РП внеурочной деятельности Практикум по русскому языку

MиIIисTEPCTBo

IIPoсBЕщEIIИЯ

P oСсиЙскoЙ

ошдшPAциI,I

MиIIисTерсTBo oбpaзoвaния Opенбyргскoй oблaсти
Чaстнoе oбщeoбpaзoBaтrЛЬHoе yчpеЯщеHие
''Cpeдняя oбщeoбpaзoвaTеЛЬнaя ЦIкoЛa''PeкopД'' г. Opскa opeнбypгской
oблaсти''

CoГ'ЛACoBAI{o

PACCMoTPЕHO

нa Зacr.цal{ии МеTo.циIIескoГo
o б ъ е.цин е ъ1уl,ИУЧИTел е й
гyМaIIиTapIIoгo циклa
,
7

Ha Ilе,цaгoгичeскoМ
сoBеTe

ПpoToкoЛ J\9

oт <>_eс

ПpoToкoЛNs r'
or <>of 2023r.

2О2З r,

PAБOчAЯ ПPOгPANINIA
кypсa Blieypoчнoй ДеятrЛьнoсTи <>

для oб1^raющихся9 клaссoв

г. opск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку»
рассчитана на учащихся 9 класса. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов,
корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ. В данной программе
большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных
программах не содержится законченной, логически обоснованной

системы работы по

обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен
круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к
сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по
подготовке к итоговой аттестации в форме ОГЭ. Данный курс позволяет подробно рассмотреть
все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться
в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для
общеобразовательных школ (5-9 классы).
Программа курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинениюрассуждению. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса
уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить
учащихся к выполнению задания 9.
Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры,
последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности
учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и
творческих способностей учащихся.
Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий
КИМов Государственной итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:


овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции 9-классников;



научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;



владеть формами обработки информации исходного текста;



через

систему

практических

заданий

и

тренингов

повторить,

расширить

и

систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и
текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме;


работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать

формулировку задания и вникать в её смысл;


четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;



самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;



работать с бланками экзаменационной работы;



сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение
трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть
(выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую
и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных
правил, приобрести устойчивые навыки).
Программа курса рассчитана на 102 часа из расчета 3 часа в неделю.
Темы соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского
языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум по русскому языку» состоит из пяти
основных разделов:
1.Структура экзаменационной работы.
2 .Работа над сжатым изложением
3. Работа над второй частью ОГЭ.
4. Лексический анализ.
5 . Работа над сочинением.
Подготовка к сжатому изложению
Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого
изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки
информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных
умений, важнейшими из которых являются следующие:


умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в
тексте;



умение адекватно воспринимать авторский замысел;



умение вычленять главное в информации;



умение сокращать текст разными способами;



умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;



умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства
обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что

любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то
содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно
научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему,
проблему, идею, видел авторскую позицию.
Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки,
микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо
тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы
прослушанного текста.
Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее
остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля
речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в
предложенных текстах.
При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия
(упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на
конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.
Подготовка к сочинению-рассуждению
Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную
компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом
речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения
творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение
необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной
деятельности.
Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести
беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания.
Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей
позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического
сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои
взгляды и позиции.
Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При
этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание,
рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении, его структуре и особенностях,
так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип
речи.
Подготовка к решению заданий 2-8
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким

открытым ответом.
Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Правописание приставок, корней, суффиксов, окончаний разных частей речи.
Правописание существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений,
наречий, слов категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц,
междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное написание слов.
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП,
СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление прямой и
косвенной речи.
Знаки препинания в осложненных предложениях: в предложениях с однородными членами,
обособленными членами, обращениями, вводными конструкциями (словами и
словосочетаниями)
.Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Типы подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Простые неосложненные предложения (в том числе с неоднородными определениями).
Простые предложения, осложненные однородными членами. Обобщающее слово при
однородных членах. Простые предложения, осложненные обособленными определениями,
обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные вводными словами и
вставными конструкциями.
Сложные предложения: ССП, СПП, БСП.
Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными (последовательное подчинение,
однородное подчинение, неоднородное подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы
(союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и
побудительные) по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные).
Количество грамматических основ. Главные и второстепенные члены. Способы выражения
подлежащего и сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Задание 6. Анализ содержания текста
Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Главная мысль текста.
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Тропы: метафора, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение,
фразеологизм, литота.
Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.

