ООО)) с иЗiuенrн Ми oТ 22 янвapя 2024 годa [4l, Пpикaзом Минобpнayки Pоссии от 17 0 поpяДке обyнения Пo иHДиBид{y€ t ЛЬнОМy yuебномy плaнy> [б], -Письмом. МинпpосBещrHиЯ Pоссии от 26 феврaля 2021 г0Дa 0з-?05 кМетоДиt{ескI4l обеспечениrо BОЗ]\{o)кнoсТи oсBorниjl oс}IоBtIьIх рrкoМrнД ИуI Пo обpaзовaтrЛЬьlьIхПpoГpaш,rш4, обyнaющим'ися 5-11 кЛaссoв Пo инlцp{,Bи.Дy;LЛЬHОI\,lу y>> пл уuебномy ПрaBоBЬIA,{и [7l, a Taкт{е Устaвом и дlpyГиМи Hopп4aTиBЕtЬIN4и оdщеобpaзoвaTелЬнЬlx орГaнизaЦий. yсT aBJIиBaеT гIopяДoк oбyт1gция Пo инДиBи.цyaЛЬнoшry Плaнy-- B IIIкоJIе' определяет требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, регламентирует контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана, а также регулирует финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение. 1.3. В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 22 марта 2021 года № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы, в том числе адаптированной, в порядке, установленном локальными нормативными актами общеобразовательной организации [2, часть 1 пункта 7]. 1.4. Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося [1, часть 23 статьи 2]. 1.5. Индивидуальный учебный план формируется с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования соответствующего уровня, в том числе к перечню учебных предметов, обязательных для изучения [2, часть 2 пункта 7]. 1.6. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом срок освоения общеобразовательной программы может быть изменен общеобразовательной организацией с учетом особенностей, образовательных потребностей и интересов конкретного обучающегося [2, часть 2 пункта 8]. 1.7. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны [2, пункт 15]. 2. Порядок обучения по индивидуальному плану 2.1. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана общеобразовательной организации и в соответствии со спецификой и возможностями школы [6, пункт 1.9]. 2.2. Организация обучения по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или по заявлению совершеннолетнего обучающегося [7, часть 10]. 2.3. В заявлении должен быть указан срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углублённое изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.) [7, часть 12]. 2.4. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются в течение учебного года до 15 мая [7, часть 13]. 2.5. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования [1, часть 9 статьи 58]. 2.6. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом директора общеобразовательной организации [6, пункт 2.6].. 2.7. Индивидуальный учебный план утверждается решением Педагогического совета общеобразовательной организации. 2.8. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается с начала учебного года и ведется по расписанию занятий в соответствии с учетом максимально допустимой учебной нагрузки составляет заместитель директора школа по учебно-воспитательной работе и утверждает директор образовательной организации [7, часть 14; 6, пункт 2.5]. 2.9. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, иных компонентов, входящих в учебный план общеобразовательной организации [1, часть 3 статьи 13]. 2.10. Индивидуальный учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности или перераспределение количества часов, направленных на их реализацию, и содержит формы промежуточной аттестации обучающихся [1, часть 22 статьи 2; 6, пункт 1.12]. 2.11. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены, прежде всего, одаренным детям и детям с ограниченными возможностями здоровья [3, часть 7 пункта 32.1; 4, часть 12 пункта 33.1]. 2.12. Общеобразовательная организация может обращаться в центр психологопедагогической, медицинской и социальной помощи для получения методической помощи в разработке индивидуальных учебных планов [1, пункт б части 4 статьи 42]. 2.13. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в отдельных классах (группах) школы, наполняемость которых устанавливается в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. 2.14. Реализация индивидуальных учебных планов на ступенях начального и основного общего образования сопровождается тьюторской поддержкой, на уровне среднего общего образования – классного руководителя. 2.15. Обучающиеся обязаны добросовестно выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы [1, пункт 1 части 1 статьи 43]. 2.16. Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее – домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних или иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде, и предусматривают выполнение обучающимися письменных и устных, практических, творческих, проектных, исследовательских работ в целях совершенствования, развития и практического применения формируемых в ходе урока предметных знаний и умений, универсальных учебных действий и их использования для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач в соответствии с планируемыми результатами рабочей программы учебного предмета [2, часть 6 пункта 11]. 2.17. Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями и правилами, Гигиеническими нормативами с учетом возрастных, психофизических особенностей, способностей и интересов обучающихся [2, часть 7 пункта 11]. 2.18. Ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с настоящим Положением, в том числе через информационные системы общего пользования, осуществляется при приеме детей в общеобразовательную организацию [1, часть 2 статьи 55]. 