Рабочая программа воспитания 2021-2025 учебный год

Содержание

Пояснительная записка
Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
Раздел 2. «Цель и задачи воспитания»
Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности»
Модуль «Классное руководство и наставничество»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»
Модуль «Работа с родителями»
Модуль «Самоуправление»
Модуль «Профориентация»
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Профилактика»
Модуль «Школьные медиа»
Раздел 4. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Раздел 5 «Приложения»

2

3
4
6
12
12
15
17
20
21
22
23
25
28
30
33

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа
показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с детьми деятельности. В центре программы воспитания
ЧОУ СОШ «Рекорд» г Орска находится личностное развитие обучающихся в
соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных
знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов
реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским
традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском
обществе.
Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных
результатов, указанных во ФГОС НОО, ООО, СОО:
формирование у обучающихся основ российской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания описывает систему форм и способов
работы с детьми и включает в себя четыре основных раздела
1.
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса»
-

2.

Раздел «Цель и задачи воспитания»

3.

Раздел «Виды, формы и содержание деятельности»

Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной
деятельности».
4.

К программе воспитания прилагается календарный план воспитательной
работы на 2021-2022 учебный год.

3

Раздел I. Особенности организуемого в школе воспитательного
процесса
ЧОУ СОШ «Рекорд» расположена в городе Орске Оренбургской области.
Особенностью учебно-воспитательного процесса в школе является то, что
учащиеся школы находятся в учреждении полный рабочий день. Эта
особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует
формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений,
укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и
учителей в школе. В зависимости от данных факторов построен учебный и
воспитательный процесс, осуществляется внеурочная деятельность, работают
кружки и секции дополнительного образования.
Воспитательная система школы складывается из совместной деятельности
учителей, учащихся, родителей, педагогов дополнительного образования,
педагогов учреждений культуры и спорта, из воспитания на уроке, вне урока:
через систему дополнительного образования, реализацию программ воспитания
города и области, экскурсионной и творческой деятельности.
Основная идея, которой руководствуется педагогический коллектив школы идея творчества. Педагоги школы уделяют большое внимание воспитанию
учащихся, совершенствованию и обновлению внеклассной воспитательной
деятельности с детьми.
Управление воспитательным процессом осуществляется на уровне всех
участников образовательного процесса. Наряду с администрацией, в решении
принципиальных вопросов воспитания, развития школы участвуют советы
самоуправления: Общешкольный родительский комитет, Совет министров.
Активную роль в обогащении и совершенствовании воспитательной
деятельности играют объединения дополнительного образования. Учащиеся,
занимающиеся в кружках, посещающие факультативные занятия, как правило,
проявляют больший интерес к познанию, а педагогов работа стимулирует к
поиску творческих путей в организации учебно-познавательной деятельности.
В школе открыты и успешно функционирует объединения по интересам. Они
оказывают целенаправленное воздействие на личность ученика, удовлетворяя
ее потребности в различных видах деятельности. В культурно – досуговом
социуме школа взаимодействует с учреждениями дополнительного
образования.
Традиции коллектива - это обычаи, порядки, правила поведения,
установившиеся в нем, оберегаемые им, передаваемые от одного поколения
воспитанников к другому. В школе накоплен богатый опыт работы по КТД. В
течение года каждый учащийся школы принимает участие в таких программах.
Коллективные творческие дела – это и труд, и общение, и искусство, и
различные формы досуговой деятельности.
Школьный календарь включает в себя не только традиционные мероприятия,
а также народные, профессиональные, государственные даты. Также учащиеся
и педагоги школы активно участвуют в реализации федеральных,
4

республиканских и муниципальных целевых программ.
Детское самоуправление - неотъемлемая часть школьной жизни. Оно
представлено Советом министров, который координирует работу ученических
коллективов. На протяжении многих лет органами ученического
самоуправления проводятся конкурсы с целью выявления лучших и самых
активных учеников и классных коллективов.
В школе создан Пресс-центр, который освещает школьные новости и проблемы.
Эффективность воспитательной системы зависит от классных руководителей. В
работе классных руководителей большое внимание уделяется правилам
поведения и конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, внешнему
виду учащихся, профилактике безнадзорности и правонарушений, правилам
дорожного движения и безопасности пешеходов. Спортивно-оздоровительная и
военно-патриотическая работа, эстетическое развитие детей, посещение выставок,
театров, музеев, библиотек - всё это труд учителей, их инициатива, их стремление
реализовать намеченные задачи.
В школе уделяется большое внимание сохранению и укреплению здоровья
каждого ученика. Для оздоровления детей используются оздоровительные
прогулки и экскурсии, игры на свежем воздухе. Работает спортивный зал,
стадион с футбольным полем с искусственным покрытием, универсальная
игровая площадка; составлен календарь традиционных спортивнооздоровительных мероприятий.
Безусловно, личность ребенка раскрывается с общения с самыми близкими
людьми. Семья всегда играла ведущую роль в формировании важнейших
качеств личности, которые в дальнейшем обеспечивают ребенку успешное
включение в общественную жизнь, учебный процесс, складывание нормальных
отношений с педагогами и сверстниками в школе. Поэтому работа с семьей
является одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса
нашей школы. Большое внимание уделяется организации планомерной
совместной деятельности с родительской общественностью, взаимосвязи со
школьным педагогом - психологом.
Таким образом, в школе сложилась комфортная эмоциональная атмосфера,
взаимопонимание между учителями, учащимися и родителями.

