ПPиIIяT
УTBЕPЖДAIo:
кPекopл>
г. oркa>
нa педaгoгlt(Iескol\{ совете
протокол}lb -/ oT€E.olD024 roдa
с ]Еетоilf
IvfнrI{I,lJI Советa
/ИзмaйлoвaB.I4.l
р.Цителей
{зaкiнньur прдстaви-rелeй)
щpоТCIкoлNs / oт:€- od2024 raдa
с }ЛrrTо}I]l,'нrния Coветa обyvarоrrщхоя
шротoкoлJф / aт4з.d2a24 raдa
yЧЕБный
IIЛAI{
I{aчaлЬнoгo общего oбpaзoBallия
обyнaющихся с Tя}ке.тIыlи}lHaрyшeнияМи рeЧи
(вapиаIIT 5.1)
чoУ (CoшI кРЕКОPД>>
г. OРCКAD
нA 2a24-2a25УЧЕБнЬГй ГОД
Учебный план НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
ЧОУ “СОШ «Рекорд» г. Орска»
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Учебный
план
начального
общего
образования
Частного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
«Рекорд» г. Орска» (далее - учебный план) для обучающихся с ТНР (вариант
5.1), реализующего основную образовательную программу начального
общего образования, соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования», с учетом ФАОП НОО для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья), фиксирует общий объём
нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру предметных областей и коррекционно-развивающей области,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и
учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов,
курсов, модулей, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В 2024-2025 учебном году разработка учебного плана начального
общего образования осуществляется в соответствии со следующими
основными
федеральными
нормативными
и
методическими
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3.
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России
от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования и основного общего
образования».
5.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
6.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
9.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников».
11. Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от
21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
4.
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников».
12. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».
14. Универсальные
кодификаторы
распределённых
по
классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы по уровням общего образования и элементов содержания по
учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений» и размещенные на сайте
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
15. Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения
по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и
дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в
длительном лечении в медицинских организациях».
16. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при
реализации образовательного процесса».
17. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной
нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.
Эрисмана» Роспотребнадзора и др.).
18. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
19. Методические
рекомендации
по
обеспечению
санитарноэпидемиологических требований при реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
20. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
21. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении
изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. №
115»
22. Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении
изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минросвещения России от
21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
23. Информационное письмо Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования от 22.05.2023 № 03-870 «Ответы на
типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях
и уровне образовательной организации, о введении ФООП».
24. Устав ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска».
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по
программам начального общего образования применяется федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.
№ 1598) и федеральная адаптированная образовательная программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденная Приказом Минпросвещения России
от 24.11.2022 г. № 1023.
Режим работы общеобразовательной организации
Понедельник – пятница: с 8.00 часов до 18.00 часов. В воскресенье и
праздничные дни (установленные законодательством Российской
Федерации) Образовательное учреждение не работает.
Продолжительность учебного года
Дата начала учебного года – 1 сентября текущего года
Дата окончания учебного года – 26 мая текущего года
Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, в 2
- 11 классах – 34 недели.
Учебный год условно делится на четверти (1-4 классы), являющиеся
периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение
образовательной программы. Продолжительность учебных периодов
составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором
полугодии - не более 10 недель.
Продолжительность учебной недели
Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс
по графику: пятидневной учебной недели с двумя выходными днями для
обучающихся 1-4 классов.
Организация обучения
• С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти.
• Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти
дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока составляет:
в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут;
в 2-4 классах – 40 минут.
• домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их
выполнения в следующих пределах: в 1-м – до 1,0 ч, во 2-3-м – до 1,5 ч, в 4м – до 2 ч (по всем предметам);
• с целью умственной и двигательной разгрузки обучающихся 1-4 классов
во время занятий предусмотрен перерыв для гимнастики не менее 2 минут, а
также динамическая пауза во внеурочное время продолжительностью в 55
минут (прогулка и подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии,
театрализации, игры) в 1 четверти, 40 минут – во 2-4 четверти;
Дополнительные требования при организации обучения в I классе
• для обеспечения адаптационного периода осуществляется
специальный режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре –
по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре по 4 урока по 35
минут каждый и один раз в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по
35 минут каждый; в январе – мае по 4 урока по 40 минут каждый и один раз
в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по 40 минут каждый);
• использование «специального» режима обучения в первой четверти
осуществляется следующим образом, в сентябре-октябре 4 урок и один раз в
неделю 5 урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме:
целевые прогулки,
экскурсии, уроки-театрализации,
уроки-игры;
содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие обучающихся;
уроки в нетрадиционной форме, кроме уроков русского языка и
литературного чтения, распределяются в соответствии с рабочими
программами учителей (в зависимости от расписания уроков): 24 урока
физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том
числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по
изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по труду
(технологии); 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и
экскурсий по математике.
