РП внеурочной деятельности Фольклорный ансамбль-pdf

MиIIисTЕP сTBo IIPo сBЕ щЕIII4я P o с сиЙскoй

ФEДЕPAции

MинистеpсTBo oбpaзoвaния opенбypгской oблaсти
ЧaстноеoбщеoбpaзoBaтеЛьнoеyчpе2i(Дениe
,,Cpедняя oбщeoбpaзoBaTrЛьнaяшIкoЛa'lPекopД'' г. opскa
opенбypгскoй oблaсти'l

сoГЛACoBAHo

PAссMoTPЕнo

Ha зaсе,цaIIии MеToдическoгo

нa [r.цaГoгиЧеcкoМ
сoBeTе

o бъ eдин e HLIуТу ЧI4Tелей
I{aчaJIЬI{ЬIxкJIaссoB
IIpoToкoЛ Nn_/

o| G>>od
oт <<

I
IIpoToкoл Л9 r' '

gT<,/f >>p{

.202З

т.

202Зг.

PAБOЧAЯ IIPOгPAMNIA
ь клopн ьlй aнсaмбль>>
кypсa BIIеypoЧнoй,цеятеЛЬнoсTи <<Фoл
для oбуlaloщиХся 1.4 клaссoв

г. opск 2023t.

Пояснительная записка
Изменения общественной и культурной жизни, формирование рынка труда и профессий, быстро
развивающаяся технологическая база профессиональной деятельности ориентируют систему
образования на подготовку не только грамотного специалиста-исполнителя, но и самостоятельной,
творчески развитой личности, критично и мобильно мыслящей, способной ориентироваться в
стремительно нарастающем потоке информации, способной к непрерывному самообразованию.
Программа внеурочной деятельности «Фольклорный ансамбль» имеет художественную
направленность, так как ориентирована на раскрытие и развитие творческих способностей
обучающихся путём обучения их основам музыкально-исполнительского искусства на народных
инструментах.
Актуальность программы определена целью государственной политики,
заявленной в Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года: «развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности»,
формирование креативной личности, способной к художественному самовыражению, творческому
саморазвитию.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Участвуя в
концертах, конкурсах, фестивалях обучающиеся приобретают опыт совместной творческой
деятельности, что является одним из условий успешной социализации. Активная концертная
деятельность позволяет довольно быстро приобрести опыт поведения на сцене, найти свой имидж,
научиться дарить радость людям.
Педагогическая целесообразность программы заключается в использовании богатейшего арсенала
средств музыкальной выразительности при формировании у детей общечеловеческих
нравственных качеств, воспитании глубокого уважения к традициям русского народа, воспитании
музыкальной культуры. Все они содержатся поистине в неисчерпаемой сокровищнице самого
демократического музыкального жанра – народной песне, народной музыке, знакомят детей с
музыкальной стилистикой, присущей каждому народу. И вместе с тем, позволяют подвести детей
к пониманию того, что современная культура, как и культура в целом, отличается толерантностью
– открытостью, возможностью понимания и принятия каждым ребёнком различных национальных
песен.
По цели обучения данная программа – художественно-развивающая (развитие художественной
одаренности обучающихся посредством включения их в художественно-творческую
деятельность, обретения ими эстетической культуры, собственного художественно-эстетического
мира и себя как художника-творца в исполнительской деятельности на народных инструментах).
Сочетание всех этих аспектов нашло отражение в содержании программы и методике
преподавания.
По сроку реализации программа «Фольклорный ансамбль»- программа длительной реализации реализуется в течение 4 лет.

Форма организации курса внеурочной деятельности - ансамбль народных
инструментов.

Уровень освоения программы - стартовый, базовый.
Программа предусматривает освоение материала на стартовом и базовом уровнях.
Разноуровневый подход к структуре программы позволяет детям получить не только стартовые и
базовые, но и углублённые знания по теории и практики в области музыкально-исполнительского
искусства. Учет возрастных особенностей обучающихся, тематическая дифференциация