5

Раздел II. Цель и задачи воспитания.
Программа воспитания обучающихся ЧОУ СОШ «Рекорд» разработана с
учетом:
 Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
 Конституции РФ;
 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в
Российской Федерации»;
 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
 Международной Конвенции ООН «О правах ребенка»;
 Всеобщей декларации прав человека;
 Федерального государственного образовательного стандарта;
 «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2017–2022 годы»
 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации»,
 Государственной программы РФ «Развитие образования» и другими
законодательными актами и нормативными документами, касающимися сфер
образования;
 Календаря образовательных событий на текущий учебный год.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир,
знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в
ЧОУ СОШ «Рекорд» - личностное развитие школьников, проявляющееся:
1)
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало
на основе этих ценностей (социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям
(то есть в развитии их социально значимых отношений);
3)
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально
6

значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия
личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий
педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются
важным фактором успехов достижение цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:
1.
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень
начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально
значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут. Выделение данного приоритета связано с
особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью
самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то
есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного
статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и
традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно
как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для
развития социально значимых отношений школьников и накопления ими
опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в
подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся
следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью),
братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о
младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю
работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе —
час», как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое
дело до конца;
знать и любить свою Родину - свой родной дом, двор, улицу, город,
село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями
в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в
морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться
решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность,
ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый
7

образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; быть
уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка
этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный
мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
1.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценностных отношений:
к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его
счастья;
к труду, как основному способу достижения жизненного
благополучия человека, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в
котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая
завещана ему предками и которую нужно оберегать;
к природе, как источнику жизни на Земле, основе самого ее
существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
к миру, как главному принципу человеческого общежития, условию
крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем
и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям, как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему
будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного
учебного труда;
к культуре, как духовному богатству общества и важному условию
ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему
чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
к здоровью, как залогу долгой и активной жизни человека, его
хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям, как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо
выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения,
8

дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
к самим себе, как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом
определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь.
Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на
ступени основного общего образования, связано с особенностями детей
подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в
системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений
школьников.
1.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего
общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально
значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников
юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в
выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на
пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор
старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический
опыт, который они могут приобрести, в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их
общества. Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и
близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или
селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной
гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе,
дома или на улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения
научных исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия
человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт
творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других
людей;
9

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или
пожилых людях, волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого
самовыражения и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования
других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему
педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории,
предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение
поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные
навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире
человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с
окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними,
продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного
социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь, в
сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет
способствовать решение следующих основных задач:
1)
реализовывать воспитательные возможности общешкольных
ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2)
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании
школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни
школы;
3)
вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные
объединения, работающие по школьным программам внеурочной
деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4)
использовать в воспитании детей возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с
учащимися;
5)
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление - как
на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
6)
организовывать для школьников экскурсии, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
7)
организовывать профориентационную работу со школьниками;
8)
организовать работу школьных медиа, реализовывать их
воспитательный потенциал;
9)
организовать работу с семьями школьников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение
проблем личностного развития детей.
10) активно внедрять и реализовывать в школе практики Дней единых
действий, учитывая их высокий воспитательный потенциал;
10

11) организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь
школьного сообщества, что станет эффективным способом профилактики
антисоциального поведения школьников.
Способы достижения цели:
-четкое планирование воспитательной работы в классах;
-прохождение воспитательной работы через все виды и формы
деятельности учителей и учеников;
- методическая работа классных руководителей;
-работа в социуме с родителями, общественными организациями,
организациями образования, культуры и спорта;
-организация внутришкольного контроля, диагностика и анализ
деятельности классных руководителей.
Планируемый результат – формирование основного потенциала личности
учащегося как опоры в достижении цели (моделирование образа
выпускника школы):
•
Нравственный потенциал: социальная взрослость, ответственность
за свои действия, осознание собственной индивидуальности, потребность в
общественном признании, правовая культура, адекватная самооценка,
честность, принципиальность,
умение отстаивать
свои взгляды
и
убеждения,
профессиональное самоопределение, воспитанность;
•
Интеллектуальный
потенциал: достаточный
уровень
базовых
знаний,
норм социального поведения и
межличностного общения, достаточный уровень базовых знаний,
способность
к самообразованию,
целостное видение
проблем, свободное ориентирование в знаниях на межпредметном
уровне, самообразования;
•
Коммуникативный потенциал: эмпатия, коммуникативность,
культура общения, признание ценности гармоничных отношений между
людьми, толерантность, умения саморегуляции.
•
Художественно-эстетический потенциал: самосознание и
адекватная самооценка, способность рассуждать и критически оценивать
произведения литературы и искусства, высокая креативность,
способность
к самореализации,
осознанные познавательные
интересы и стремление их реализовать.
• Физический
потенциал: самоопределение
в способах
достижения здоровья, самоорганизация на уровне здорового образа
жизни,
умение
оказывать первую медицинскую помощь,
способность действовать в чрезвычайных ситуациях.

