Учебный план НОО ЧОУ “СОШ «Рекорд» г. Орска»
на 2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Учебный
план
начального
общего
образования
Частного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
«Рекорд» г. Орска» (далее - учебный план) для 1-4 классов, реализующего
основную образовательную программу начального общего образования,
соответствующую ФГОС НОО (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных
областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам
и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при
отборе учебного материала, формировании перечня результатов образования
и организации образовательной деятельности.
Содержание образования при получении начального общего
образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов,
курсов, модулей, обеспечивающих целостное восприятие мира, системнодеятельностный подход и индивидуализацию обучения.
Учебный план является частью образовательной программы Частного
образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа
«Рекорд» г. Орска», разработанной в соответствии с ФГОС начального
общего образования, с учетом Федеральной образовательной программы
начального общего образования, и обеспечивает выполнение санитарноэпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 и гигиенических
нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21.
В 2024-2025 учебном году разработка учебного плана начального
общего образования осуществляется в соответствии со следующими
основными
федеральными
нормативными
и
методическими
документами:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2.
Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России
от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955).
4.
Приказ Минпросвещения России от 22.01.2024 № 31 «О внесении
изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки
Российской Федерации и Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования и основного общего
образования».
5.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования».
6.
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья».
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (вместе с «СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...»).
8.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
9.
Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования».
10. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников».
3.
Приказ Минпросвещения России от 21.02.2024 №119 «О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к Приказу Минпросвещения России от
21.092022 № 858 Об утверждении ФПУ, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования
исключенных учебников».
12. Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных
пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской
Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от
30.06.2020 № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения
обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность».
14. Универсальные
кодификаторы
распределённых
по
классам
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной
программы по уровням общего образования и элементов содержания по
учебным предметам для использования в федеральных и региональных
процедурах оценки качества образования, подготовленные Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений» и размещенные на сайте
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko.
15. Письмо Минпросвещения России от 12.02.2024 №03-160 «Разъяснения
по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным и
дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в
длительном лечении в медицинских организациях».
16. Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 «Об
утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при
реализации образовательного процесса».
17. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной
нагрузки в ОО (МР 2.4.0331-23 от 10.11.2023, разработанные Федеральной
службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
11.
человека, ФБУН «Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф.
Эрисмана» Роспотребнадзора и др.).
18. Приказ Минпросвещения России 04.10.2023 №738 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования».
19. Методические
рекомендации
по
обеспечению
санитарноэпидемиологических требований при реализации образовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий (МР 2.4.0330-23 утв. 29.08.2023 руководителем Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека, Главным санитарным врачом РФ А.Ю. Поповой).
20. Федеральный закон от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
21. Приказ Минпросвещения России от 03.08.2023 № 581 «О внесении
изменения в пункт 13 порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
министерства просвещения российской федерации от 22 марта 2021 г. №
115»
22. Приказ Минпросвещения России от 21.06.23 №556 «О внесении
изменений в приложения № 1, № 2 к приказу Минросвещения России от
21.09.2022 N858 «Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока
использования исключенных учебников».
23. Информационное письмо Департамента государственной политики и
управления в сфере общего образования от 22.05.2023 № 03-870 «Ответы на
типичные вопросы, возникающие на региональном, муниципальном уровнях
и уровне образовательной организации, о введении ФООП».
24. Устав ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска».
Реализация обновленного ФГОС НОО, утвержденного приказом
Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286, осуществляется в ЧОУ
«СОШ «Рекорд» г. Орска с 1 сентября 2022 г. в 1 - 4 классах.
Согласно ч.6.3. ст.6 273-ФЗ (с учетом Федерального
закона
от
19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»), при разработке основной
образовательной программы НОО ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
предусмотрено непосредственное применение при реализации обязательной
части образовательной программы начального общего образования
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Окружающий мир» и «Труд (технология)».
Режим работы общеобразовательной организации
Понедельник – пятница: с 8.00 часов до 18.00 часов. В воскресенье и
праздничные дни (установленные законодательством Российской
Федерации) Образовательное учреждение не работает.
Продолжительность учебного года
Дата начала учебного года – 1 сентября текущего года
Дата окончания учебного года – 26 мая текущего года
Продолжительность учебного года в 1-х классах составляет 33 недели, в 2
- 11 классах – 34 недели.