Сферы употребления слов. Происхождение слов. Активный, пассивный словарный запас.
Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов,
крылатых слов. Однозначные и многозначные слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое
и переносное значение слова. Лексическое значение слова.
2. Планируемые результаты
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка
в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
Личностные

отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения

Метапредметные

знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка

Предметные

и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные
единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5)

овладение

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка

(орфоэпическими,

лексическими,

грамматическими,

орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

3.Основное содержание
1. Введение. Значение курса, его задачи
Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий. Знакомство с
демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение
Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного
текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную,
исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста:
исключение, обобщение, упрощение.
3. Текст. Сочинение
Критерии оценки сочинения. Структура сочинения. Формулировка тезиса сочинениярассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод
сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание
сочинения-рассуждения. Критерии оценки задания.
4. Выполнение заданий 2-8
Задание 2. Орфографический анализ слов, предложений и текста.
Задание 3. Пунктуационный анализ предложений и текста.
Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания.
Задание 5. Синтаксический анализ предложений.
Задание 6. Анализ содержания текста
Задание 7. Анализ средств выразительности.
Задание 8. Лексический анализ слова, предложения, текста.
5. Заключение. Итоговый контроль
Диагностическая работа. Анализ ошибок.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов
конт
практ
Наименование
№
ическ
разделов и тем всег роль
п/п
ные
ие
программы
о
работ работ
ы
ы
Раздел 1.Структура экзаменационной работы.

1.1.

Структура
экзаменационной
работы в формате
ОГЭ. Знакомство с
критериями оценки
выполнения заданий
с
развернутым
ответом.

Итого по разделу:

4

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Виды деятельности

Знакомство
со
структурой
текста.
Уметь членить текст на
абзацы.

Целевые
воспитания

приоритеты

содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих
идей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся;
содействовать
физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

http://www.gramota.ru

содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих
идей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся;
содействовать
физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

https://www.google.

http://rus.1september.ru

4

Раздел 2 Работа над сжатым изложением

2.1.

Сжатое
изложение..Что
такое
микротема.Учимся
находить
микротемы
исходного текста.

2

Уметь
находить
микротемы в тексте.

com/url?q=http://
gramma.ru&sa=D&usg
=AFQjCNEDF
gF6w9Isl9b2b
YlagbGu-89gfw

2.2.

2.3.

2.4

Абзацное членение
текста.

Сжатое
изложение.Что
такое
сжатие
(компрессии) текста

Приемы
сжатия.
Отработка приема
исключения.

2

2

2

Уметь членить текст на
абзацы.

Познакомиться
с
приемами
сжатия
текста. Уметь выбрать
нужный пием.

Владеть
различными
видами сжатия.

содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих
идей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся;
содействовать
физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

http://mapryal
.russkoeslovo
.org
http://yarus.aspu.ru

содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих
идей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся;
содействовать
физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

http://mapryal
.russkoeslovo.org
http://yarus.aspu.ru

содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих
идей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся;
содействовать
физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

http://mapryal
.russkoeslovo.org
http://yarus.aspu.ru

2.5

2.6

Приемы
сжатия
текста. Отработка
приема обобщение.

Приемы
сжатия.
Отработка приема
упрощение.

