MиIIисTЕPсTBO ПPoсBЕщЕн ИЯ P oСсиЙскoЙ ошдЕPAции
МинистеpсTBo oбpaзoвaния oрeнбypгскoй oблaсти
ЧaсTнoe oбщеoбрaзoвaтrЛЬнoe yчрefl(дrние
'lCpедняя oбщeoбpaЗoBaтеЛЬнaя
ЦIкoЛa llPекopД'; г. opскa opенбypгскoй
oблaсти''
CoГЛACoBAFIO
PACсМoTPЕнo
Ha ЗaсеДaнии МеToДическoгo
нa Пе.цaГoГиЧескoМ
oбъединеHkIИ u'iIИTелей
сoBеTе
нaчсшЬнЬIx клaссoB
IIpoToкoл Np
IТpoToкoлN,_loт <<2.Б>>oсf
oт <>
o f
/
2023r.
2О2З г.
PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA
кypсa BIIeypoчной деятeЛ ьнoсTи <>
для oб1^raloщиxся1.4 клaссoв
г. Opск 2023 r.
I. Пояснительная записка
Актуальность программы «Моё Оренбуржье» характеризуется тем, что одним из ведущих
факторов социально-коммуникативного развития детей является их ознакомление с историей
родного края. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям (отцу,
матери, бабушке, дедушке, сестре, брату) и к родному краю. Представления о Родине начинают
формироваться у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы,
жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Помочь
школьникам познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с
предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в
созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной парциальной
образовательной программы «Моё Оренбуржье». Малая родина – это и природа, и памятные
места села и района, и люди, которые в нем проживают. Необходимость развития интересов
дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях,
символике родного города тем более действенными окажутся они в воспитании любви к
родному краю.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае,
патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного
краеведческого материала.
Цель: патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения
к традициям семьи и родного города и области, ознакомления с историей, культурой и
природой родного края.
Задачи:
1. Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной
земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории,
достопримечательностей , природных ресурсов родного края.
2. Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в
процессе изучения культуры родного края.
3. Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного города и края, гордости за него.
4. Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе
культурных традиций родного края.
Форма организации курса внеурочной деятельности - факультативный курс краеведения.
Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
В основу программы положены следующие подходы:
Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот
подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не
развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти
внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития
личности каждого ребенка.
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальность пути развития своего
родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их
взаимосвязи, взаимосвязи, взаимовлияния.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического
рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их
взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой
предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее, будущее.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение
решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение
динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Приоритетные принципы программы:
1.
Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного
возраста.
2.
Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
3.
Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательнообразовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально
организованной развивающей среды.
4.
Сочетание научности и доступности исторического материала.
5.
Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от
близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
6.
Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор
наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики
изменения социального опыта детей разного школьного возраста.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная
значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы и формы организации работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические
особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо
использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи,
практические работы.
Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному
наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее
форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из
класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,
пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо
проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и
праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с
традиционными, в программе используются современные технологии и методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
II. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на
запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное
участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Моё Оренбуржье»» лежит системно - деятельностный
подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм,
гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Моё Оренбуржье»» у младших школьников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как
собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как
регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин
Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные,
внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской
области;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции
своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над
проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Оренбургской области, г. Орска;
описывать достопримечательности городов Оренбургской области, г. Орска;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и
т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и
школьной библиотек;
использовать знаково‐ символические средства, в том числе модели и схемы при работе с
картой контурной, картой Оренбургской области;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐ следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработкеобщего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников,
она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение
содержания курса.
Формы организации занятий по курсу «Моё Оренбуржье» во внеурочной деятельности могут
быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей
Ожидаемые результаты:
обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести
поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он
начинается с любви к малой родине.
III. Содержание изучаемого курса «Моё Оренбуржье»
№
Содержание
разделов
1
кл
1
Я и моя семья. Наша
школа. Родной город.
Будем жить в ладу с
природой.
33
2
Земля отцов моя
земля. Природа
родного края. Труд и
быт жителей
губернии. Населённые
пункты Оренбургской
области
3
Культурное наследие.
Без прошлого нет
настоящего. Люди
Оренбуржья
4
Культура города.
Природа родного
края. Жизнь дана на
добрые дела.