Учебный год условно делится на четверти (1-4 классы), являющиеся
периодами, за которые выставляются отметки за текущее освоение
образовательной программы. Продолжительность учебных периодов
составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором
полугодии - не более 10 недель.
Продолжительность учебной недели
Образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс
по графику: пятидневной учебной недели с двумя выходными днями для
обучающихся 1-4 классов.
Организация обучения
• С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике
предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул составляет не менее 7 календарных дней. Для
первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в
середине третьей четверти.
• Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в
течение дня составляет:
для обучающихся 1-х классов - не превышает 4 уроков и один раз в
неделю -5 уроков.
для обучающихся 2-4 классов - не более 5 уроков.
Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом,
чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти
дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие
наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и
наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в
остальные дни недели.
Изложение нового материала, контрольные работы проводятся на 2 - 4-х
уроках в середине учебной недели. Продолжительность урока составляет:
в 1 классе – 35 минут (сентябрь – декабрь), 40 минут (январь – май);
в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ – 40 минут;
в 2-4 классах – 40 минут.
• домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их
выполнения в следующих пределах: в 1-м – до 1,0 ч, во 2-3-м – до 1,5 ч, в 4м – до 2 ч (по всем предметам);
• с целью умственной и двигательной разгрузки обучающихся 1-4 классов
во время занятий предусмотрен перерыв для гимнастики не менее 2 минут, а
также динамическая пауза во внеурочное время продолжительностью в 55
минут (прогулка и подвижные игры на свежем воздухе, экскурсии,
театрализации, игры) в 1 четверти, 40 минут – во 2-4 четверти;
Дополнительные требования при организации обучения в I классе
• для обеспечения адаптационного периода осуществляется
специальный режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре –
по 3 урока в день по 35 минут каждый; в ноябре, декабре по 4 урока по 35
минут каждый и один раз в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по
35 минут каждый; в январе – мае по 4 урока по 40 минут каждый и один раз
в неделю за счет урока физкультуры 5 уроков по 40 минут каждый);
• использование «специального» режима обучения в первой четверти
осуществляется следующим образом, в сентябре-октябре 4 урок и один раз в
неделю 5 урок (всего 48 уроков) проводятся в нетрадиционной форме:
целевые прогулки,
экскурсии, уроки-театрализации,
уроки-игры;
содержание нетрадиционных уроков направлено на развитие обучающихся;
уроки в нетрадиционной форме, кроме уроков русского языка и
литературного чтения, распределяются в соответствии с рабочими
программами учителей (в зависимости от расписания уроков): 24 урока
физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в том
числе: 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 экскурсии по
изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по труду
(технологии); 4-5 уроков-театрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и
экскурсий по математике.
Особенности учебного плана
Вариативность содержания образовательных программ начального
общего образования реализуется через возможность формирования
программ начального общего образования различного уровня сложности и
направленности с учетом образовательных потребностей и способностей
обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно ФГОС НОО, объем обязательной части программы
начального общего образования составляет 80%, а объем части,
формируемой участниками образовательных отношений из перечня,
предлагаемого образовательной организацией, - 20% от общего объема.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на
достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы
начального общего образования с учётом обязательных для изучения
учебных предметов.
Часть учебного плана,
формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей
обучающихся и использована на увеличение учебных часов, отводимых на
изучение отдельных учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей
по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе предусматривающих углублённое изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов
обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающих этнокультурные интересы.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся
разрабатываются индивидуальные учебные планы в
пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке,
установленном локальным нормативным актом «Положением об
индивидуальном учебном плане» ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска».
Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается
тьюторской поддержкой. Индивидуальные учебные планы формируются
ежегодно на основании заявлений родителей обучающихся
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Родители не подали заявление на изучения предметов «Родной (русский)
язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 2024-2025
учебном году.