проводится на каждом уровне освоения программы (недостающие навыки и умения
восполняются в процессе обучения).
Стартовый уровень (1 и 2 год обучения)
Цель данного уровня предполагает реализацию общедоступных и универсальных форм
организации занятий, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы. Реализация программы на стартовом уровне направлена на формирование мотивации
личности к занятиям, раскрепощение, развитие инициативы и творческих способностей, привитие
интереса ребенка к музыкальному искусству.
Подготовительный состав ансамбля: обучающиеся 1-2 года обучения (возраст 7-8 лет).
Первый год: дети знакомятся с группой ударных инструментов ансамбля народных инструментов,
знакомство с другими группами инструментов ансамбля: струнной, духовой, баянной.
Второй год - освоение специальных знаний, умений и навыков в области музыкально исполнительского искусства на народных инструментах.
Базовый уровень (3 и 4 год обучения)
Основной состав ансамбля: обучающиеся 3-4 года обучения (возраст 9-10 лет)
Цель данного уровня направлена на освоение специализированных знаний в области музыкальноисполнительского искусства на народных инструментах, музыкально-теоретических основ,
развитие навыков ансамблевой игры, совершенствование исполнительского аппарата,
формирование художественно-эстетического потенциала и потребности в самосовершенствовании
обучающихся.
Объем и сроки освоения программы
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Общее количество часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы: 135 часов.
Первый год (стартовый уровень) – 33 часа
Второй год (стартовый уровень) - 34 часа
Третий год (базовый уровень) – 34 часа
Четвёртый год (базовый уровень) – 34 часа
Формы организации учебного занятия
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного
технологического приема);
групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
Кроме традиционного занятия программа предусматривает вариативное использование других
форм организации образовательно-воспитательного процесса:
занятие – репетиция: подготовка детей к выступлениям на концертах, фестивалях, приобретение
опыта выхода на сцену;
занятие – концерт: выступление детей на мероприятиях, концертах.

Предусмотрена малая форма групповых занятий: дуэт, трио, квартет.
Работа в группах ведется одновременно в 2 направлениях: изучение инструментов струнной и
ударной групп ансамбля. Для младших школьников акцент делается на изучение инструментов
ударной группы (ложки, трещотки, бубен и т.д.).
В программу Ансамбля введена группа духовых инструментов (блок – флейта, кугиклы, свистки и
т. д.), гармоники, партию баяна ведет педагог.
Виды занятий
Традиционные занятия изучения программного материала с использованием словесных методов
(объяснение, беседа, диалог), наглядных методов (наглядные материалы, демонстрационные
материалы), методов проблемного обучения.
Нестандартные занятия: занятие-игра, «занятие-путешествие», «занятие-конкурс», викторины,
музыкальная гостиная, познавательные игры и др.
Практические занятия играют особую роль. Формирование сенсорного опыта происходит более
успешно в тех случаях, когда ребенку приходится практически использовать знания, умения и
навыки. Именно практическая деятельность позволяет учитывать индивидуальные возможности
детей в подаче учебного материала.
Экскурсии, концертные выступления, творческие отчеты, мастер-класс.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель программы
Развитие личности ребенка, способной к творческому самовыражению через овладение основами
музыкально-исполнительского искусства на народных инструментах.
Задачи программы
Воспитывающие
- способствовать формированию нравственных качеств личности,
- воспитывать художественный вкус,
- совершенствовать исполнительскую культуру,
- формировать потребность в музыкальном самообразовании.
Развивающие
- способствовать развитию познавательной активности,
- развивать творческие задатки,
- развивать эстетическое восприятие природы и жизни
Обучающие
- способствовать освоению профильных предметных компетенций,
- формировать умения в области музыкально-исполнительского искусства на народных
инструментах,
- совершенствовать исполнительское мастерство.
Учитывая специфику данной программы (уровни освоения и организацию образовательного
процесса) каждый уровень обучения предусматривает

следующие задачи:
Стартовый уровень (1-2 год обучения)
Воспитательные
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к окружающему миру,
- ориентировать на знание основных моральных норм и на их выполнение,
- ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности.
Развивающие
- развивать музыкальные способности.
- развивать умение творчески подходить к выполнению заданий,
- развивать творческий потенциал через реализацию собственных навыков,
- развивать умение ставить цель и планировать процесс ее выполнения,
-развивать основные оркестровые навыки: вступление и снятие звука, слаженная и уравновешенная игра в унисон, единство приёмов звукоизвлечения.
Образовательные
- способствовать освоению базовых знаний по теории музыке,
- научить извлекать звук на инструментах ударной группы (ложки, трещотки, бубен, треугольник
и др.)
- научить правилам правила посадки и постановки рук, ног, корпуса при игре на инструментах
- научить основным приёмам игры на балалайке (извлечение звука): щипок, пиццикато,
арпеджиато, бряцание.
- научить выразительно исполнять несложные музыкальные пьесы из репертуара ансамбля для
первого и второго года обучения.
Базовый уровень (3- 4 год обучения)
Воспитательные
- воспитывать самостоятельность и умение ориентироваться в современном исполнительском
искусстве, выбирая лучшие его образцы,
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и интерес к занятиям,
- воспитать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,
- воспитывать нравственные качества личности и культуру поведения в обществе
Развивающие
- развивать навыки игры в ансамбле: слышать звучание ансамбля, одновременно слушать себя и
игру всех участников ансамбля,
- развивать звуковысотный, ритмический, интонационный, гармонический слух,
- развивать беглость пальцев, аппликатурную дисциплину,
- развивать самостоятельность при решении различных исполнительских задач: нахождение
удобной и правильной аппликатуры, работа над звуком, фразой,