2
кл
3
кл
4
кл
34
Всего
Характеристика деятельности
33
Убеждать учащихся в том, что
настоящий гражданин любит свою
Родину и гордится ею, изучает её
историко-культурное, духовное
наследие, верен своему
гражданскому долгу и готов к
защите Отечества;
34
34
34
34
34
Воспитывать высокий уровень
самосознания, самодисциплина,
понимание учащимися ценности
человеческой жизни,
справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого
достоинства, милосердия,
доброжелательности, способности к
сопереживанию, умение видеть
прекрасное в окружающей жизни;
Формировать у подрастающего
поколения чувства российского
патриотизма, умение находить
взаимосвязь между человеком и
обществом. Формировать
представление о качествах и
достоинствах женщин и мужчин, о
роли детей в семье; сформирована
правовая грамотность школьника;
дети должны заботиться о своей
семье, помогать взрослым, не
создавать конфликтов, уметь
держать данное слово. Знать:
историко-культурное, духовное
наследие своей страны. Уметь:
применять полученные знания на
практике; работать с дополнительной
литературой, наглядными
пособиями;
Формировать собственную
позицию; вырабатывать и отстаивать
свою точку зрения.
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине,
воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая
задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек
неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно
взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует
формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение
определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и
взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье,
знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с
родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как
складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают
дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный
прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию
интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут
рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих
домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку,
комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных,
фотографии.
2 класс
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Оренбургского края». Любой
уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь
оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из
самых главных достопримечательностей Южного Урала является его природа. Данная
программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс,
учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на
начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения
позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно
практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с
окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы.
Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег,
встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших
деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся
с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель
– расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Оренбургской области, её
людях, литературе, искусстве, спорте родного края. Задача курса – воспитывать нравственные
качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за
своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
4 класс
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний
ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой.
Знакомство с этапами становления родного города, с историческими событиями.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в
значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение
вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать
сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный
материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных,
отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке
лесов и т.д.
Изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№
п/п
Наименование Количество часов
Виды деятельности
разделов и тем
программы
всего контр практ
ольн ическ
ые
ие
работ работ
ы
ы
1.1.
Я и моя семья
10
Понятие
родословной. Работа с
архивом семьи.
Степени родства в
семье. Знакомство с
понятием «традиции».
Какие традиции в
семье. Увлечения в
семье. Рисунки.
Фотографии. Выставка
продуктов творчества.
Обязанности членов
семьи.
Виды, Целевые
формы приоритеты
контро воспитания
ля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
быть любящим,
послушным и
отзывчивым сыном
(дочерью), братом
(сестрой), внуком
(внучкой); уважать
старших и заботиться
о младших членах
семьи; выполнять
посильную для
ребёнка домашнюю
работу, помогая
старшим; быть
трудолюбивым,
следуя принципу
«делу — время,
потехе — час», как в
учебных занятиях,
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский
так и в домашних
делах, доводить
начатое дело до
конца;
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.2.
Наша школа.
7
Формировать
собственную позицию;
вырабатывать и
отстаивать свою точку
зрения. Уметь:
применять
полученные знания на
практике; работать с
дополнительной
литературой,
наглядными
пособиями;
Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль;
стремиться узнавать
что-то новое,
проявлять
любознательность,
ценить знания;
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
быть вежливым и
http://kraeved.opck.org/bibliote
опрятным, скромным ka
и приветливым; Электронный научный
воспитание воли,
умения преодолевать журнал «Современные
проблемы науки и
трудности,
образования». – 2011 г. – № 5
познавательной
активности и
URL:
самостоятельности, http://www.orenobl.ru/poem.ph
настойчивости;
p
- воспитание
www.school.edu.ru
интереса к предмету, «Российский
к учению;
общеобразовательный
портал».
- воспитывать
доброжелательное
http://allforchildren.ru/friendso
отношение учащихся ngs/friend.php «Всё для
друг к другу
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.3.
Родной город
8
Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций, чтение
текстов о
федеративном
устройстве России, о
многонациональном
составе населения
страны;
Составление
сообщения об истории
Устный
опрос;
Контро
льная
работа;
Тестир
ование;
содействовать в ходе
занятий
формированию
основных мировоззренческих идей (в
зависимости от
содержания занятий),
например, материальности мира,
причинноследственных связей
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и
родного края (при
помощи взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
между явлениями,
развитие в природе и
обществе,
познаваемость мира
и его
закономерностей;
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.4.
Будем жить в
ладу с
природой
7
1
Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль;
Контро
льная
беречь и охранять
природу (ухаживать
за комнатными
растениями в классе
или дома, заботиться
о своих домашних
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
работа; питомцах и, по
Тестир возможности, о
ование; бездомных животных
в своем дворе;
подкармливать птиц
в морозные зимы; не
засорять бытовым
мусором улицы, леса,
водоёмы);
ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
Итого по разделу
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
Количество часов
1.1.