Предметная область «Русский язык и Литературное чтение»
представлена предметами: «Русский язык», «Литературное чтение». Эти
предметы формируют первоначальные представления о русском языке
как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения
людей разных национальностей в России и за рубежом. Развивают
диалогическую
и монологическую
устную и письменную речь,
коммуникативные умения, нравственные и эстетические чувства,
способность к творческой деятельности. Количество учебных часов,
отводимых на изучение предмета Русский язык в 1- 4 классах по 5 часов в
неделю. Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета
Литературное чтение в 1 – 4 классах по 4 часа в неделю.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Английский язык». Изучение данного предмета направлено на
формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям
другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы, формирование начальных навыков общения
в устной и письменной форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета
Иностранный язык во 2 – 4 классах по 2 часа в неделю. В 1 классе
изучение предмета реализуется за счет курса внеурочной деятельности в
форме учебной игры «Путешествуем с английским» - 1 ч в неделю
Предметная область «Математика и информатика» представлена
предметом «Математика» и «Информатика». Изучение этих предметов
направлено на освоение начальных математических знаний и знаний в
области информационных технологий; формирование функциональной
математической и компьютерной грамотности младшего школьника;
обеспечение математического развития младшего школьника формирование
способности
к
интеллектуальной
деятельности,
пространственного воображения, математической речи; умение строить
рассуждения, выбирать аргументацию, различать верные (истинные) и
неверные (ложные) утверждения, вести поиск информации (примеров,
оснований для упорядочения, вариантов и др.).
Количество учебных часов, отводимых на
«Математика» в 1-4 классах по 4 часа в неделю.
изучение
предмета
Предметная
область
«Обществознание
и
естествознание
("Окружающий мир")» представлена предметом «Окружающий мир».
Изучение данного предмета направлено на формирование уважительного
отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места
в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета
Окружающий мир в 1-4 классах по 2 часа в неделю.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (основы православной
культуры; основы исламской культуры; основы буддийской культуры;
основы иудейской культуры; основы мировых религиозных культур; основы
светской этики).
По итогам
анкетирования родителей (законных
представителей) для изучения в 2024-2025 учебном году выбран 6-ой
модуль «Основы светской этики» в 4 классе 1 час в неделю. Изучение
данного предмета направлено на воспитание способности к духовному
развитию, нравственному самосовершенствованию, на формирование
первоначальных представлений о светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России.
Предметная область «Искусство» представлена предметами: «Музыка»,
«Изобразительное искусство». Посредством данных предметов развиваются
способности к художественно – образному, эмоционально – ценностному
восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Музыка» в 1 –
4 классах по 1 часу в неделю. Предмет «Изобразительное искусство» в 1 – 4
классах преподается по 1 часу в неделю.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд
(технология)».
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся,
формирование у них функциональной грамотности на базе освоения
культурологических и конструкторско-технологических знаний (о
рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически
меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений,
представленных в содержании учебного предмета. Изучение данного
предмета направлено на формирование опыта как основы обучения и
познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
Количество учебных часов, отводимых на изучение предмета «Труд
(технология)» в 1 – 4 классах по 1часу в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом
«Физическая культура», который изучается в 1 – 4 классах в объеме по 2
недельных часа с целью укрепления здоровья, содействия гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению, формирования первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и
укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. В
соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03
третий час предмета «Физическая культура» реализуется за счет курса
внеурочной деятельности «ОФП».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений
Вариативность содержания ООП НОО ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
реализуется через возможность формирования программ различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся. По запросам родителей (законных
представителей) решено углубить предметную область «Математика,
информатика», включив элективный курс «Основы логики и алгоритмики» с
1-по 4 класс в часть, формируемую участниками образовательных
отношений и внеурочную деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки
обучающихся.
Количество учебных занятий за 4 учебных года 3039, что соответствует
нормативам, установленным ФГОС НОО и ФОП НОО (не может составлять
менее 2954 часов и более 3345 часов).