Особенности учебного плана
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ учебный план
АООП НОО по варианту 5.1 включает обязательные предметные области и
коррекционно-развивающую область, входящую в состав внеурочной
деятельности.
Коррекционно-развивающая область включает коррекционные курсы,
способствующие преодолению или ослаблению нарушений в развитии,
коррекцию имеющихся недостатков с учетом психофизических
особенностей обучающихся с ТНР и их особых образовательных
потребностей на основе рекомендаций ПМПК.
Учебный план для обучающихся с ТНР (вариант 5.1) предполагает, что
обучающийся получает образование, полностью соответствующее по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию
сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья,
находясь в их среде и в те же календарные сроки обучения (1-4 классы).
Учебный план предназначается для обучающихся с фонетикофонематическим или фонетическим недоразвитием речи, обучающихся с
общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного
генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для
обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Учебный план начального общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи обеспечивает достижение планируемых
результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ ТНР:
достижение планируемых результатов освоения адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования
всеми обучающимися в соответствии с индивидуальными возможностями и
способностями;
овладение универсальными учебными действиями на доступном
уровне;
достижение планируемых результатов по коррекции речевых
нарушений;
формирование личностных качеств обучающихся в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС НОО ОВЗ);
формирование у младших школьников с тяжелыми нарушениями
речи самостоятельной познавательной деятельности;
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее
развитие личности обучающихся с ТНР (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с
принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными
ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление
здоровья обучающихся;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
обеспечение преемственности начального общего и основного
общего образования.
Учебный план ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска», реализующей АООП
НОО обучающихся с ТНР по варианту 5.1, состоит из двух частей –
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений.
В соответствии с вариантом 5.1. ФАОП НОО обязательные предметные
области и учебные предметы в учебном плане соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО.
Во внеурочную область федерального учебного плана включаются
коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в
объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ТНР.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ обучающихся по варианту 5.1.
обязательные предметные области учебного плана и основные задачи
реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык.
Содержание образования предусматривает реализацию коррекционных
подходов к обучению, способствующих освоению программного материала
и коррекции имеющихся у обучающихся с ТНР нарушений речи.
Содержание образования при получении начального общего образования
реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный
подход и индивидуализацию обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений используется: на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение
учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные, на введение курсов, обеспечивающих особые
образовательные потребности обучающихся с ТНР.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательной деятельности в
образовательной организации. ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра
занятий, направленных на их развитие, с учетом интересов и способностей
школьников с ТНР.
Внеурочная деятельность включает коррекционно-развивающую
область, поддерживающую процесс освоения содержания АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность,
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 9 часов, из них 5
часов отводится на проведение коррекционно-развивающих занятий.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными
коррекционно-развивающими
занятиями,
направленными на овладение базовым содержанием обучения; коррекцию
нарушений устной речи, коррекцию и профилактику нарушении чтения и
письма; развитие сознательного использования языковых средств в
различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных
социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха
в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного
отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения
мотивации к школьному обучению; восполнение образовательных
дефицитов, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.
Коррекционные
курсы
коррекционно-развивающей
области
определяются на основании заключения ПМПК, могут дополняться
рекомендациями школьного ППк с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ТНР.
Исходя из этого коррекционно-развивающая область включает:
1. Логопедические занятия.
2. Психокоррекционные занятия педагога-психолога.
3. Психокоррекционные занятия учителя-предметника.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся
разрабатываются индивидуальные учебные планы в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальным нормативным актом «Положением об
индивидуальном учебном плане» ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска».