11

Раздел III. Виды, формы и содержание деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Инвариантные модули: «Классное руководство и наставничество»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование», «Работа с
родителями»,
«Самоуправление», «Профориентация»
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела»,
«Профилактика», «Школьные медиа».
Процесс взаимодействия всех участников образовательного процесса и
совместной жизнедеятельности взрослых и детей направлен на укрепление
общешкольного коллектива, органов детского самоуправления, ученического
актива, укрепления и пропаганды общешкольных традиций и реализуется в
традиционных формах работы и мероприятиях: «День Знаний», «День здоровья»,
«День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники»,
«Неделя Мужества», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание
с Букварем», «Праздник 8 Марта», , «Конкурс чтецов», «День Победы»,
экологические акции и субботники»), спортивные мероприятия, праздник
Последнего звонка, проведение Уроков мужества, Уроков здоровья, тематических
единых классных часов, Дней профориентации, выпускной вечер, работа
обучающихся в «Совете министров», школьное медиа ,Час психолога,
профилактические мероприятия органов правопорядка, библиотечные уроки.
Обучающиеся участвуют в трудовых делах школы и класса, в совместных
общественно значимых делах школы, что способствует развитию общественной
активности, формированию нравственного идеала, гражданского отношения к
Отечеству, воспитанию нравственного потенциала, сознательного отношения к
труду.
Модуль «Классное руководство и наставничество»
Профессиональную деятельность педагога, направленную на воспитание
ребенка в классном ученическом коллективе и работу с классом осуществляет
классный руководитель. Классный руководитель организует работу с учащимися
вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками; педагогом –
психологом, педагогами дополнительного образования, библиотекарем,
медицинским работником школы, с родителями учащихся или их законными
представителями.
Классный руководитель организует:
- работу по формированию и развитию классного коллектива;
12

- индивидуальную работу с обучающимися класса;
- работу с учителями, преподающими в данном классе;
- работу со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими
трудности по отдельным предметам, контроль за успеваемостью учащихся класса;
- работу с обучающимися, состоящими на различных видах учета,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль за занятостью учащегося
во внеурочное время;
- работу с родителями учащихся или их законными представителями;
интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с
обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,
духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности;
профилактическую работу, направленную на формирование
осознанного отношения к собственной жизни, безопасного поведения, а также
понимания норм поведения в кризисных ситуациях;
ведет документацию классного руководителя, принятую ЧОУ СОШ «
Рекорд».
В реализации видов и форм деятельности, классный руководитель
ориентируется на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями воспитанников, позволяющие с одной стороны, - вовлечь в них
детей с самыми разными потребностями, и тем самым дать им возможность
самореализоваться в них, а с другой стороны, - установить и упрочить
доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
Работа с классным коллективом:
•
организация классного самоуправления;
•
выработка совместно со школьниками законов класса, норм и правил
общения в классном и школьном коллективах;
•
проведение классных часов плодотворного и доверительного
общения, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе,
предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
•
вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность в
классе и школе;
•
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование;
•
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных,
ключевых делах, оказание необходимой помощи ученикам в их подготовке,
проведении; совместный анализ мероприятий;
•
проведение инструктажей по ТБ (на железнодорожных, водных
объектах, теракт, кризисные ситуации), правилам поведения в школе,
соблюдению ПДД, ППБ;
•
проведение родительских собраний;
13

•
проведение творческих мероприятий в классе (празднования в классе
дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши;
регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса, праздник мам,
День семейных традиций, театрализованный тематический праздник в классе);
•
проведение профориентационных мероприятий;
•
выход в театры, музеи, библиотеки, кино;
•
однодневные походы и экскурсии, организуемые родителями
учащихся.
Индивидуальная работа с учащимися:
Формы и виды деятельности:
•
заполнение с учащимися «Портфолио», как «источника успеха»
обучающихся класса, фиксация учебных, творческих, спортивных, личностных
достижений обучающегося;
•
работа классного руководителя с обучающимися, находящимися в
состоянии стресса и дискомфорта, изучение особенностей личностного
развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их
повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях,
при необходимости со школьным педагогом – психологом, социальным
педагогом;
•
делегирование ответственности за то или иное поручение в классе;
•
вовлечение обучающихся в социально значимую деятельность класса
и школы;
•
поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем
(налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора
профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости), когда каждая
проблема трансформируется классным руководителем в задачу для
школьника, которую они совместно стараются решить.
• коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями
или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение
в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение
взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
•
регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками, направленные на формирование единства мнений и
требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
•
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
•
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их
14

в иной, отличной от учебной, обстановке;
•
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса
для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•
регулярное информирование родителей о школьных успехах и
проблемах их детей, о жизни класса в целом;
•
помощь родителям школьников или их законным представителям в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
•
организация родительских собраний, происходящих в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•
создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей;
•
привлечение членов семей школьников к организации и проведению
дел класса;
•
организация
на
базе класса
семейных праздников,
конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
На индивидуальном уровне:
решение острых конфликтных ситуаций;
обсуждение и решение острых проблем, связанных с обучением и
воспитанием конкретного учащегося;
- консультации и мероприятия специалистов по запросу родителей.

Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и
предполагает следующее:
•
повышение функциональной читательской компетенции
обучающихся;
•
установление доверительных отношений между учителем и
учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований
и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности, использование
занимательных элементов, историй из жизни современников;
•
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
15

социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения,
высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной
работе и взаимодействию с другими детьми;
•
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных отношений в классе, помогают установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
•
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения;
•
создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием
гаджетов, открытых образовательных ресурсов, систем управления, что
позволит получать образование постоянно;
•
развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной
ответственности, способности критически мыслить, оперативно и качественно
решать проблемы.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока:
предметные образовательные события на уровне школы, района,
республики;
конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель;
видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные
презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме;
- интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах,
16

предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры,
дидактический театр.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное
образование»
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается
образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и
направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной
программы.
Цели внеурочной деятельности:
• создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей;
• создание условий для многогранного развития и социализации каждого
обучающегося в свободное от учёбы время;
• создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию
социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время,
развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи внеурочной деятельности:
• организация общественно-полезной и досуговой деятельности
обучающихся в тесном взаимодействии с социумом;
• выявление интересов, склонностей, возможностей обучающихся,
включение их в разностороннюю внеурочную деятельность;
• создание условий для реализации универсальных учебных действий;
• развитие навыков
организации
и
осуществления
сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими
детьми в решении общих проблем;
• развитие позитивного к базовым общественным ценностям (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) для формирования здорового
образа жизни;
• организация информационной поддержки обучающихся;
• усиление психолого-педагогического влияния на жизнь обучающихся в
свободное от учебы время.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования преимущественно осуществляется через:
• вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
17

развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
• формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
• создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
• поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной
лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных
социально значимых традиций;
• поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и
дополнительного образования происходит в рамках выбранных школьниками
видов деятельности.
Направления внеурочной деятельности:
• Общеинтеллектуальное (научно-познавательное): базируется на развитии
творческого мышления, воспитании культуры умственного труда, развитие
интеллектуальных способностей ребенка, формировании представления об
исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности,
обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения
самостоятельных исследований. В результате занятий у детей развивается
устойчивый интерес учебно-познавательной и исследовательской деятельности,
формируется углубленное представление об объекте исследования как области, в
рамках которой ведется исследование отношений и свойств для получения новой
информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на
практике, стимулирование развития потребности в познании;
• Спортивно-оздоровительное: заключается в формировании знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих
познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению
планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во
время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни;
используется оптимальный двигательный режим для детей с учетом их
возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются потребности в
занятиях физической культурой и спортом;
• Общекультурное (художественно-эстетическое): способствует воспитанию
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомству с
общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями
отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран, развивает
эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческие способности,
формирует коммуникативную и общекультурную компетенции, формирует
18

активную жизненную позицию;
• Духовно-нравственное, патриотическое: обеспечивает развитие
обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в
совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные
задачи, базовые национальные ценности российского общества, формирование
общечеловеческих ценностей в контексте развития у обучающихся гражданской
идентичности; воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного гражданина России; приобщение обучающихся к культурным
ценностям своей этнической или социокультурной группы; последовательное
расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование
духовной культуры, привитие любви к малой Родине, гражданской
ответственности и чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым
ценностям общества. По итогам работы в данном направлении проводятся
конкурсы, концерты, защита проектов;
• Социальное, общественно-полезная деятельность: в основу положена
проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями,
воспитания ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирования
социально-трудовой компетенции, воспитания с ранних лет коллективизма,
требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости,
трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно
формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека. Без
усвоения норм взаимоотношений невозможно формирование социальной
активности, в процессе развития которой происходит повышение уровня
самоопределения ребенка, расширение понимания им своего места в системе
отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые», «я и общество». Критерием
оценки выполнения программ социального направления является не просто ее
продукт (он может быть минимален), а степень сформированности
ответственного отношения к общему делу;
Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих
образовательного пространства в современном российском обществе. Оно
социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны
государства как система, органично сочетающая в себе воспитание, обучение и
развитие личности ребенка.
В настоящее время развивается система дополнительного образования
в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального
проекта «Образование».
Федеральный проект предусматривает обновление содержания
дополнительного образования всех направленностей, повышение качества и
вариативности образовательных программ и их реализацию в сетевой форме,
чтобы они отвечали вызовам времени и интересам детей с разными
образовательными потребностями, модернизацию инфраструктуры и
совершенствование профессионального мастерства педагогических и
управленческих кадров.
19

Направления дополнительного образования:
• Физкультурно-спортивное направление: секции «тег- регби»
• Естественно-научное направление: кружок «Белая ладья».
• Художественное направление: хореографическая студия, ансамбль
народных инструментов «Веселые струнки».

Модуль «Работа с родителями»
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с
педагогами для создания благоприятной среды для сплочения учащихся и
воспитанников в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных
условий для свободного развития личности.
Задачи:
1. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность
ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной
работы образовательного учреждения;
2. Включение родителей в разнообразные сферы деятельности
образовательного учреждения;
3. Повышение психолого – педагогической культуры.
Работа с родителями или законными представителями школьников
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа
с родителями или законными представителями школьников осуществляется в
рамках следующих видов и форм деятельности:
На групповом уровне:
• Общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации
их детей;
• родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в школе;
• общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме
обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
• участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование
c
целью
координации
20

воспитательных усилий педагогов и родителей.
Мероприятия в рамках модуля:
1) Организация и проведение общешкольных родительских собраний.
2) Организация встреч родителей со специалистами, работающими в школе.
3) Организация и проведение классных родительских собраний.
4) Организация родительского собрания, выборы родительского актива.
5) Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой
обучения в школе.
6) Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям
воспитательной работы.
7) Привлечение родителей к участию в школьных праздниках.
8)Привлечение родителей выпускников к проведению праздника
"Последний
звонок", выпускных вечеров.
9)Привлечение родителей 1 - 4 классов к участию в празднике "Прощай,
начальная школа".

Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать
в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к
взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда
удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление
иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции
педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Цель: гуманизация отношений, демократизация жизни коллектива и на этой
основе — формирование у учащихся готовности к участию в управлении
обществом.
Задачи воспитания:
• содействовать развитию инициативы, творчества, самостоятельности
учащихся, ответственности за состояние дел в школе, формирование
управленческих умений и навыков;
• формирование активной жизненной позиции;
• укрепление школьных традиций.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через деятельность выборного Совета министров, создаваемого для учета
мнения учащихся по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
• через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для
21

облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
• через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего
и организующего проведение личностно значимых для школьников событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов);
• через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций;
• через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников
и курируемой школьным медиатором группы по урегулированию конфликтных
ситуаций в школе.
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (старост), представляющих интересы класса в общешкольных
делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов
самоуправления и классных руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса (комитет образования, комитет
правопорядка, комитет спорта, комитет труда, редколлегия);
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через
систему распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями.

Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог
актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на
труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности, ориентированной
на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся. Эта
22

работа осуществляется через:
- курс профессионального самоопределения «Я и профессия» для 9-11
классов;
- циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
- профориентационные деловые игры, расширяющие знания школьников о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках
той или иной интересной
школьникам профессиональной деятельности;
- посещение профориентационных выставок, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования;
- участие в работе всероссийских профориентационного проектов
«ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена», «Финансовая
грамотность», созданных в сети интернет;
- индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей
по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных
особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими
профессии;
- освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.

Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Для этого в ЧОУ СОШ « Рекорд» используются следующие формы работы:
ориентированные на целевые приоритеты, связанные с возрастными
особенностями воспитанников:
На внешкольном уровне:
• патриотические акции (возложение цветов к мемориальным объектам
города);
23

• Торжественные церемонии у мемориальных объектов в Дни воинской славы
России;
• мероприятия, проводимые для жителей города и организуемые совместно с
семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления,
которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и
включают их в деятельную заботу об окружающих;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям;
• социальные акции трудовой и экологической направленности.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники, социальные акции, ориентированные на
преобразование окружающего в школу социума (общешкольный праздник «День
Знаний»,
«День здоровья», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники»,
«Неделя Мужества», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание
с Букварем»,
«Праздник 8 Марта», трудовая экологические акция благоустройства «Наш
школьный двор», общешкольные спортивные мероприятия, праздник Последнего
звонка, общешкольная итоговая линейка с награждением учащихся по итогам
учебного года.
На уровне классов:
• выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы
дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
• участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных
дел на уровне общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной из возможных для них ролей.
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с
ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли
бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.
Модуль «Ключевые общешкольные дела» реализуется по следующим
направлениям: гражданско-патриотическое; духовно-нравственное;
здоровьесберегающее; экологическое и трудовое.
24

Модуль «Профилактика»
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
«Профилактика» включает в себя развитие творческих способностей и
коммуникативных навыков детей, формирование здорового образа жизни,
воспитание культуры поведения, создание условий для формирования желаний
учащихся приносить пользу обществу, уважение к правам и свободам человека,
позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости, воспитанию
законопослушного поведения и реализуется по следующим направлениям:
1. Профилактика безнадзорности и правонарушений
Задачи воспитания:
- создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков
группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой
безнадзорности и преступности;
организация профилактической работы по предупреждению
правонарушений школьников;
повышение правовой культуры и социально – педагогической
компетенции родителей учащихся;
сотрудничество с организациями и службами г.Орска по работе с
семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и
обеспечению
корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
-

воспитание ответственности за порученное дело;

формирование уважительного отношения к материальным ценностям.
Реализация путем:
•
составления и корректировки социального паспорта класса и школы;
• выявления семей и детей, находящихся в социально опасном положении,
детей «группы риска»;
• создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска;
• выявления детей, систематически пропускающих уроки без уважительных
причин;
• посещения учащихся на дому с целью изучения жилищно-бытовых
условий;
• разработки памяток «Мои права и обязанности»; оформление стенда
«Безопасность»
• родительских лекториев;
• мероприятий в рамках «Всероссийского дня правовой помощи детям»;
• мероприятий в рамках Межведомственной комплексной оперативнопрофилактической операции "Дети России";
• взаимодействия с инспектором по делам несовершеннолетних;
• организации встреч с работниками прокуратуры, комиссии по делам
-

25

несовершеннолетних, полиции.
1. Профилактика суицидального поведения
Задачи воспитания:
• оказать помощь в решении личностных проблем социализации и
построении конструктивных отношений с родителями, педагогами и
сверстниками;
• содействовать профилактике неврозов;
• способствовать развитию навыков саморегуляции и управления стрессом.
Реализация путем:
• работы школьного педагога – психолога;
• лекториев для педагогического коллектива;
• индивидуальных консультаций с учителями-предметниками и классными
руководителями;
• общешкольных родительских собраний;
• лекториев для родителей;
• консультаций для родителей учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• мониторинга среди учащихся по выявлению детей, находящихся в
кризисной ситуации, посредством заполнения и последующего анализа «карты
факторов суицидального риска»;
• изучения межличностных взаимоотношений учащихся в классных
коллективах (социометрия) и выявление «изолированных» детей;
• комплексной психологической диагностики учащихся проблемами
обучения, развития, воспитания.
• тематических классных часов.
• консультации для учащихся, оказавшихся в кризисной ситуации;
• функционирования «Горячей линии» школьного педагога – психолога;
• информирования о действии «Телефонов доверия», памятки, инструкции.
2. Профилактика экстремизма и терроризма. Задачи воспитания:
• воспитание культуры толерантности и межнационального согласия;
• достижение необходимого уровня правовой культуры как основы
толерантного сознания и поведения;
• формирование в детской и молодежной среде мировоззрения и духовнонравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на
принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру
и согласию, готовности к диалогу;
• разработка и реализация комплексного плана, направленного на
формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое
многообразие.
Реализация путем:
• организации плановой эвакуации обучающихся;
• организации учебы работников по безопасности;
• уроков Мира, классных часов, посвященных трагедии в Беслане.
• организации тематических классных часов по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике экстремизма, расовой,
26