Годовой учебный план начального общего образования для 1-4
общеобразовательных классов ЧОУ «СОШ «Рекорд» г.Орска»
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(«Окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Учебные
предметы
Количество часов в год
I
III А.Б
класс II класс класс
Обязательная часть
Всего
IV класс
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный
язык (английский)
Математика
165
170
170
170
132
136
136
136
–
68
68
68
132
136
136
136
Окружающий мир
66
68
68
68
–
–
–
34
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
Музыка
33
34
34
34
Труд (технология)
Физическая
культура
33
34
34
34
66
68
68
68
Основы светской
этики
675
540
204
540
270
34
135
135
135
270
2938
660
748
748
782
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (школьный
компонент)
Элективный курс «Основы логики и
101
33
34
34
0
алгоритмики»
ИТОГО:
3039
693
782
782
782
Максимально допустимая
недельная нагрузка
693
782
782
782
3039
Недельный учебный план начального общего образования для 1-4
общеобразовательных классов ЧОУ «СОШ «Рекорд» г.Орска»
(5-дневная неделя)
Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
I
III А, Б
класс II класс класс
Обязательная часть
Всего
IV
класс
Русский язык
Литературное
чтение
Иностранный язык
(английский)
Математика
5
5
5
5
4
4
4
4
–
2
2
2
4
4
4
4
Окружающий мир
2
2
2
2
–
–
–
1
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
Музыка
1
1
1
1
Труд (технология)
Физическая
культура
1
1
1
1
2
2
2
2
Основы светской
этики
20
16
6
16
8
1
4
4
4
8
87
20
22
22
23
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (школьный компонент)
Элективный курс «Основы логики и
алгоритмики»
Максимально допустимая недельная
нагрузка
ИТОГО:
1
1
1
0
21
23
23
23
693
782
782
782
3
90
3039
Заключены договора о сетевой форме взаимодействия по урочной и
внеурочной деятельности: с МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» договор № 1 от
01.01.22 г.; договор о сотрудничестве и взаимодействии с МАУК «ЦБС г.
Орска» (централизованная библиотечная система г. Орска) от 12.10.2023 г;
договор о сотрудничестве по профориентационной работе с ГАПОУ «Орский
машиностроительный колледж» от 01.09.2023 г.; договор № РД/1-2022 о
сетевой форме реализации образовательной программы с МАУДО «Дворец
пионеров г. Орска» от 01.09.2022 г.
Промежуточная аттестация на уровне начального общего образования
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации
обучающихся, которая проводится в конце учебного года по каждому
изучаемому предмету. Промежуточная аттестация проводится на основе
результатов накопленной оценки и результатов выполнения контрольных,
комплексных работ, контрольного диктанта, ВПР, итогового тестирования,
выставки работ, отчетного концерта, сдачи нормативов и фиксируется в
электронном журнале.
Оценивание младших школьников в течение первого года обучения
осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной
основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки
самостоятельных работ.
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не
ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс.
Порядок
проведения
промежуточной
аттестации
регламентируется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.58) и
локальным актом ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска» «Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации».
Формы проведения годовой промежуточной аттестации НОО
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Предметные
области
Учебные
предметы
Сроки
классы
Русский язык
Русский язык
и литературное
чтение
Иностранный
язык
Литературное
чтение
III А,Б
Контрольный диктант
Элективный курс
«Основы логики и
алгоритмики»
IV
ВПР 11.04-16.05
С 21.04.
по 23.05.
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование/
ВПР 11.0416.05
С 21.04.
по 23.05.
Комплексная
работа
Комплексная
работа
Комплексная
работа/ ВПР
11.04-16.05
С 21.04.
по 23.05.
Иностранный язык
Математика
Математика и
информатика
II
Контрольная
работа
Контрольная
работа
ВПР 11.0416.05
С 21.04.
по 23.05.
Тестирование
Тестирование
Тестирование
С 21.04.
по 23.05.
Обществознан
ие и
естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Тестирование
Тестирование
Окружающий мир
Основы светской
этики
Изобразительное
искусство
Тестирование/
ВПР 11.0416.05
-
-
Творческая
работа
Итоговая
выставка
работ
Итоговая
выставка
работ
Итоговая
выставка
работ
Искусство
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Творческая
работа
С 21.04.
по 23.05.
С 21.04.
по 23.05.
С 21.04.
по 23.05.
С 21.04.
по 23.05.
Музыка
Технология
Труд (технология)
Творческая
работа
Творческая
работа
Физическая
культура
Физическая
культура
Сдача
нормативов
Сдача
нормативов
Сдача
нормативов
С 21.04.
по 23.05.
С 21.04.
по 23.05.
Учебный план 1-4 классов обеспечивает преемственность в освоении
образовательных программ начального и основного общего образования,
единство образовательного пространства и гарантирует достижение учащимися
планируемых результатов освоения ООП НОО.
План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных
курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в ЧОУ «СОШ
«Рекорд» г. Орска».
Внеурочная деятельность в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска» осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы,
конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы,
общественно полезные практики и другое.
Назначение плана внеурочной деятельности — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения,
уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и
познавательных интересов.