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой. Индивидуальные учебные планы формируются
ежегодно на основании заявлений родителей обучающихся
Предметная область «Русский язык и Литературное чтение»
представлена предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Эти
предметы формируют первоначальные представления о русском языке как
государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей
разных национальностей в России и за рубежом. Развивают диалогическую и
монологическую устную и письменную речь, коммуникативные умения,
нравственные и эстетические чувства, способность к творческой
деятельности. Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета
Русский язык в 1- 4 классах по 5 часов в неделю. Количество учебных часов,
отводимых на изучение предмета Литературное чтение в 1 – 4 классах по 4
часа в неделю.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Английский язык». Изучение данного предмета направлено на
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы, формирование начальных навыков общения в
устной и письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Количество
учебных часов, отводимых на изучение предмета Иностранный язык во 2 – 4
классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Математика и информатика» представлена
предметом «Математика» и «Информатика». Изучение этих предметов
направлено на освоение начальных математических знаний и знаний в
области информационных технологий; формирование функциональной
математической и компьютерной грамотности младшего школьника;
обеспечение математического развития младшего школьника - формирование
способности к интеллектуальной деятельности, пространственного
воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать
аргументацию,
различать верные (истинные) и неверные (ложные)
утверждения, вести поиск информации (примеров, оснований для
упорядочения, вариантов и др.).
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Математика»
в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область « Обществознание и естествознание» представлена
предметом «Окружающий мир». Изучение данного предмета направлено на
формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в
условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета Окружающий
мир в 1-4 классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной
культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы
светской этики).
По итогам
анкетирования родителей (законных
представителей) для изучения в 2024-2025 учебном году выбран 6-ой
модуль «Основы светской этики» в 4 классе 1 час в неделю. Изучение
данного предмета направлено на воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, на формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России.
Предметная область «Искусство» представлена предметами: «Музыка»,
«Изобразительное искусство». Посредством данных предметов развиваются
способности к художественно – образному, эмоционально – ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Музыка» в 1 –
4 классах по 1 часу в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» в 1 – 4
классах преподается по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд
(технология)».
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся,
формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
представленных в содержании учебного предмета. Изучение данного
предмета направлено на формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Труд
(технология)» в 1 – 4 классах по 1часу в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
«Физическая культура (Адаптивная физическая культура)», который
изучается в 1 – 4 классах в объеме по 2 недельных часа с целью укрепления
здоровья, содействия гармоничному физическому, нравственному и
социальному
развитию,
успешному
обучению,
формирования
первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.
В соответствии с письмом
Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 третий час предмета
«Физическая культура (Адаптивная физическая культура)» реализуется за
счет курса «ОФП» в части, формируемой участниками образовательных
отношений.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Количество учебных занятий за 4 учебных года 3039, что соответствует
нормативам, установленным ФГОС НОО, ФАОП НОО (не может составлять
менее 2954 часов и более 3345 часов).
Годовой учебный план начального общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) ЧОУ «СОШ «Рекорд» г.Орска»
Предме
тные области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Учебные
предметы
Количество часов в год
I
III
класс II класс класс
Обязательная часть
Всего
IV класс
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
165
170
170
170
132
136
136
136
–
68
68
68
132
136
136
136
Окружающий мир
66
68
68
68
–
–
–
34
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
Музыка
33
34
34
34
Труд (технология)
Физическая
культура
(адаптивная
физическая
культура)
33
34
34
34
66
68
68
68
Основы светской
этики
675
540
204
540
270
34
135
135
135
270
2938
660
748
748
782
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (школьный
компонент)
Элективный курс «Общая
101
33
34
34
0
физическая подготовка»
ИТОГО:
3039
693
782
782
782
Максимально допустимая
3039
693
782
782
782
недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающие занятия):
Коррекционно-развивающие
занятия:
Занятия с педагогом-психологом
Занятия с учителем-логопедом
Индивидуальные коррекционные
занятия учителя- предметника
Направления внеурочной
деятельности
165
170
170
170
675
33
34
34
34
135
33
34
34
34
135
99
102
102
102
132
136
136
136
405
540
Недельный учебный план начального общего образования для
обучающихся с ТНР (вариант 5.1) ЧОУ «СОШ «Рекорд» г.Орска»
(5-дневная неделя)
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
I
III
класс II класс класс
IV класс
Обязательная часть
Всего
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
5
5
5
20
4
4
4
4
16
–
2
2
2
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Труд (технология)
Физическая
культура
(адаптивная
физическая
культура)
1
1
1
1
4
2
2
2
2
8
Основы светской
этики
6
20
22
22
23
87
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (школьный
компонент)
Элективный курс «Общая
1
1
1
0
физическая подготовка»
3
Максимально допустимая
21
23
23
23
недельная нагрузка
90
ИТОГО:
693
782
782
782
3039
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающие занятия):
Коррекционно-развивающие
занятия:
Занятия с педагогом-психологом
Занятия с учителем-логопедом
Индивидуальные коррекционные
занятия учителя- предметника
Направления внеурочной
деятельности
5
5
5
5
20
1
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
4
4
4
4
4
4
12
16
Промежуточная аттестация на уровне начального общего образования
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру
аттестации обучающихся, которая проводится в конце учебного года по
каждому изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на
основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения
контрольных, комплексных работ, контрольного диктанта, ВПР, итогового
тестирования, выставки работ, отчетного концерта, сдачи нормативов и
фиксируется в электронном журнале.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не
ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.
