РП внеурочной деятельности Мое Оренбуржье

MиIIисTЕPсTBO ПPoсBЕщЕн ИЯ P oСсиЙскoЙ ошдЕPAции

МинистеpсTBo oбpaзoвaния oрeнбypгскoй oблaсти
ЧaсTнoe oбщеoбрaзoвaтrЛЬнoe yчрefl(дrние
'lCpедняя oбщeoбpaЗoBaтеЛЬнaя
ЦIкoЛa llPекopД'; г. opскa opенбypгскoй
oблaсти''

CoГЛACoBAFIO

PACсМoTPЕнo

Ha ЗaсеДaнии МеToДическoгo

нa Пе.цaГoГиЧескoМ

oбъединеHkIИ u'iIИTелей

сoBеTе

нaчсшЬнЬIx клaссoB

IIpoToкoл Np

IТpoToкoлN,_loт <<2.Б>>oсf

oт <>
o f

/

2023r.

2О2З г.

PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA
кypсa BIIeypoчной деятeЛ ьнoсTи <>

для oб1^raloщиxся1.4 клaссoв

г. Opск 2023 r.

I. Пояснительная записка

Актуальность программы «Моё Оренбуржье» характеризуется тем, что одним из ведущих
факторов социально-коммуникативного развития детей является их ознакомление с историей
родного края. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям (отцу,
матери, бабушке, дедушке, сестре, брату) и к родному краю. Представления о Родине начинают
формироваться у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы,
жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Помочь
школьникам познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с
предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в
созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной парциальной
образовательной программы «Моё Оренбуржье». Малая родина – это и природа, и памятные
места села и района, и люди, которые в нем проживают. Необходимость развития интересов
дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже,
содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях,
символике родного города тем более действенными окажутся они в воспитании любви к
родному краю.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае,
патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного
краеведческого материала.
Цель: патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения
к традициям семьи и родного города и области, ознакомления с историей, культурой и
природой родного края.
Задачи:
1. Формировать первичные представления школьников об Оренбургском крае как о родной
земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории,
достопримечательностей , природных ресурсов родного края.
2. Развивать познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в
процессе изучения культуры родного края.
3. Воспитывать чувство сопричастности к наследию родного города и края, гордости за него.
4. Воспитывать чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе
культурных традиций родного края.
Форма организации курса внеурочной деятельности - факультативный курс краеведения.
Принципы построения программы:


принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;



принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;



научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;



систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной

системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
В основу программы положены следующие подходы:
Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот
подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не
развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти
внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития
личности каждого ребенка.
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальность пути развития своего
родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их
взаимосвязи, взаимосвязи, взаимовлияния.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического
рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их
взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой
предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее, будущее.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение
решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение
динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Приоритетные принципы программы:
1.

Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного
возраста.

2.

Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.

3.

Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательнообразовательного процесса (педагог-ребенок-семья) в условиях специально
организованной развивающей среды.

4.

Сочетание научности и доступности исторического материала.

5.

Последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от
близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).

6.

Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор
наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики
изменения социального опыта детей разного школьного возраста.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная
значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы и формы организации работы:


словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению
теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;



наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,

иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования
объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;


практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.
Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические
особенности обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо
использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи,
практические работы.

Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному
наследию народа, его ценностям.
Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее
форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из
класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем,
пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо
проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и
праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с
традиционными, в программе используются современные технологии и методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
II. Планируемые результаты
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на
запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное
участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Моё Оренбуржье»» лежит системно - деятельностный
подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм,
гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Моё Оренбуржье»» у младших школьников будут
сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные
учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:


научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и
настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;



приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;



научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как

собственных, так и окружающих людей;


приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести- как
регуляторов морального поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:


основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин
Оренбуржья, чувства сопричастности и гордости за свой край.



мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐ познавательные,
внешние и внутренние мотивы;



эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской
области;



чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;



эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:
Выпускник научится:


планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;



выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;



проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;



самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;



использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции
своей деятельности.

Выпускник получит возможность:


уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;



в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;



самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над
проектом, исследованием, конференцией;



вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.