Основными задачами организации внеурочной деятельности являются
следующие:
1) поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего образования;
2) совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных
умений в разновозрастной школьной среде;
3) формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
4) повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей участников;
5) развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление
качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение
договариваться,
подчиняться,
руководить,
проявлять
инициативу,
ответственность; становление умений командной работы;
6) поддержка детских объединений, формирование умений ученического
самоуправления;
7) формирование культуры поведения в информационной среде.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее
формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их
практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе
содержания обучения ЧОУ СОШ «Рекорд» г. Орска учитывает:
особенности образовательной организации (условия функционирования,
тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся,
проблемы и трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия для организации разнообразных
внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды образовательной
организации, национальные и культурные особенности региона, где находится
образовательная организация.
Общий объем внеурочной деятельности в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
не превышает 10 часов в неделю.
С учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
запросов
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся, возможностей школы
в ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
реализуются следующие направления внеурочной деятельности.
Направления и цели внеурочной деятельности
Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим
требованиям:
целесообразность использования данной формы для решения поставленных
задач конкретного направления;
преобладание
практико-ориентированных
форм,
обеспечивающих
непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности,
в том числе совместной (парной, групповой, коллективной);
учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает то
или иное направление внеучебной деятельности;
использование форм организации, предполагающих использование средств
ИКТ.
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности в ЧОУ СОШ
«Рекорд» г. Орска выполняет основной учитель, ведущий класс начальной школы,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Основные направления внеурочной деятельности
Курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой,
историко-культурной направленности:
«Разговор о важном»
Цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине –
России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой
культуре; формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения
в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием
сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы,
ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Форма организации: классный час
1. Спортивно-оздоровительная деятельность
Курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности:
«Общая физическая подготовка»
Цель: физическое развитие обучающегося, углубление знаний об
организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни.
Форма организации: учебный курс физической культуры.
2. Проектно-исследовательская деятельность
Курсы, занятия туристско-краеведческой направленности:
«Мое Оренбуржье»
Цель: расширение знаний учащихся об истории родного края, формирование
умения работать с разными источниками информации; развитие
познавательной активности и интереса к истории, культуре родного края;
воспитание чувства патриотизма, любви к «малой Родине».
Форма организации: факультативный курс краеведения.
«Шахматы в школе»
Цель: расширение представлений об игре в шахматы, формирование умения
анализировать, наблюдать, создавать различные шахматные ситуации;
воспитание интереса к игре в шахматы; развитие волевых черт характера,
внимания, игрового воображения.
Форма организации: учебный курс-факультатив.
3.Учение с увлечением:
Курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности:
«Путешествуем с английским»
Цель: совершенствование навыков разговорной речи на иностранном языке
для учащихся, испытывающих трудности в его изучении; развитие
понимания важности владения иностранным языком в современном мире,
углубление интереса к его изучению.
Форма организации: учебная игра.
4. Художественно-эстетическая творческая деятельность
Курсы, занятия в области искусств, художественного творчества
разных видов и жанров:
«Танец»
Цель: воспитание ценностного отношения к традициям народов мира
средствами хореографии; развитие культуры движений под музыку;
способность к импровизации и творчеству.
Форма организации: студия хореографии.
«Фольклорный ансамбль»
Цель: обогащение духовной культуры детей через игру на народных
музыкальных инструментах.
Форма организации: ансамбль народных инструментов.
«Хоровое пение»
Цель: расширение музыкального кругозора, знаний обучающихся о
музыкальном творчестве, произведениях народной и авторской музыки,
развитие воображения, способности передавать свои впечатления от
прослушивания музыки разных форм и жанровых особенностей,
формировать эстетические вкусы и идеалы.
Форма организации: хоровая студия.
5. Информационная культура
Курсы,
занятия
познавательной,
научной,
исследовательской,
просветительской направленности:
«Основы логики и алгоритмики»
Цель: пропедевтический этап обучения информатике, логике и алгоритмике
оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
принципов функционирования и
использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой
деятельности.
Форма организации: элективный курс.
6. Коммуникативная деятельность
Курсы,
направленные
на
совершенствование
функциональной
коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и
словесного творчества.
«Функциональная грамотность»
Цель: совершенствование орфографической, читательской грамотности
младших
школьников,
поддержка
обучающихся,
испытывающих
затруднения в достижении планируемых результатов, связанных с
правописанием и чтением.
Форма организации: практические упражнения
7. Интеллектуальные марафоны организуются через систему
интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны
развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные
интересу и способности к самообразованию.