Порядок проведения промежуточной аттестации регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и
локальным актом ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска» «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации».
Формы проведения годовой промежуточной аттестации НОО
для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Предметные
области
Учебные
предметы
Сроки
классы
II
Литературное
чтение
Иностранный
язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознан
ие и
естествознание
Основы
религиозных
Математика
IV
С 21.04.
по 23.05.
Контрольный диктант
Русский язык
Русский язык
и литературное
чтение
III
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
С 21.04.
по 23.05.
тестирование
тестирование
тестирование
С 21.04.
по 23.05.
Контрольная
работа
Контрольная
работа
Контрольная
работа
С 21.04.
по 23.05.
Тестирование
Тестирование
Тестирование
С 21.04.
по 23.05.
-
-
Творческая
Окружающий мир
Основы светской
С 21.04.
культур и
светской этики
этики
Изобразительное
искусство
Творческий
рисунок
Творческий
рисунок
работа
по 23.05.
Творческий
рисунок
С 21.04.
по 23.05.
Искусство
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
С 21.04.
по 23.05.
Музыка
Технология
Труд (технология)
Физическая
культура
Физическая
культура
(Адаптивная
физическая
культура)
С 21.04.
по 23.05.
С 21.04.
по 23.05.
зачет
зачет
зачет
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФАОП
НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учётом выбора участниками образовательных
отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска».
Внеурочная деятельность в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска» осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и другое.
Назначение плана внеурочной деятельности — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения,
уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и
познавательных интересов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются
следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее
формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их
практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе
содержания обучения ЧОУ СОШ «Рекорд» г. Орска учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования,
тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Общий объем внеурочной деятельности в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
не превышает 10 часов в неделю.
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, возможностей школы
в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
реализуются следующие направления внеурочной деятельности.
Направления и цели внеурочной деятельности
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности,
в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности в ЧОУ СОШ
«Рекорд» г. Орска выполняет основной учитель, ведущий класс начальной школы,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности
Курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой,
историко-культурной направленности:
«Разговор о важном»
Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине –
России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре; формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения
в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Форма организации: классный час
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Общая физическая подготовка»
Цель: физическое развитие обучающегося, углубление знаний об
организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
Форма организации: учебный курс физической культуры.
2. Проектно-исследовательская деятельность
Курсы, занятия туристско-краеведческой направленности:
«Мое Оренбуржье»
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование
умения работать с разными источниками информации; развитие
познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Форма организации: факультативный курс краеведения.
«Шахматы в школе»
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения
анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации;
воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера,
внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс-факультатив.
3.Учение с увлечением:
Курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности:
«Путешествуем с английским»
Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке
для учащихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие
понимания важности владения иностранным языком в современном мире,
углубление интереса к его изучению.
Форма организации: учебная игра.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
Курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров:
«Танец»
Цель: воспитание ценностного отношения к традициям народов мира
средствами хореографии; развитие культуры движений под музыку;
способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: студия хореографии.
«Фольклорный ансамбль»
Цель: обогащение духовной культуры детей через игру на народных
музыкальных инструментах.
Форма организации: ансамбль народных инструментов.
«Хоровое пение»
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о
музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки,
развитие воображения, способности передавать свои впечатления от
прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей,
формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: хоровая студия.
5. Информационная культура
Курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности:
«Основы логики и алгоритмики»
Цель: пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике
оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
принципов функционирования и
использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой
деятельности.
Форма организации: элективный курс.