Познавательные УУД:
Выпускник научится:


используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков;



на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;



узнавать символику Оренбургской области, г. Орска;



описывать достопримечательности городов Оренбургской области, г. Орска;



использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, интернет-сайты и
т.д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и
извлечения познавательной информации;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и
школьной библиотек;



использовать знаково‐ символические средства, в том числе модели и схемы при работе с
картой контурной, картой Оренбургской области;



находить на карте свой регион и его главный город;



устанавливать причинно‐ следственные связи;



строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;



устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность:


самостоятельно подбирать литературу по теме;



осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;



работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:


понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;



ориентироваться на позицию партнера в общении;



учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Выпускник получит возможность:


готовить и выступать с сообщениями;



формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;



наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;



аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при
выработкеобщего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников,

она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение
содержания курса.
Формы организации занятий по курсу «Моё Оренбуржье» во внеурочной деятельности могут
быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей
Ожидаемые результаты:


обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести
поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;



научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;



приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;



будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он
начинается с любви к малой родине.

III. Содержание изучаемого курса «Моё Оренбуржье»
№

Содержание
разделов

1
кл

1

Я и моя семья. Наша
школа. Родной город.
Будем жить в ладу с
природой.

33

2

Земля отцов моя
земля. Природа
родного края. Труд и
быт жителей
губернии. Населённые
пункты Оренбургской
области

3

Культурное наследие.
Без прошлого нет
настоящего. Люди
Оренбуржья

4

Культура города.
Природа родного
края. Жизнь дана на
добрые дела.

2
кл

3
кл

4
кл

34

Всего

Характеристика деятельности

33

Убеждать учащихся в том, что
настоящий гражданин любит свою
Родину и гордится ею, изучает её
историко-культурное, духовное
наследие, верен своему
гражданскому долгу и готов к
защите Отечества;

34

34

34

34

34

Воспитывать высокий уровень
самосознания, самодисциплина,
понимание учащимися ценности
человеческой жизни,
справедливости, бескорыстия,
уважения человеческого
достоинства, милосердия,
доброжелательности, способности к
сопереживанию, умение видеть
прекрасное в окружающей жизни;
Формировать у подрастающего
поколения чувства российского
патриотизма, умение находить
взаимосвязь между человеком и
обществом. Формировать
представление о качествах и
достоинствах женщин и мужчин, о
роли детей в семье; сформирована
правовая грамотность школьника;
дети должны заботиться о своей

семье, помогать взрослым, не
создавать конфликтов, уметь
держать данное слово. Знать:
историко-культурное, духовное
наследие своей страны. Уметь:
применять полученные знания на
практике; работать с дополнительной
литературой, наглядными
пособиями;
Формировать собственную
позицию; вырабатывать и отстаивать
свою точку зрения.

1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине,
воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая
задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек
неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно
взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует
формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение
определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и
взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье,
знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с
родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как
складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают
дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный
прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию
интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут
рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих
домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку,
комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных,
фотографии.
2 класс
Программа второго класса представляет собой курс «Природа Оренбургского края». Любой
уголок нашей необъятной страны по-своему интересен и привлекателен. Каждое местечко, будь
оно даже в самой глухой провинции, наверняка чем-то мило и дорого его жителям. Одной из
самых главных достопримечательностей Южного Урала является его природа. Данная
программа раскрывает перед ребёнком мир неповторимой природы. Темы, включённые в курс,
учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников. Введение на
начальном этапе изучения природных процессов в пропедевтическом курсе природоведения
позволяет заложить у детей устойчивый интерес к родной природе, потребность в активно
практической работе по охране растений и животных своего края, стремление к общению с
окружающей действительностью, к познанию ее тайн.
Желательно, чтобы во всех тематических уроках присутствовал колорит русской зимы.

Ребята должны пережить радостные события и рассказать об этом в классе: первый снег,
встреча с чародейкою-зимою в заколдованном зимнем лесу, парке красота заиндевевших
деревьев в городе, праздник зимы в городе, где они живут.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
3 класс
Основное направление краеведения в 3 классе – литературно-художественное. Дети знакомятся
с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников. Главная цель
– расширение кругозора учащихся, пополнение знаний об истории Оренбургской области, её
людях, литературе, искусстве, спорте родного края. Задача курса – воспитывать нравственные
качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за
своих земляков.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
4 класс
Программа 4 класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний
ребёнка об истории малой родины. Дети знакомятся с государственной символикой.
Знакомство с этапами становления родного города, с историческими событиями.
Необходимо довести до сознания каждого, что дикая природа в опасности, и в
значительной степени – по вине людей. В младших классах большое значение имеет освещение
вопросов бережного отношения к природе на эмоциональном уровне, чтобы вызвать
сопереживание детей. Учитель и дети подбирают и демонстрируют яркий иллюстративный
материал о бедах природы: загрязнении реки и гибели птиц, рыб, других мелких животных,
отравлении рыб в реках, куда стекают ядовитые промышленные отходы, хищнической вырубке
лесов и т.д.
Изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№
п/п

Наименование Количество часов
Виды деятельности
разделов и тем
программы
всего контр практ
ольн ическ
ые
ие
работ работ
ы
ы

1.1.