2

3

Анализировать
текст:
определять
и
комментировать тему и
главную мысль текста;
подбирать
заголовок,
отражающий тему или
главную мысль текста;
Прогнозировать
содержание текста по
заголовку,
ключевым
словам, зачину или
концовке;
Устанавливать
принадлежность
к
функциональносмысловому типу речи;
Находить
в
тексте
типовые фрагменты —
описание,
повествование,
рассуждениедоказательство,
оценочные
высказывания;

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

Создавать высказывание
на
основе
текста:
выражать
своё
отношение
к
прочитанному
или
прослушанному
в
устной и письменной
форме;
Извлекать информацию

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

http://www.russkoeslovo
.org
http://rus.1september.ru /

http://festival
.1september.
ru/subjects/8
http://www.edu.
ru/modules.php?op
=modload&name=Web_
Links&file=index&l_op=vie
wlink&cid
=299&fids[]=279 / –

из
различных
источников, в том числе
из
лингвистических
словарей и справочной
литературы,
и
использовать
её
в
учебной деятельности;
Подробно
и
сжато
передавать в устной и
письменной
форме
содержание
прослушанных
и
прочитанных
текстов
различных
функциональносмысловых типов речи
(в течение учебного
года);

2.7

Выбор
сжатия..

приемов

Итого по разделу:

3

- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между
явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

http://festival.1september.
ru/subjects/8
http://www.edu.ru/modules.
php?op=modload&name=W
eb
_Links&file=index&l_op=
viewlink&cid=299&fids[]=2
79 / –

16

Раздел 3. Работа над второй частью ОГЭ.

3.1

Выполнение
тренировочного
варианта
аудиоизложения

13

http://window.edu.ru/windo
w/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rub
r/8f5d7210-86a6-11da-a72b-

3.2.

Синтаксический
анализ
текста.
Грамматическая
основапредложения.
Второстепенные
члены предложения.
Односоставное
предложение.
Выполнение
тренировочных
вариантов ОГЭ.

27

Различать
способы
выражения
подлежащего,
виды
сказуемого и способы
его выражения;
Анализировать
и
применять
нормы
построения
простого
предложения,
анализировать примеры
использования
инверсии;
Применять
нормы
согласования сказуемого
с подлежащим, в том
числе
нормы
согласования сказуемого
с
подлежащим,
выраженным
словосочетаниями,
сложносокращёнными
словами,
словами
большинство
—
меньшинство,
количественными
сочетаниями;
Анализировать примеры
постановки тире между
подлежащим
и
сказуемым;
Проводить
синтаксический
и
пунктуационный анализ
предложений;

0800200c9a66/15577/?/
http://window.edu.ru
/window/catalog?p
_rubr=2.1.21/
http://school-collection.
edu.ru/catalog/rubr/8f5d
7210-86a6-11da-a72b-0
800200c9a66/15577/?/

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

3.3

Пунктуационный
анализ
предложения. Знаки
препинания
при
однородных членах
предложения. Знаки
препинания
пи
обособленных
членах.Знаки
препинания
в
сложном
предложении.

16

Распознавать
сложноподчинённые
предложения, выделять
главную и придаточную
части
предложения,
средства связи частей
сложноподчинённого
предложения;
Опознавать
и
характеризовать
подчинительные союзы
и
союзные
слова;
Определять основания
для
сравнения
и
сравнивать
сложноподчинённые
предложения
по
характеру
смысловых
отношений
между
главной и придаточной
частями,
структуре,
синтаксическим
средствам
связи;
выявлять особенности
их
строения;
Опознавать
и
характеризовать
сложноподчинённые
предложения
с
несколькими
придаточными,
сложноподчинённые
предложения
с
придаточной
частью
определительной,

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между
явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

http://window.edu.ru/windo
w/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rub
r/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/?/

изъяснительной
и
обстоятельственной
(места,
времени,
причины,
образа
действия и степени,
сравнения,
условия,
уступки,
следствия,
цели);

3.4

Способы связи в
словосочетаниях.

4

Определять
типы
подчинительной связи
слов в словосочетании:
согласование,
управление,
примыкание;

3.5.

Орфографический
анализ.

9

Совершенствование
орфографических

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между
явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

http://window.edu.ru/windo
w/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rub
r/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/?/

обеспечить
воспитание

http://window.edu.ru/windo
w/catalog?p_rubr=2.1.21/

нравственное
учащихся

Правописание
пиставок.Правописа
ние
безударных
гласных в корнях.
Н-НН в суффиксах
различных частей
речи.