национальной, религиозной розни;
• организации родительских собраний по проблеме воспитания
толерантности у обучающихся, по профилактике проявлений экстремизма;
• организации уроков доброты, нравственности;
• встречи с работниками правоохранительных органов по вопросу
ответственности за участие в противоправных действиях;
• планирования работы с учетом Антикризисного плана ЧОУ СОШ «Рекорд»
3. Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения. Задачи
воспитания:
• продолжить формирование знаний об опасности различных форм
зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и
профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
• способствовать обеспечению условий для организации и проведения
мероприятий, направленных на формирование у учащихся стремления к ведению
здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни,
престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
• систематизировать совместную работу с родителями, педагогами, медиками
и общественностью по профилактике употребления употреблению спиртных
напитков, наркотических и психотропных веществ, табачных изделий;
• продолжать работу по развитию информационного поля по профилактике
употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ,
табачных изделий;
• продолжить развитие коммуникативных и организаторских способностей
учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны.
Реализация путем:
• установления детей, состоящих под опекой и попечительством;
• установления учащихся, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков,
токсических веществ, табакокурению и проведение с ними профилактической
работы;
• корректировки картотеки индивидуального учёта подростков «группы
риска»;
• проведение операции «Занятость» (вовлечение в кружки, клубы, секции);
• контроля над внеурочной занятостью учащихся;
• размещения информационно-методических материалов на сайте школы;
• контроля над посещаемостью учебных занятий, выявление учащихся, не
посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с
ними, своевременное реагирование;
• организации лекториев, циклов бесед, круглых столов, тематических
классных часов, акций, квестов, конкурсов для учащихся;
• систематического выявления учащихся, нарушающих Устав школы, Закон
РФ
«Об ограничении курения табака», Законы КО «О профилактике наркомании и
токсикомании на территории РФ « О мерах по предупреждению причинения
вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите
27

несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике
алкоголизма среди несовершеннолетних» другие нормативные акты,
регулирующие поведение школьников и принятие мер воспитательного
воздействия к ним;
• организации семинаров с элементами тренинга по профилактике
наркомании, табакокурения, алкоголизма;
• организации консультаций для родителей по вопросам профилактики
алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.
• организации родительские собраний, лекториев, анкетирования, работы
школы
«Успешный родитель», функционирования «Горячей линии» школьного
психолога.

Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (СМИ) (совместно создаваемых школьниками и
педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) –
развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков
общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся с
учетом возрастных особенностей школьников.
Назначение школьных СМИ – освещение (через школьные новости, школьный
сайт, социальные сети) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности
классных коллективов и отдельных учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
• освещение через школьные новости, школьный сайт, социальные сети,
официальную группу школы в Instagram наиболее интересных моментов жизни
школы, популя ризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций,
деятельности органов ученического са моуправления;
• освещение через школьный сайт материалов о вузах, колледжах и
востребованных рабо чих вакансиях, которые могут быть интересны школьникам;
• конкурсы рассказов, поэтических произведений, сказок, репортажей и
научно-популярных статей;
• создание школьного медиацентра из заинтересованных добровольцев, групп
информаци онно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющих видеосъемку и мульти медийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;
• школьная интернет-группа - разновозрастное сообщество школьников и
педагогов, поддер живающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в
социальных сетях с целью освещ ения деятельности образовательной организации
в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к
28

школе, информационного продвижения ценностей школы и организации
виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями
могли б ы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.

29

Раздел IV. Основные направления самоанализа воспитательной
работы.
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления
основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной
организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так
и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором
школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного
процесса являются следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
-динамика личностного развития обучающихся каждого класса;
-какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся
удалось решить за минувший учебный год;
-какие проблемы решить не удалось и почему;
-какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
Осуществляется анализ классными руководителями. Способом получения
информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников
является педагогическое наблюдение, анкетирование.

30

Направление самоанализа
Результаты воспитания,
социализации и
саморазвития
обучающихся;
Состояние организуемой
в ОО совместной
деятельности
обучающихся и взрослых.

Критерии
Динамика личностного
развития обучающихся
каждого класса;

Формы
Педагогическое
наблюдение;

Наличие в ОО событийно
насыщенной и личностно
развивающей совместной
деятельности
обучающихся и взрослых.

Беседы с обучающимися
и родителями,
педагогическими
работниками, лидерами
ученического
самоуправления,
мониторинг.

1. Качество воспитательной деятельности классных руководителей.
-испытывают ли педагоги затруднения в определении цели и задач своей
воспитательной деятельности (анкетирование);
-испытывают ли они проблемы с реализацией воспитательного потенциала их
совместной с детьми деятельности (анкетирование);
-стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных для
школьников детско- взрослых общностей (наблюдение, экспертная оценка);
-доброжелателен ли стиль их общения со школьниками; складываются ли у них
доверительные отношения со школьниками (наблюдение, экспертная оценка);
-являются ли они для своих воспитанников значимыми взрослыми людьми
(анкетирование).
2. Управление воспитательным процессом в образовательной организации.
- имеют ли педагоги чёткое представление о нормативно-методических
документах, регулирующих воспитательный процесс в школе, о своих
должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности
(анкетирование);
-создаются ли школьной администрацией условия для профессионального
роста педагогов в сфере воспитания;
-поощряются ли школьные педагоги за хорошую воспитательную работу со
школьниками. Отслеживание состояния
воспитательного процесса в
образовательной организации, своевременная его корректировка и
прогнозирование дальнейшего развития проводится ежегодно.
Мониторинг результатов духовно-нравственного развития и
воспитания осуществляется в 1-х классах– в течение 4-ей четверти, во 2-4-х
классах – в течение 3-й четверти.