6. Коммуникативная деятельность
Курсы,
направленные
на
совершенствование
функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
«Функциональная грамотность»
Цель: совершенствование орфографической, читательской грамотности
младших
школьников,
поддержка
обучающихся,
испытывающих
затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с
правописанием и чтением.
Форма организации: практические упражнения
7. Интеллектуальные марафоны организуются через систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
Ресурсы для организации плана внеурочной деятельности:
Для занятий внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
спортивный и актовый залы, игровая и спортивная площадки, компьютерный
класс.
План внеурочной деятельности НОО для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Направления
Названия
Формы
организации
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 класс
4 класс
Коррекционно-развивающие занятия:
Занятия с педагогом
психологом, логопедом,
индивидуальные
коррекционные занятия
с учителемпредметником
Учебный курс
5
5
5
5
Спортивно-оздоровительная деятельность:
курсы, занятия оздоровительной и
спортивной направленности
«ОФП» (общая
физическая подготовка)
Учебный курс
физической
культуры
1
1
1
1
Проектно-исследовательская деятельность:
курсы
совместной
деятельности
по
выполнению проектов
«Моё Оренбуржье»
Факультативн
ый курс
краеведения
1
1
1
1
Шахматы в школе
Учебный курсфакультатив
1
1
1
1
«Разговоры о важном»
Классный час
1
1
1
1
Гражданско-патриотическая деятельность:
курсы, занятия исторического просвещения,
патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историко-культурной
направленности
Художественно-эстетическая творческая
деятельность:
курсы, занятия в области искусств,
художественного творчества разных видов и
жанров
«Танец»
Студия
хореографии
1
1
1
1
«Фольклорный
ансамбль»
ансамбль нар.
инстр.
1
1
1
1
Хоровая
студия
1
1
1
1
«Хоровое пение»
Учение с увлечением:
курсы, занятия познавательной, научной,
исследовательской, просветительской
направленности;
«Путешествуем с
английским»
Учебная игра
1
1
1
1
Коммуникативная деятельность
«Функциональ
ная
грамотность»
Практические
упражнения
1
1
1
1
Курсы, направленные на совершенствование
функциональной коммуникативной
грамотности, культуры диалогического
общения и словесного творчества.
Информационная культура:
курсы
о
разнообразных
информационных
средствах
выполнения
разных
видов
компьютере.
«Основы логики и
современных алгоритмики»
и
навыках
работ
на
Элективный
курс
Итого за неделю
Итого за учебный год
Итого на уровень образования
1
9
9
297
306
9
306
1249
10
340
Формы проведения годовой промежуточной аттестации внеурочной деятельности НОО
для обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Внеурочная деятельность
Направление
Спортивно-оздоровительная
деятельность:
курсы, занятия оздоровительной и
спортивной направленности
Учение с увлечением:
курсы, занятия познавательной,
научной, исследовательской,
просветительской
направленности;
Художественно-эстетическая
творческая деятельность:
курсы, занятия в области
искусств, художественного
творчества разных видов и
жанров
Проектно-исследовательская
деятельность: курсы совместной
Название
ОФП
Путешествуем
с английским
II класс
III класс
Спортивное
состязание
Спортивное
состязание
IV класс
Сроки
Спортивное
С 21.04. по 23.05.
состязание
Тестировани Тестировани Тестировани
С 21.04. по 23.05.
е
е
е
Танец
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 21.04. по 23.05.
Фольклорный
ансамбль
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 21.04. по 23.05.
Хоровое пение
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 21.04. по 23.05.
«Мое
Оренбуржье»
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
С 21.04. по 23.05.
деятельности по выполнению
проектов
Гражданско-патриотическая
деятельность:
курсы, занятия исторического
просвещения, патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой, историкокультурной направленности
Шахматы в
школе
«Разговор о
важном»
турнир
турнир
турнир
С 21.04. по 23.05.
Творческий
отчет
Творческий
отчет
Творческий
отчет
С 21.04. по 23.05.
Коммуникативная деятельность
Курсы, направленные на
«Функциональ
совершенствование функциональной ная
коммуникативной грамотности,
грамотность»
культуры диалогического общения и
словесного творчества.
Информационная культура:
курсы
о
разнообразных
Основы логики
современных
информационных
средствах и навыках выполнения и алгоритмики
разных
видов
работ
на
компьютере.
Тестировани Тестировани Тестировани
С 21.04. по 23.05.
е
е
е
Тестировани
С 21.04. по 23.05.
е