Я и моя семья

10

Понятие
родословной. Работа с
архивом семьи.
Степени родства в
семье. Знакомство с
понятием «традиции».
Какие традиции в
семье. Увлечения в
семье. Рисунки.
Фотографии. Выставка
продуктов творчества.
Обязанности членов
семьи.

Виды, Целевые
формы приоритеты
контро воспитания
ля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)

быть любящим,
послушным и
отзывчивым сыном
(дочерью), братом
(сестрой), внуком
(внучкой); уважать
старших и заботиться
о младших членах
семьи; выполнять
посильную для
ребёнка домашнюю
работу, помогая
старшим; быть
трудолюбивым,
следуя принципу
«делу — время,
потехе — час», как в
учебных занятиях,

Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский

так и в домашних
делах, доводить
начатое дело до
конца;

общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

1.2.

Наша школа.

7

Формировать
собственную позицию;
вырабатывать и
отстаивать свою точку
зрения. Уметь:
применять
полученные знания на
практике; работать с
дополнительной
литературой,
наглядными
пособиями;

Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль;

стремиться узнавать
что-то новое,
проявлять
любознательность,
ценить знания;

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)

Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
быть вежливым и
http://kraeved.opck.org/bibliote
опрятным, скромным ka
и приветливым; Электронный научный
воспитание воли,
умения преодолевать журнал «Современные
проблемы науки и
трудности,
образования». – 2011 г. – № 5
познавательной
активности и
URL:
самостоятельности, http://www.orenobl.ru/poem.ph

настойчивости;

p

- воспитание
www.school.edu.ru
интереса к предмету, «Российский
к учению;
общеобразовательный
портал».
- воспитывать
доброжелательное
http://allforchildren.ru/friendso
отношение учащихся ngs/friend.php «Всё для
друг к другу
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.3.

Родной город

8

Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций, чтение
текстов о
федеративном
устройстве России, о
многонациональном
составе населения
страны;
Составление
сообщения об истории

Устный
опрос;
Контро
льная
работа;
Тестир
ование;

содействовать в ходе
занятий
формированию
основных мировоззренческих идей (в
зависимости от
содержания занятий),
например, материальности мира,
причинноследственных связей

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и

родного края (при
помощи взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);

между явлениями,
развитие в природе и
обществе,
познаваемость мира
и его
закономерностей;

образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

1.4.

Будем жить в
ладу с
природой

7

1

Устный
опрос;
Письме
нный
контро
ль;
Контро
льная

беречь и охранять
природу (ухаживать
за комнатными
растениями в классе
или дома, заботиться
о своих домашних

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы /сайт История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote

работа; питомцах и, по
Тестир возможности, о
ование; бездомных животных
в своем дворе;
подкармливать птиц
в морозные зимы; не
засорять бытовым
мусором улицы, леса,
водоёмы);

ka
Электронный научный
журнал «Современные
проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.ph
p
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendso
ngs/friend.php «Всё для
детей» — музыка, сказки,
родная речь, поделки.
Сайт «Оренбургская
область», раздел «Стихи
оренбургских поэтов про
Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

Итого по разделу

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

Количество часов

1.1.

Земля отцов – моя 2
земля

тем

всего контр практи
ольны ческие
е
работы
работ
ы

Виды
деятельности

Виды,
Целевые
Электронные
(цифровые)
формы приоритеты образовательные ресурсы
контрол воспитания
я

Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций,
чтение текстов о
федеративном
устройстве
России, о
многонациональ
ном составе
населения
страны;
Составление
сообщения об
истории родного
края (при
помощи
взрослых, с

Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль

знать и
Оренбуржье»
любить
(http://www.orenobl.ru)
свою
Оренбургские
писатели
–
Родину краеведы
/сайт
История
свой
Оренбуржья
родной
http://kraeved.opck.org/biblioteka
дом, двор,
улицу,
Электронный научный журнал
город,
«Современные проблемы науки и
село, свою
образования». – 2011 г. – № 5
страну;
формировать URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
интерес к
предмету,
гражданскую www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
позицию;

использованием
дополнительных
источников
информации);

http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
end.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)

1.2.