31

Процедура

Класс

Оценка мотивации обучения
школьников

Оценивание уровня
развития самооценки и
притязания

5 класс

Конец октября начало ноября (после
адаптационного
периода)

7 класс
9 класс
5 класс
6 класс

Сентябрь - октябрь

7 класс

9 класс
11 класс
6 класс
8 класс
10 класс
8 класс

Оценка ценностных ориентаций
Оценка профессиональной
идентичности

Сроки проведения

Конец октября начало ноября (после
адаптационного
периода)
Сентябрь - октябрь
Ноябрь - декабрь
Апрель - май

10 класс

2. Ресурсное обеспечение воспитательного процесса в образовательной

организации.
-в каких материальных, кадровых, информационных ресурсах, необходимых
для организации воспитательного процесса, нуждается школа – с учётом ее
реальных возможностей;
-какие имеющиеся у школы ресурсы используются недостаточно;
-какие нуждаются в обновлении.
Итогом анализа организуемого в школе воспитательного процесса является
перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу ,и проект направленных на это управленческих
решений.

32

Раздел V «Приложения». Календарный план воспитательной
работы ЧОУ СОШ «Рекорд» г. Орска на 2021-2022 учебный год.
СЕНТЯБРЬ
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое

Название
мероприятия

Время
Для кого
проведения проводится
Первая
неделя

1)Праздник
«Первый
звонок»
Вторая
2) Беседы в
неделя
классах по ПДД

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.
Кл.
руководители
1-11класс
Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
1-11класс

Нравственноэстетическое
воспитание

Выборы
президента.

Четверта
я неделя

Экологическо
е воспитание

Конкурс
поделок из
природного
материала:

Третья
неделя

1-6 класс

Физкультурно

“Веселые
старты»

Третья
неделя

1-11класс

оздоровительное
воспитание

Трудовое
воспитание
Самоуправлен
ие в школе
и в классе

Организация
дежурства по
школе
1) Классные
часы
«Планирование
работы класса
на 2021-2022
уч.год»
2) Выборы
органов

Первая
неделя
Вторая
неделя

33

Ответственный

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

Пахтанов В.В.
. Мелихова Е.В.
Зам. директора
по
ВР,
Кл.
руководители
1-11класс
Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
1-11класс

Кл.
руководители

самоуправления
в классах

ОКТЯБРЬ
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое
Нравственноэстетическое
воспитание

Экологическо
е воспитание

Название
мероприятия

Для кого
проводится

Ответственный

1.Декада
правого
воспитания

1-11класс

Чебанов Н.С.

1.День учителя. 4-5.10
Праздничная
акция для
учителей.
2.Концерт ко
12.10
Дню учителя:
«С любовью
к Вам,
Учителя!»
17.10
3.Театр
«Лапочка»
(спектакль,
посвященный
противопожарн
ой
безопасности)
4.КВН
(«Ужасы
школы
«Рекорд»)

1-11класс

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.

Акция
«Экология
моими

Время
проведения

В течение
месяца
34

1-5 классы

Мелихова Е.В.

1-11класс

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,

глазами»
Акция «Чистый
школьный
двор»
Физкультурно 1.Товарищески
й матч
оздоровительно «Сборная
е воспитание
«Рекорд» сборная школы
№52»
2. «Малые
Олимпийские
игры»
3. Беседа
«STOPнаркомания!»
Трудовое
Рейд
воспитание
«Генеральная
уборка классов
перед
каникулами»
Семейное
Индивидуальн
воспитание
ые
консультации с
родителями
детей «Группы
риска»

Кл.
руководители
Пахтанов В.В.
В течение 1-11класс
месяца

Третья
неделя

1-10
класс

Мелихова Е.В.

1-11класс Мелихова Е.В.
Зам. директора по
ВР,
Кл. руководители
По
Семейное
Индивидуальн
необходимо воспитание ые консультации
сти
с родителями
детей «Группы
риска»

НОЯБРЬ
Направление
Название
Время
воспитательной
мероприятия
проведения
работы
Гражданско1. Конкурс
Вторая
патриотическое стихов:
неделя
воспитание,
«Вместе
правовое
дружная
семья»
2. Встреча с
сотрудниками
РОВД . Беседа
«Ответственно
сть за
35

Для кого
проводится
1-11класс

Ответственный
Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Кл.
руководители

Нравственноэстетическое
воспитание

Экологическо
е воспитание

Физкультурно
оздоровительно
е воспитание

Трудовое
воспитание
Семейное
воспитание

хранение,
сбыт и
употребление
наркотиков»
1) Меропри
ятия,
посвященные
Дню матери
2) День
библиотеки
1) Акция
«Зеленая
школа»

Четвертая
неделя
В течение
месяца

Третья
неделя

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.
Кл.
руководители
1-11класс
Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Кл.
руководители
1-11класс
Пахтанов В.В.
1-11класс

Классные
Вторая
часы об этике, неделя
о здоровом
образе жизни .
Оформление
стенда
«Спортивные
достижения
школы»
1) Генераль
1-11класс
ные уборки
Индивидуаль
По
Семейное
ные
необходимо воспитание
консультации с сти
родителями
детей «Группы
риска»

Кл.
руководители
Индивидуальн
ые консультации
с родителями
детей «Группы
риска»

ДЕКАБРЬ
Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое

Название
мероприятия

Время
проведения

1)Тематичес
Первая
кие класс. часы неделя
«Новый год у
ворот!»
36

Для кого
проводится
1-11

Ответственный
Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова

Н.Д.
Кл.
руководители

2) Круглый
стол:
«Вредные
привычки:
преступление
и наказание.»
Нравственноэстетическое
воспитание