Ресурсы для организации плана внеурочной деятельности:
Для занятий внеурочной деятельности используются учебные кабинеты,
спортивный и актовый залы, игровая и спортивная площадки, компьютерный
класс.
План внеурочной деятельности НОО ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Направления
Названия
Формы
организации
Количество часов в неделю
1 класс 2 класс 3 А, Б
класс
4 класс
Спортивно-оздоровительная
деятельность:
курсы, занятия
оздоровительной и
спортивной направленности
«ОФП» (общая
физическая
подготовка)
Учебный
курс
физической
культуры
1
1
1
1
Проектно-исследовательская
деятельность:
курсы
совместной
деятельности
по
выполнению
проектов
«Моё Оренбуржье»
Факультатив
ный курс
краеведения
1
1
1
1
Шахматы в школе
Учебный
курсфакультатив
1
1
1
1
«Разговоры о
важном»
Классный
час
1
1
1
1
Гражданско-патриотическая
деятельность:
курсы, занятия исторического
просвещения, патриотической,
гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой,
историко-культурной направленности
Художественно-эстетическая
творческая деятельность:
курсы, занятия в области искусств,
художественного творчества разных
видов и жанров
«Танец»
«Фольклорный
ансамбль»
«Хоровое пение»
Студия
хореографии
1
1
1
1
ансамбль
нар. инстр.
1
1
1
1
Хоровая
студия
1
1
1
1
Учение с увлечением:
курсы, занятия познавательной,
научной, исследовательской,
просветительской направленности;
«Путешествуем с
английским»
Учебная
игра
1
1
1
1
Коммуникативная деятельность
«Функциона
льная
грамотность»
Практически
е
упражнения
1
1
1
1
Курсы, направленные на
совершенствование функциональной
коммуникативной грамотности,
культуры диалогического общения и
словесного творчества.
«Основы логики и
Информационная культура:
курсы о разнообразных современных алгоритмики»
информационных средствах и навыках
выполнения разных видов работ на
компьютере.
Элективный
курс
Итого за неделю
Итого за учебный год
Итого на уровень образования
1
9
9
297
306
9
306
1249
10
340
Формы проведения годовой промежуточной аттестации внеурочной деятельности НОО
ЧОУ «СОШ «Рекорд» г. Орска»
Внеурочная деятельность
Направление
Спортивно-оздоровительная
деятельность:
курсы, занятия оздоровительной и
спортивной направленности
Учение с увлечением:
курсы, занятия познавательной,
научной, исследовательской,
просветительской
направленности;
Художественно-эстетическая
творческая деятельность:
курсы, занятия в области
искусств, художественного
творчества разных видов и
жанров
Проектно-исследовательская
Название
ОФП
Путешествуем
с английским
II класс
III А,Б класс
Спортивное
состязание
Спортивное
состязание
IV класс
Сроки
Спортивно
е
С 01.04. по 23.05.
состязание
Собеседован Собеседовани Собеседова
С 01.04. по 23.05.
ие
е
ние
Танец
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 01.04. по 23.05.
Фольклорный
ансамбль
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 01.04. по 23.05.
Хоровое пение
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
Отчетный
концерт
С 01.04. по 23.05.
«Мое
Защита
Защита
Защита
С 01.04. по 23.05.
деятельность: курсы совместной
деятельности по выполнению
проектов
Гражданско-патриотическая
деятельность:
курсы, занятия исторического
просвещения, патриотической,
гражданско-патриотической,
военно-патриотической,
краеведческой, историкокультурной направленности
Оренбуржье»
проекта
проекта
проекта
Шахматы в
школе
турнир
турнир
турнир
С 01.04. по 23.05.
Творческий
отчет
Творческий
отчет
Творчески
й отчет
С 01.04. по 23.05.
«Разговор о
важном»
Коммуникативная деятельность
Курсы, направленные на
«Функциональ
совершенствование функциональной ная
коммуникативной грамотности,
грамотность»
культуры диалогического общения и
словесного творчества.
Информационная культура:
курсы
о
разнообразных
Основы логики
современных
информационных
средствах и навыках выполнения и алгоритмики
разных
видов
работ
на
компьютере.
Тестировани
Тестирован
Тестирование
С 01.04. по 23.05.
е
ие
Тестирован
С 01.04. по 23.05.