Природа
края

родного 14

1

Рассказ учителя:
«Растения и
животные
нашего края,
занесённые в
Красную книгу»;
Дидактическая
игра по теме
«Угадай
животное по
описанию»;
Работа в
группах:
подготовьте
вопросы о жизни
животных для
других групп.
Практическая
работа по теме
«Рассматривание
растений,
обсуждение
условий

Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
;
Контрол
ьная
работа

беречь и
охранять
природу
(ухаживат
ь за
комнатны
ми
растениям
и в классе
или дома,
заботитьс
я о своих
домашних
питомцах
и, по
возможно
сти, о
бездомны
х
животных
в своем
дворе;
подкармл

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/biblioteka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
end.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,

благополучного
роста и развития
растения»;
Работа в группах
с
иллюстративным
материалом:
составление
коллективного
рассказа по теме
«Каким бывает
растение в
разные сезоны»;
1.3.

Труд и быт жителей 11
Оренбуржья

1
Составление
сообщения об
истории родного
края (при
помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов о
труде и быте
жителей
Оренбуржья, об
их традициях,
обычаях,
праздниках;

ивать
птиц в
морозные
зимы; не
засорять
бытовым
мусором
улицы,
леса,
водоёмы);

Устный
опрос;
Контрол
ьная
работа;
Тестиров
ание;

раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать Оренбургские
писатели
–
уважение к краеведы
/сайт
История
противополо Оренбуржья
жному
http://kraeved.opck.org/biblioteka
мнению,
Электронный научный журнал
чувство
сопереживан «Современные проблемы науки и
ия честность, образования». – 2011 г. – № 5
чувство
URL:
ответственно
http://www.orenobl.ru/poem.php
сти за свои
поступки,
www.school.edu.ru «Российский
слова;
общеобразовательный портал».
воспитывать
аккуратность http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
и
end.php «Всё для детей» —

дисциплину
труда, любви
к жизни во
всех
проявлениях.

1.4.

Населённые пункты 6
Оренбургской
области

1

Составление
сообщения
об
истории родного
края
(при
помощи
взрослых,
с
использованием
дополнительных
источников
информации);

Устный
опрос;
Письмен
ный
контроль
;
Контрол
ьная
работа;
Тестиров
ание;

музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать Оренбургские
писатели
–
умение
краеведы
/сайт
История
ориентирова Оренбуржья
ться в
http://kraeved.opck.org/biblioteka
общественно
Электронный научный журнал
политическо «Современные проблемы науки и
образования». – 2011 г. – № 5
й жизни;
обеспечивать
URL:
патриотичес
http://www.orenobl.ru/poem.php
кое
воспитание, www.school.edu.ru «Российский
воспитание общеобразовательный портал».
ответственно
сти за честь http://allforchildren.ru/friendsongs/fri
и
end.php «Всё для детей» —
человеческое музыка, сказки, родная речь,
достоинство поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»

(http://www.orenobl.ru)

Итого по разделу
Резервное время

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

1.1.

Культурное
наследие
Оренбуржья

Количество часов
тем

всего контр практи
ольны ческие
е
работы
работ
ы
12

Виды
деятельности

Виды,
Целевые
формы
приоритеты
контроля воспитания

Рассказ учителя,
рассматривание
иллюстраций,
чтение текстов о
федеративном
устройстве
России, о
многонационально
м составе
населения страны;
Составление
сообщения об

Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль

знать и
любить
свою
Родину свой
родной
дом, двор,
улицу,
город, село,
свою
страну;
формировать

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы
науки и образования». – 2011

истории родного
края (при помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);

интерес к
предмету,
гражданскую
позицию;

г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

1.2.

Без прошлого нет 10
настоящего

1

экскурсия к
обелиску павшим
землякам
работа с
иллюстрациями
достопримечатель
ностей района,
области
Виртуальные
экскурсии «Салют

Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
Контроль
ная работа

Оренбуржье»
содействов
(http://www.orenobl.ru)
ать военноОренбургские писатели –
патриотиче
краеведы
/сайт
История
скому
Оренбуржья
воспитани
http://kraeved.opck.org/bibliote
ю
ka
- воспитание
воли, умения Электронный научный журнал
преодолевать «Современные проблемы
науки и образования». – 2011
трудности,
познавательно г. – № 5

Победы»

й активности
и
самостоятельн
ости,
настойчивости
;

проект: «Край
орденоносный
мой!», «Герои
целинники»,
«Герои Великой
Отечественной
войны» …

URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.

.

Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru
1.3.