1-11класс

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.
Кл.
руководители

Первая
неделяЧетвертая
неделя

1-11класс

Кл.
руководители

Третья
неделя

1-11класс

оздоровительно
е воспитание

1) Первенст
во школы по
настольному
теннису

Трудовое
воспитание

1) Генераль
ные уборки

Четвертая
неделя

1-11класс

Семейное
воспитание

Индивидуаль
По
Семейное
Индивидуальн
ные
необходимо воспитание ые консультации
консультации с сти
с родителями
родителями
детей «Группы

Экологическо
е воспитание

Физкультурно

1) Конкурс:
«Новогодняя
сказка»
2) Дискотека
и «Новогоднее
представление
Бал –
маскарад.».
3) Конкурс
новогодних
открыток
(поздравлени
е с Новым
годом все
структурных
подразделений
города)
4)День
театра,библиот
еки
Акция :
«Покормите
птиц зимой»

Вторая
неделя
Третья
неделя

В течение
месяца

37

Пахтанов В.В.

Кл.
руководители

детей «Группы
риска»

риска»

ЯНВАРЬ
Направление
воспитательной
работы
Нравственноэстетическое
Воспитание,
правовое
Экологическо
е воспитание
Семейное
воспитание

Название
мероприятия
1) День
театра и
библиотеки

Время
проведения
В течение
месяца

Для кого
Ответственный
проводится
1-9
класс

Акция
В течение
1-11
«Кормушка»
месяца
класс
Индивидуальн
По
1-11
ые консультации необходимости класс
с родителями
детей «Группы
риска»
Физкультурно
1. Зимние
Третья
1-11
олимпийские
неделя месяца класс
оздоровительное игры
воспитание
2. Классный
час «STOPкурение»

Мелихова
Е.В.
Кл.
руководители
Кл.
руководители
Мелихова
Е.В.
Кл.
руководители
Пахтанов
В.В.

ФЕВРАЛЬ
Направление
Название
Время
воспитательно
мероприятия
проведения
й работы
Гражданско1) Беседы
Третья
патриотическо в классах,
неделя месяца
е воспитание,
посвященные
правовое
Дню
защитников
Отечества.
2) Конкурс
38

Для кого
проводится
1-11 класс

Ответственн
ый
Мелихова
Е.В.
Кл.
руководители

инсценирован
ной военно патриотическо
й песни
3) Встреча
с
сотрудникам
и РОВД.
Беседа:
«Администра
тивная и
уголовная
ответственно
сти
подростков
за
правонаруше
ния».
Нравственно
1) Организ
Третья
-эстетическое
ация почты
неделя месяца
воспитание
«Валентинок»
Четвертая
.
неделя
2)Викторин
а «Что мы
знаем из
истории
российской
армии»,
«Русские
полководцы:
их роль в
истории
российского
государства»,
«Из истории
русского
оружия».
Физкультурн
1)Богатырск
В течение
оие состязания. месяца
оздоровительн
ое воспитание
МАРТ
39

1-11 класс

Мелихова
Е.В.
Кл.
руководители
Учителя
историии

1-11 класс

Пахтанов
В.В.

Направление
воспитательной
работы
Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое

Нравственноэстетическое
воспитание

Экологическое
воспитание

Название
мероприятия

Время
проведения

1. Поздравление Вторая
женщин с
неделя
праздником 8
марта
2. Круглый стол:
«Хулиганство.
Понятие и
ответственность»
1.Праздничный
концерт,
посвященный 8
марта.
2. Широкая
масленица»
Участие в акции
«Сохраним
планету голубой
и зеленой»

Третья
неделя
месяца

Для кого
проводится

Ответственный

1-11

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.
Кл.
руководители

1-11

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

1-11 класс

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

АПРЕЛЬ
Направление
воспитательной
работы

Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое

Название
мероприятия
1.Тематические
классные часы
по ПДД
2.
Политинформац
ия («Город Орск
– перспектива
развития )
3.Беседа :
«Последствия
необдуманных

Время
проведения
Третья
неделя
месяца

40

Для кого
проводится
1-11 класс

Ответственный
Мелихова Е.В.
Измайлова В.И.
Кл.
руководители

поступков.»
1) Конкурс
1-12 апреля
рисунков «Мы и
Нравственнокосмос»
эстетическое
2) Классный час
воспитание
«История
космоса»
1)Классные часы
по
Физкультурноформированию
оздоровительное здорового образа
воспитание
жизни
2)«Директорские
игры»

1-11 класс

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

1-11 класс

Пахтанов В.В.
Мелихова Е.В.

Май
Направление
воспитательной
работы

Название
мероприятия

Время
проведения

Гражданскопатриотическое
воспитание,
правовое

1)Тематические
классные часы,
посвященные
Дню Победы.

Вторая
неделя

1-11 класс

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

1) Концерт,
посвященный
Дню Победы.
2) Конкурс
рисунков,
посвященных
Дню Победы.
3) Праздник
«Последний
звонок»

Вторая
неделя

1-11 класс

Мелихова Е.В.
Зам. директора
по ВР,
Жаворонкова
Н.Д.
Кл.
руководители

) 1Уборка
территории
школы

Вторая
неделя

1-11 класс

Мелихова Е.В.
Кл.
руководители

Пятая неделя

1-8 класс

Пахтанов В.В.

Нравственноэстетическое
воспитание

Экологическое
воспитание

Физкультурно1) «Праздник
оздоровительное здоровья»
воспитание
2) «Мы

Для кого
проводится

Четвертая
неделя

41

Ответственный

выбираем
жизнь!» круглый стол.

42

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».