ие
Организация образовательного процесса и оптимизация учебной нагрузки
Организация образовательного процесса в 1-4 классах ЧОУ «СОШ
«Рекорд» г. Орска осуществляется в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями, в том числе в отношении начала и
окончания учебных занятий, продолжительности занятий и внеурочной
деятельности, перемен, выполнения домашних заданий, объема дневной и
недельной суммарной образовательной нагрузки.
Суммарная образовательная нагрузка включает урочную и внеурочную
деятельность, домашние задания, образовательную нагрузку при получении
дополнительного образования, а также самостоятельные занятия.
Организация
образовательного
процесса
строится
с
учетом
физиологических принципов динамики умственной работоспособности
обучающихся (см. приложение 1к «Методические рекомендации по
обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных
организациях. Методические рекомендации МР 2.4.0331-23»).
Гигиенически рациональная организация урока дает возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком
уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления.
Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не приводит
к сильным и выраженным формам утомления.
Построение урока организуется с учетом физиологических особенностей
ребенка и распределяется по интенсивности умственной деятельности на три
этапа, различающиеся по продолжительности, объему нагрузки и видам
деятельности:
- период врабатывания (начало урока, учебной недели, после
каникулярного отдыха), когда снижена продуктивность учебной деятельности.
В период врабатывания проводится подготовительная часть урока
продолжительностью 7 - 10 минут, во время которых выполняются
упражнения, направленные на достижение врабатывания организма
обучающихся к основной части урока. Подготовительная часть урока может
включать проверку домашних заданий, повторение ранее пройденного
материала;
- период наиболее высокой умственной работоспособности (середина
урока), когда изучается новый материал, проводятся контрольные и
проверочные работы. Данный период - основная часть урока
продолжительностью около 25 - 30 минут;
- период утомления, в который проявляются начальные признаки
утомления (частое отвлечение, двигательное беспокойство, рассеянность
внимания). В данный период проводится заключительная часть урока
продолжительностью 5 - 7 минут.
Для профилактики переутомления и благоприятной адаптации
обучающихся 1-х классов к процессу обучения организация учебной
деятельности проводится с:
- постепенным увеличением продолжительности урока с 35 минут до 40
минут и недельной образовательной нагрузки с 3-х до 4-х уроков в день в
течение первого полугодия;
- организацией дневного сна в режиме дня;
- дополнительными недельными каникулами в течение года.
Для обучающихся 1-4-х классов сдваивание уроков по одному учебному
предмету не предусмотрено.
В режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных
занятий, включаются различные формы двигательной активности (см.
приложение 2 к «Методические рекомендации по обеспечению оптимизации
учебной нагрузки в общеобразовательных организациях. Методические
рекомендации МР 2.4.0331-23»).
Для восстановления функционального состояния организма обучающихся
после урока организуются перемены.
Во время перемен используется оборудование для активного отдыха
(«активные рекреации»), организовываются подвижные игры, в том числе на
свежем воздухе.
При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню
учитывается суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их
трудоемкость и временные затраты на выполнение. Для выполнения задания,
требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата,
оформление презентации, заучивание стихотворений) предоставляется
достаточное количество времени.
Для оптимизации продолжительности выполнения домашних заданий
учитываются дидактические характеристики к структуре и организации
домашней работы, способствующие здоровьесбережению обучающихся:
предварительное обучение обучающихся правилам выполнения домашних
заданий (оптимальным приемам умственной деятельности), отслеживание
времени на их выполнение: минимизация заданий или полная их отмена при
перегрузке обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ,
в выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по
другим общеобразовательным предметам; использование педагогами
индивидуальных заданий для обучающихся с учетом их уровня знаний,
интересов; практика межпредметных домашних заданий.
Дополнительные занятия и занятия по внеурочной деятельности,
общественно полезный труд планируются в дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Продолжительность дополнительных занятий и занятий
внеурочной деятельностью статической направленности составляет 1 - 2 часа с
учетом дневной суммарной образовательной нагрузки; общественно полезным
трудом - 45 минут для обучающихся 1 - 4 классов. В план производственного
контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в
образовательной
организации
включен
мониторинг
суммарной
образовательной нагрузки (урочная и внеурочная деятельность, выполнение
домашних заданий, обучение по дополнительным образовательным
программам) с целью возможности оперативной ее коррекции, в том числе за
счет изменения расписания занятий.
Обучающимся, которые не справляются с обязательной образовательной
нагрузкой, сокращается внеурочная нагрузка.