Итого по разделу:

навыков

(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между
явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rub
r/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/?/

Опознавать
и
характеризовать
основные
изобразительновыразительные средства
русского
языка
(метафору,
эпитет,
сравнение, гиперболу,
олицетворение и др );

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);

http://window.edu.ru/windo
w/catalog?p_rubr=2.1.21/
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/rub
r/8f5d7210-86a6-11da-a72b0800200c9a66/15577/?/

69

Раздел 4. Лексический анализ

4.1

Лексический анализ
слова.

4

Итого по разделу:

Выявлять
отличительные
особенности
языка
научного
стиля
в
сравнении с другими
функциональными
разновидностями языка
и
другими
функциональными
стилями;
.

- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между
явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

понимать
основную
мысль
прочитанного
текста; уметь создавать
собственное письменное
высказывание на основе
прочитанного
по
заданным параметрам;
устанавливать
авторскую позицию в
тексте; выражать свое
отношение к теме текста
и формировать свою
позицию по данной
теме;
логически
последовательно
излагать свою точку

обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);
- содействовать физическому
воспитанию
учащихся
(заботиться о профилактике их
утомляемости на уроке);
- содействовать в ходе занятий
формированию
основных
мировоззренческих идей (в
зависимости от содержания
занятий), например, материальности
мира,
причинноследственных связей между

4

Раздел 5 . Работа над сочинением.

5.1.

Структура
сочинения.
Тренировка
написанию
сочинения.

по

9

www.uroki.net/docrus.htm /

зрения.

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ

КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9
102

0

0

явлениями, развитие в природе
и обществе, познаваемость мира
и его закономерностей;
обеспечить
нравственное
воспитание
учащихся
(патриотизм,
коллективизм,
гуманизм
и
других
общечеловеческих ценностей);

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1. «Федеральный институт педагогических измерений». Новости, касающиеся ЕГЭ, ОГЭ,
итогового сочинения по литературе для выпускников 9-11 классов, демоверсии и
открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ — http://www.fipi.ru/
2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена. Документы,
новости, мероприятия. http://www.ege.edu.ru/
3. Русский язык для всех – справочно-информационный портал. Интерактивные диктанты,
тренажеры, учебники, олимпиады, видео и пр. http://www.gramota.ru/
4. Виртуальная библиотека по предмету «Литература», предназначенная в помощь
школьникам и учителям. Универсальный учебник или справочник, полностью
соответствующий всем действующим программам и нормативным документам, еще
не создан, поэтому принцип подбора материала — широта охвата и объективность. Так,
в биографическом разделе собраны тексты о писателе не только разного объема,
но и написанные в разное время с разных точек зрения и иногда даже противоречащие
друг другу, то же относится к словарю литературоведческих терминов; иллюстрации
подбираются независимо от их художественных качеств и т.д. http://www.a4format.ru/
5. В помощь вам в подготовке к экзаменационному сочинению. http://sochinenie11.ru/
6. Образовательный портал для подготовки к экзаменам: http://rus.reshuege.ru/
7. Образовательный сайт учителя русского языка и литературы (онлайн тесты к урокам и
экзаменам по русскому языку и литературе). http://www.saharina.ru/
8. Всё о ЕГЭ и для ЕГЭ. http://4ege.ru/
9. Образовательный блог учителя русского языка и литературы. Всё о литературе и немного о
русском. Очень интересно и познавательно. http://vrezonanse.blogspot.com/
10. Русский на «5» — невероятно полезный блог для учеников, родителей и для всех, кого
беспокоит низкий уровень грамотности общества сегодня. Словари, диктанты, подготовка
к ЕГЭ по русскому языку и прочая важная информация. http://russkiy-na-5.ru/
11. Образовательный блог в помощь ученику и учителю при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по
русскому языку. http://uchimcauchitca.blogspot.ru/
12. Документы, теория, тесты и другое для подготовки к экзаменам по русскому языку и
литературе. http://neznaika.pro/

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».