«Люди
Оренбуржья»

11

1
Составление
сообщения об
истории родного
края (при помощи
взрослых, с
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов о
труде и быте
жителей
Оренбуржья, об их
традициях,

Устный
опрос;
Контроль
ная
работа;
Тестирова
ние;

уметь
сопережива
ть,
проявлять
сострадани
ек
попавшим в
беду;
стремиться
устанавлива
ть хорошие
отношения
с другими

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские писатели –
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliote
ka
Электронный научный журнал
«Современные проблемы
науки и образования». – 2011
г. – № 5
URL:

обычаях,
праздниках;

людьми;
уметь
прощать
обиды,
защищать
слабых,
быть
уверенным
в себе,
открытым и
общительн
ым, не
стесняться
быть в чёмто
непохожим
на других
ребят;
уметь
ставить
перед собой
цели и
проявлять
инициативу
, отстаивать
своё
мнение и
действовать
самостояте
льно, без
помощи
старших.

http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru
«Российский
общеобразовательный
портал».
http://allforchildren.ru/friendson
gs/friend.php «Всё для детей»
— музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

Итого по разделу
Резервное время

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов
и
программы

1.1.

Культура города

Количество часов
тем

всего контр
ольны
е
работ
ы
10

пра
кти
ческ
ие
раб
оты

Виды
деятельности

Виды,
Целевые
формы
приоритеты
контроля воспитания

Проект « Край
родной
орденоносный,
мой»,знакомство
с городами
Оренбургской
области, что
производят, чем

Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль

знать и любить
свою Родину свой родной
дом, двор,
улицу, город,
село, свою
страну;
формировать

Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliotek
a

знамениты,
какие музеи
есть, просмотр
видеороликов,
фотографий;
проект « Самый
интересный
город»

интерес к
предмету,
гражданскую
позицию;

Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5
URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

1.2.

Природа
края

родного 15

1

Познакомить с
крупными
реками и
озерами
области(рекиУрал,
Сакмара,Губерля
,Орь; -Развал,
Светлинское;
озераРазвал,Светлинс
кое;

Устный
опрос;
Письменн
ый
контроль;
Контроль
ная
работа

беречь и
охранять
природу
(ухаживать за
комнатными
растениями в
классе или
дома,
заботиться о
своих
домашних
питомцах и, по

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
краеведы
/сайт
История
Оренбуржья
http://kraeved.opck.org/bibliotek
a
Электронный научный журнал
«Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5

1.3.

Жизнь
дана
добрые дела

на 9

водохранилищаИриклинское,Ку
макское).
Познакомить с
природным
наследием
ОренбуржьяБузулукский
бор, хребет
Малый Накас,
Саракташское
холмогорье.

возможности, о
бездомных
животных в
своем дворе;
подкармливать
птиц в
морозные
зимы; не
засорять
бытовым
мусором
улицы, леса,
водоёмы);

Устный
Составление
опрос;
сообщения об
Контроль
истории родного ная
края (при
работа;
помощи
Тестирова
взрослых, с
ние;
использованием
дополнительных
источников
информации);
Чтение текстов
о труде и быте
жителей
Оренбуржья, об
их традициях,
обычаях,

Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
воспитывать
Оренбургские
писатели
–
уважение к
краеведы
/сайт
История
противоположном Оренбуржья
у мнению, чувство http://kraeved.opck.org/bibliotek
a
сопереживания
честность, чувство
ответственности Электронный научный журнал
за свои поступки, «Современные проблемы науки
и образования». – 2011 г. – № 5
слова;
воспитывать
URL:
аккуратность и
http://www.orenobl.ru/poem.php
дисциплину труда,
любви к жизни во www.school.edu.ru «Российский

URL:
http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский
общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

праздниках;
проекты «Герои
целинники»,
«Герои Великой
Отечественной
войны», сбор
фотоматериала о
своем городе.
Экскурсии на
социальные
обьекты города.
Итого по разделу
Резервное время

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

всех проявлениях. общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs
/friend.php «Всё для детей» —
музыка, сказки, родная речь,
поделки.
Сайт «Оренбургская область»,
раздел «Стихи оренбургских
поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Разувин В. «К Оренбургу».
Загадки о лесе, животных и птицах.
Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и
поговорки о хлебе,
Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о
труде.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград:
Учитель, 2011
Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
Оренбургские
писатели
–
http://kraeved.opck.org/biblioteka

краеведы

/сайт

История

Оренбуржья

Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2011 г. –
№5
URL: http://www.orenobl.ru/poem.php
www.school.edu.ru «Российский общеобразовательный портал».
http://allforchildren.ru/friendsongs/friend.php «Всё для детей» — музыка, сказки, родная
речь, поделки.
Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про Оренбуржье»
(http://www.orenobl.ru)
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Учебные плакаты
Компьютер

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Гербарий
Карта Оренбургской области


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».