2.19. Обучение по индивидуальному плану может быть организовано в рамках сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с общеобразовательными организациями, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе [1, часть 1 статьи 15]. 2.20. Лицу, обучающемуся по индивидуальному плану, предоставляется возможность получать необходимые консультации по учебным предметам, литературу из библиотечного фонда общеобразовательной организации, пользоваться предметными кабинетами для проведения лабораторных работ, практических работ, продолжать обучение в общеобразовательной организации в порядке, определенном общеобразовательной организацией и закрепленном в его Уставе [7, часть 19]. 2.21. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) индивидуального учебного плана проводятся в рамках часов, отведенных на соответствующие предметы, курсы, дисциплины (модули). Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся устанавливается в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по индивидуальному учебному плану фиксируются в классном журнале. 2.22. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный план [1, часть 6 статьи 59]. Государственная итоговая аттестация обучающихся по индивидуальному учебному плану проводится в формах и в порядке, предусмотренных законодательством. 3. Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования 3.1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов [3, часть 8 пункта 1]. 3.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования предусматривает: учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов; учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. [3, часть 7 пункта 32.1] 3.3. В индивидуальный учебный план начального общего образования входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): Русский язык и литературное чтение (Русский язык, Литературное чтение); Родной язык и литературное чтение на родном языке (Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Литературное чтение на родном языке); Иностранный язык (Иностранный язык); Математика и информатика (Математика); Обществознание и естествознание («окружающий мир») (Окружающий мир); Основы религиозных культур и светской этики (Основы религиозных культур и светской этики: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики»); Искусство (Изобразительное искусство, Музыка); Технология (Труд (технология)); Физическая культура (Физическая культура). [3, часть 3 пункта 32.1] 3.4. Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [3, часть 4 пункта 32.1]. 3.5. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [3, часть 5 пункта 32.1]. 3.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов [3, часть 6 пункта 32.1]. 3.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен [3, пункт 17]. 4. Требования к индивидуальному учебному плану основного общего образования 4.1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования обеспечивает развитие представлений обучающихся о высоком уровне научно-технологического развития страны, овладение ими современными технологическими средствами в ходе обучения и в повседневной жизни, формирование у обучающихся культуры пользования информационнокоммуникационными технологиями (далее – ИКТ), расширение возможностей индивидуального развития обучающихся посредством реализации индивидуальных учебных планов с учетом получения предпрофессиональных знаний и представлений, направленных на осуществление осознанного выбора образовательной программы следующего уровня образования и (или) направленности [4, часть 20 пункта 1]. 4.2. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного общего образования индивидуальный учебный план может предусматривать: увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов обязательной части, в том числе для их углубленного изучения; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности обучающихся, в том числе этнокультурные (с учетом возможностей общеобразовательной организации); организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. [7, часть 35] 4.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы: Русский язык и литература (Русский язык, Литература); Родной язык и родная литература (Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература); Иностранные языки (Иностранный язык, Второй иностранный язык); Математика и информатика (Математика, Информатика); Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География); Естественнонаучные предметы (Физика, Химия, Биология); Искусство (Изобразительное искусство, Музыка); Технология (Труд (технология)); Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины); Физическая культура (Физическая культура). [4, часть 3 пункта 33.1] 4.4. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» включает в себя учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» [4, часть 4 пункта 33.1]. Достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы по индивидуальному плану основного общего образования по учебному предмету «Математика» в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты освоения рабочих программ учебных курсов «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» [4, часть 5 пункта 33.1]. 4.5. Учебный предмет «История» предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России», «История нашего края» и «Всеобщая история» [3, часть 6 пункта 33.1]. 4.6. Для общеобразовательных организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей школы и по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся [4, часть 7 пункта 33.1]. 