Земля отцов – моя 2
земля
тем
всего контр практи
ольны ческие
е
работы
работ
ы
Виды
деятельности
Виды,
Целевые
Электронные
(цифровые)
формы приоритеты образовательные ресурсы
контрол воспитания
я
Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций,
чтение текстов о
федеративном
устройстве
России, о
многонациональ
ном составе
населения
страны;
Составление
сообщения об
истории родного
края (при
помощи
взрослых, с
Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
знать и
Оренбуржье»
любить
(http://www.orenobl.ru)
свою
Оренбургские
писатели
–
Родину краеведы
/сайт
История
свой
Оренбуржья
родной
http://kraeved.opck.org/biblioteka
дом, двор,
улицу,
Электронный научный журнал
город,
«Современные проблемы науки и
село, свою
образования». – 2011 г. – № 5
страну;
формировать URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
интерес к
предмету,
гражданскую www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
позицию;
использованием
дополнительных
источников
информации);
http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
end.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
1.2.
Природа
края
родного 14
1
Рассказ учителя:
«Растения и
животные
нашего края,
занесённые в
Красную книгу»;
Дидактическая
игра по теме
«Угадай
животное по
описанию»;
Работа в
группах:
подготовьте
вопросы о жизни
животных для
других групп.
Практическая
работа по теме
«Рассматривание
растений,
обсуждение
условий
Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
;
Контрол
ьная
работа
беречь и
охранять
природу
(ухаживат
ь за
комнатны
ми
растениям
и в классе
или дома,
заботитьс
я о своих
домашних
питомцах
и, по
возможно
сти, о
бездомны
х
животных
в своем
дворе;
подкармл
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/biblioteka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
end.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
благополучного
роста и развития
растения»;
Работа в группах
с
иллюстративным
материалом:
составление
коллективного
рассказа по теме
«Каким бывает
растение в
разные сезоны»;
1.3.
Труд и быт жителей 11
Оренбуржья
1
Составление
сообщения об
истории родного
края (при
помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов о
труде и быте
жителей
Оренбуржья, об
их традициях,
обычаях,
праздниках;
ивать
птиц в
морозные
зимы; не
засорять
бытовым
мусором
улицы,
леса,
водоёмы);
Устный
опрос;
Контрол
ьная
работа;
Тестиров
ание;
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать Оренбургские
писатели
–
уважение к краеведы
/сайт
История
противополо Оренбуржья
жному
http://kraeved.opck.org/biblioteka
мнению,
Электронный научный журнал
чувство
сопереживан «Современные проблемы науки и
ия честность, образования». – 2011 г. – № 5
чувство
URL:
ответственно
http://www.orenobl.ru/poem.php
сти за свои
поступки,
www.school.edu.ru «Российский
слова;
общеобразовательный портал».
воспитывать
аккуратность http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
и
end.php «Всё для детей» —
дисциплину
труда, любви
к жизни во
всех
проявлениях.
1.4.
Населённые пункты 6
Оренбургской
области
1
Составление
сообщения
об
истории родного
края
(при
помощи
взрослых,
с
использованием
дополнительных
источников
информации);
Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
;
Контрол
ьная
работа;
Тестиров
ание;
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать Оренбургские
писатели
–
умение
краеведы
/сайт
История
ориентирова Оренбуржья
ться в
http://kraeved.opck.org/biblioteka
общественно
Электронный научный журнал
политическо «Современные проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
й жизни;
обеспечивать
URL:
патриотичес
http://www.orenobl.ru/poem.php
кое
воспитание, www.school.edu.ru «Российский
воспитание общеобразовательный портал».
ответственно
сти за честь http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
и
end.php «Всё для детей» —
человеческое музыка, сказки, родная речь,
достоинство поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Итого по разделу
Резервное время
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
1.1.
Культурное
наследие
Оренбуржья
Количество часов
тем
всего контр практи
ольны ческие
е
работы
работ
ы
12
Виды
деятельности
Виды,
Целевые
формы
приоритеты
контроля воспитания
Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций,
чтение текстов о
федеративном
устройстве
России, о
многонационально
м составе
населения страны;
Составление
сообщения об
Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль
знать и
любить
свою
Родину свой
родной
дом, двор,
улицу,
город, село,
свою
страну;
формировать
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы
науки и образования». – 2011
истории родного
края (при помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
интерес к
предмету,
гражданскую
позицию;
г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.2.
