lvIинисTЕPCTBo IIPoсBЕщEIIия PoCсийскoй
ошДЕPAЦиI,I
MинистrpстBooбpaзoвaния
opeнбypгскoйoблaсти
Чaстнoe oбщеoбpaзoBaTеЛЬнoryчpФцДrниe
''Cpeдняя oбщеoбpaзoBaте.пЬнaяlПкoЛa'tPекopД'' г. opскa
opeнбypгскoйoблaсти''
COГJIACoBAI{o
PACCMoTPЕHO
нa зaсeД€lHии Meтo.циIlrскoгo
oбъe.цинении уштелeй
гyr\daниTaplloгo цикJIa
нa пe.цaгoгиЧecкoМ
сoBeTe
пpoтoкoлtts ,€
oinJ| ,os
zО24т.
I
пpoтoкoлN,_l3О >>
oт <<
o6
2024 t.
PAБolIAя
ПPOгРAIVIМA
кypсa BlleypoчнoйдeятglЬIroсти<>
для oб)"lalощиxся 10-11 кJIaссoB
г. opск 2024
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на 2024-2025 учебный год для изучения
элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
учащимися ЧОУ СОШ «Рекорд» г. Орска.
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
предназначен для обучащихся 11 классов и рассчитан на 102 часа.
Цели курса:
- подготовка учащихся к написанию сочинения на ЕГЭ
-подготовка к написанию итогового сочинения по литературе;
- развитие творческих способностей личности;
-развитие логического мышления;
-развитие связной монологической речи;
- овладение учащимися свободной письменной речью;
Задачи курса:
- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания
части С на ЕГЭ:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание
в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
-привитие способности к самостоятельной деятельности
Общая характеристика курса
Анализ результатов ЕГЭ (части С) и анализ итоговых сочинений
показал, что
наиболее типичные ошибки в работах выпускников связаны с неумением:
-понимать информацию, заложенную в тексте;
-ясно, связно, последовательно излагать собственные мысли,
-аргументировано доказывать свою позицию,
-с недостаточным уровнем функциональной грамотности школьников по русскому языку
и литературе.
ФГОС учит развивать мысль на избранную тему, формирует литературные взгляды
и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Работа над сочинением
приобщает учащегося к творчеству, позволяет выразить свою позицию, свой взгляд на
мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны
быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же
необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и
письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и
экономических задач.
Сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам
образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или
сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот
навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники
или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Место элективного курса в учебном плане
На элективный курс ««Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
школьным компонентом выделяется 3 ч в неделю, итого-102 ч за учебный год.
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью,
к познанию себя:
•
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
•
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
•
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
•
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
•
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
•
формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
•
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
•
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
•
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и
свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные
права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая
и политическая грамотность;
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к
договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
•
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
•
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;
•
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
•
принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное,
ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью
других людей, умение оказывать первую помощь;
•
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
•
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки,
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на
состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных
ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к
действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
•
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в
том числе подготовка к семейной жизни:
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
•
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
•
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
•
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
•
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
•
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
•
физическое,
эмоционально-психологическое,
социальное
благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и
психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.
3.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•
у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
•
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста,
так и по заданной теме;
•
- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с
учетом стиля и типа речи;
•
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения,
уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание
исходного текста или формулировку темы;
•
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
•
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах
и ситуациях общения;
•
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по
заданной теме
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с
учетом стиля и типа речи.
•
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения, уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать
содержание исходного текста или формулировку темы
•
будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной
форме
•
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
компетенции, необходимой для использования языка в жизненно важных сферах, жанрах
и ситуациях общения.
Содержание курса
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия
"направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания
сочинения. Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и
понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта работы над
сочинениями разных жанров. Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с формулировкой темы. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки, преобразование темы- понятия в вопрос.
Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в
теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек
из ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в
рамках темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи:
рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура
рассуждения: тезис - доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения. Примеры сочинений с разной композицией.
Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ вступлений к школьным
сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к
написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная
часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов.
Виды и структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы цитирования и
привлечение литературного материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в
школьном сочинении. Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого
учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к
сформулированной проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев.
Формулирование позиции автора исходного текста. Способы выражения позиции автора.
Выражение собственного мнения. Способы выражения. Включение иллюстративного
материала из произведений русской и мировой литературы (плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные
ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Изобразительно-выразительные средства языка и речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая
работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 КЛАСС
Наименовани Количество часов
№
е разделов и
п/
Всег
Контрольны
тем
п
о
е работы
программы
Практически
е работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Введение в элективный курс.
http://www.ege.edu.ru
1.1
Требования к
итоговому
сочинению по
литературе.
http://www.fipi.ru
18
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
Итого по разделу
18
Раздел 2. Понимание темы.
http://www.ege.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
2.1
Толкование
темы-афоризма.
3
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
http://www.ege.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
2.2
Широкое и
узкое
понимание
темы
3
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
Итого по разделу
6
Раздел 3. Структура сочинения- рассуждения
3.1
Композиция
сочинения.
http://www.ege.edu.ru
30
http://www.fipi.ru
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
http://www.ege.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
3.2
Соразмерность
частей
сочинения.
21
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
Итого по разделу
51
Раздел 4. Типичные грамматические и речевые ошибки
http://www.ege.edu.ru
http://www.fipi.ru
http://reshuege.ru/
http://www.yaklass.ru
3.1
Типичные
грамматически
е ошибки
27
Игровое приложение
к игре «Castle Quiz –
ЕГЭ
битва» https://clevver.
me
http://www.pritchi.nm.r
u
http://www.prosa.ru
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
27
102
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)