4.7.Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в школе необходимых условий [4, часть 8 пункта 33.1]. 4.8. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 часов и более 5848 часов [4, часть 9 пункта 33.1]. 4.9. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 5 лет [4, часть 1 пункта 17]. Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более чем до 6 лет [4, часть 2 пункта 17]. 4.10. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения основного общего образования может быть сокращен [4, часть 3 пункта 17]. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года [7, часть 39]. 5. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования 5.1. Общеобразовательная организация предоставляет обучающимся возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, изучаемые на уровне среднего общего образования (на базовом или углубленном уровне), дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, а также обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (агротехнологический, естественно-научный, гуманитарный, социальноэкономический, технологический, универсальный) [5, часть 14 пункта 18.3.1]. 5.2. Согласно ФГОС СОО, учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план обучающегося должны содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, основы безопасности и защиты Родины, физическая культура) [5, часть 15 пункта 18.3.1]. 5.3. При профильном обучении индивидуальный учебный план должен предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области [5, часть 15 пункта 18.3.1]. 5.4. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками [5, часть 6 пункта 21]. 5.5. Индивидуальный учебный план среднего общего образования предусматривает обязательное изучение следующих учебных предметов на базовом или углубленном уровне: Русский язык и литература (Русский язык, Литература); Родной язык и родная литература (Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации, Родная литература); Иностранные языки (Иностранный язык, Второй иностранный язык); Математика и информатика (Математика, Информатика); Общественно-научные предметы (История, Обществознание, География); Естественнонаучные предметы (Физика, Химия, Биология); Основы безопасности и защиты Родины (Основы безопасности и защиты Родины); Физическая культура (Физическая культура). [5, часть 7 пункта 18.3.1] 5.6. Изучение «Родного языка» и «Родной литературы» осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии возможностей общеобразовательной организации [5, часть 8 пункта 18.3.1]. 5.7. Изучение «Второго иностранного языка» осуществляется по заявлениям обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии необходимых условий в школе [5, часть 9 пункта 18.3.1]. 5.8. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы, курсы по выбору обучающихся, предлагаемые общеобразовательной организацией в соответствии со спецификой и возможностями данной организации [5, часть 10 пункта 18.3.1]. 5.9. Учебные планы в адаптированных основных образовательных программах СОО предусматривают: замену учебного предмета «Физическая культура» на учебный предмет «Адаптивная физическая культура»; включение во внеурочную деятельность занятий по Программе коррекционной работы. [5, часть 12 пункта 18.3.1] 5.10. В индивидуальном учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) [5, часть 11 пункта 18.3.1]. 5.11. Количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2516 часов (не более 37 часов в неделю) [5, часть 6 пункта 18.3.1]. 5.12. Нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования – 2 года [5, часть 4 пункта 2]. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы среднего общего образования составляет не более 1 года [7, часть 45]. 6. Контроль исполнения и порядок управления реализацией индивидуального учебного плана 6.1. Общеобразовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану [7, часть 46]. 6.2. В компетенцию администрации общеобразовательной организации входит: разработка настоящего Положения о порядке обучения по индивидуальному учебному плану; обеспечение своевременного подбора учителей, проведение экспертизы учебных программ и контроль их выполнения; контроль своевременного проведения занятий, консультаций, посещения занятий обучающимися, ведения журнала учета обучения по индивидуальному учебному плану не реже 1 раза в месяц. [1, часть 3 статьи 28] 6.3. При организации обучения по индивидуальному учебному плану общеобразовательная организация имеет следующие документы: заявление родителей (законных представителей) обучающихся; решение Педагогического совета общеобразовательной организации; приказ директора общеобразовательной организации о переводе обучающегося на обучение по индивидуальному учебному плану; расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) и утвержденное директором школы; журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану. 7. Финансовое обеспечение и материально-техническое оснащение 7.1. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы общеобразовательной организации в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. 7.2. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления их самостоятельной образовательной деятельности [5, часть 3 пункта 24]. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение о порядке обучения по индивидуальному учебному плану принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.