Без прошлого нет 10
настоящего
1
экскурсия к
обелиску павшим
землякам
работа с
иллюстрациями
достопримечатель
ностей района,
области
Виртуальные
экскурсии «Салют
Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
Контроль
ная работа
Оренбуржье»
содействов
(http://www.orenobl.ru)
ать военноОренбургские писатели –
патриотиче
краеведы
/сайт
История
скому
Оренбуржья
воспитани
http://kraeved.opck.org/bibliote
ю
ka
- воспитание
воли, умения Электронный научный журнал
преодолевать «Современные проблемы
науки и образования». – 2011
трудности,
познавательно г. – № 5
Победы»
й активности
и
самостоятельн
ости,
настойчивости
;
проект: «Край
орденоносный
мой!», «Герои
целинники»,
«Герои Великой
Отечественной
войны» …
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.
.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.3.
«Люди
Оренбуржья»
11
1
Составление
сообщения об
истории родного
края (при помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов о
труде и быте
жителей
Оренбуржья, об их
традициях,
Устный
опрос;
Контроль
ная
работа;
Тестирова
ние;
уметь
сопережива
ть,
проявлять
сострадани
ек
попавшим в
беду;
стремиться
устанавлива
ть хорошие
отношения
с другими
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы
науки и образования». – 2011
г. – № 5
URL:
обычаях,
праздниках;
людьми;
уметь
прощать
обиды,
защищать
слабых,
быть
уверенным
в себе,
открытым и
общительн
ым, не
стесняться
быть в чёмто
непохожим
на других
ребят;
уметь
ставить
перед собой
цели и
проявлять
инициативу
, отстаивать
своё
мнение и
действовать
самостояте
льно, без
помощи
старших.
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
Итого по разделу
Резервное время
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов
и
программы
1.1.
Культура города
Количество часов
тем
всего контр
ольны
е
работ
ы
10
пра
кти
ческ
ие
раб
оты
Виды
деятельности
Виды,
Целевые
формы
приоритеты
контроля воспитания
Проект « Край
родной
орденоносный,
мой»,знакомство
с городами
Оренбургской
области, что
производят, чем
Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль
знать и любить
свою Родину свой родной
дом, двор,
улицу, город,
село, свою
страну;
формировать
Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliotek
a
знамениты,
какие музеи
есть, просмотр
видеороликов,
фотографий;
проект « Самый
интересный
город»
интерес к
предмету,
гражданскую
позицию;
Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.2.
Природа
края
родного 15
1
Познакомить с
крупными
реками и
озерами
области(рекиУрал,
Сакмара,Губерля
,Орь; -Развал,
Светлинское;
озераРазвал,Светлинс
кое;
Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
Контроль
ная
работа
беречь и
охранять
природу
(ухаживать за
комнатными
растениями в
классе или
дома,
заботиться о
своих
домашних
питомцах и, по
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliotek
a
Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5
1.3.
Жизнь
дана
добрые дела
на 9
водохранилищаИриклинское,Ку
макское).
Познакомить с
природным
наследием
ОренбуржьяБузулукский
бор, хребет
Малый Накас,
Саракташское
холмогорье.
возможности, о
бездомных
животных в
своем дворе;
подкармливать
птиц в
морозные
зимы; не
засорять
бытовым
мусором
улицы, леса,
водоёмы);
Устный
Составление
опрос;
сообщения об
Контроль
истории родного ная
края (при
работа;
помощи
Тестирова
взрослых, с
ние;
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов
о труде и быте
жителей
Оренбуржья, об
их традициях,
обычаях,
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать
Оренбургские
писатели
–
уважение к
краеведы
/сайт
История
противоположном Оренбуржья
у мнению, чувство http://kraeved.opck.org/bibliotek
a
сопереживания
честность, чувство
ответственности Электронный научный журнал
за свои поступки, «Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5
слова;
воспитывать
URL:
аккуратность и
http://www.orenobl.ru/poem.php
дисциплину труда,
любви к жизни во www.school.edu.ru «Российский
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
праздниках;
проекты «Герои
целинники»,
«Герои Великой
Отечественной
войны», сбор
фотоматериала о
своем городе.
Экскурсии на
социальные
обьекты города.
Итого по разделу
Резервное время
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
2
всех проявлениях. общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Разувин В. «К Оренбургу».
Загадки о лесе, животных и птицах.
Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и
поговорки о хлебе,
Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о
труде.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград:
Учитель, 2011
Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
http://kraeved.opck.org/biblioteka
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2011 г. –
№5
URL: http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всё для детей» — музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты
Компьютер
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий
Карта Оренбургской области