- совершенствовать исполнительский аппарат и самоконтроль при исполнении музыкальных
пьес/произведений,
- развивать самостоятельность в поиске необходимых знаний;
- развивать эмоциональную сферу (эстетические чувства и переживания),
- развивать способности к проектной деятельности.
Образовательные
- научить игре на музыкальных инструментах, входящих в состав ансамбля и понимать характер
исполняемой музыки,
- совершенствовать технические приемы игре на инструментах и свободно применять их,
- сформировать умения в исполнении произведения на сцене, выполняя поставленные задачи и
цели,
- дать определенные музыкально-теоретические основы: элементарные средства музыкальной
выразительности - динамика звука, акцент, понятие о размерах - 2/4, 3/4, 4/4, диссонирующие и
консонирующие интервалы, знаки альтерации, динамические оттенки,
- научить различать мелодию и аккомпанемент, музыкальные жанры: песня, танец, марш,
- научить умению анализировать музыкальные произведения из концертного репертуара,
определять характер и темп.
1.3. Содержание программы
Тематический план
Первый год обучения (стартовый уровень)

№
п/п

Название раздела, темы.

1.

Вводное занятие

2.

3.

Количество часов
Всего

Краткий очерк истории
развития русских народных
инструментов
Основы музыкальной
грамоты

Теория

Формы контроля
Практика

1

1

Собеседование
(индивидуальное и
групповое)

1

1

Опрос
Опрос

6

Слуховой анализ

6

Тестирование
4.

Приемы игры и посадка за
инструментом

6

2

4

Наблюдение

5.

Игра учебнотренировочного материала

6.

Слушание музыки

7.

Работа над произведениями

8.

9.

10.

Приобретение навыков
ансамблевой игры
Лекции, беседы о детской
музыке, о детских
композиторах.
Воспитательные и
культурно-досуговые
мероприятия

ИТОГО:

6

Наблюдение

6

1

Слуховой анализ

1

Опрос
6

6

2

2

Зачетные занятия
Музыкальные композиции.
Зачетные занятия
Тестирование

2

Опрос

2

2

33

Наблюдение

2

13

20

Второй год обучения (стартовый уровень)
№
п./п

Название раздела, темы.

1.

Вводное занятие

2.

3.

В.В. Андреев – основатель
оркестра народных
инструментов
Основы музыкальной
грамоты

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

1

Собеседование
(индивидуальное и
групповое)

1

1

Опрос
Опрос

6

Тестирование

6

Слуховой анализ
4.

Приемы игры и посадка за
инструментом

6

5.

Игра учебнотренировочного материала 6

6.

Слушание музыки

7.

Работа над
произведениями

1

2

4
6

Наблюдение.

Наблюдение

Слуховой анализ

1

Опрос.
7

7

Зачетные занятия

8.

Освоение навыков
ансамблевой игры

2

2

Музыкальные
композиции.
Зачетные занятия

9.

10.

Лекции, беседы о русской
народной музыке, о
детских композиторах
Воспитательные и
культурно-досуговые
мероприятия

ИТОГО:

Опрос.
2

2

34

Тестирование

2

2

13

Наблюдение

21

Третий год обучения (базовый уровень)
№
п./п

Название раздела, темы.

1.

Вводное занятие

2.

Основы музыкальной
грамоты

Количество часов
Всего

Теория

1

1

Формы контроля

Практика
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Опрос

1

Тестирование

1

Слуховой анализ
3.

Игра учебнотренировочного
материала, приёмы игры

4.

Слушание музыки

5.

Работа над
произведениями

6

6

6

2

Наблюдение

4

Слуховой анализ
Опрос.

6
6

Занятие-конкурс.
Участие в конкурсах и
концертах.

6

Репетиционнопостановочная работа
3

Творческие
постановочные работы.
Занятие-конкурс.

3

Участие в конкурсах и
концертах.
7.

Беседы, творческие
встречи, посещение
концертов.

Опрос.
7

7

Тестирование

Наблюдение

8.

Концертноисполнительская
деятельность

2

Участие в конкурсах,
фестивалях, концертах.
Отчетный концерт

2

Открытые занятия
9.

Воспитательные и
культурно-досуговые
мероприятия

ИТОГО:

Наблюдение

2

2

34

13

21

Четвертый год обучения (базовый уровень)

№
п./п

Название раздела, темы.

1.

Вводное занятие

2.

Основы музыкальной
грамоты

Количество часов
Всего

Теория

1

1

Формы контроля
Практика
Собеседование
(индивидуальное и
групповое)
Опрос

1

Тестирование

1

Слуховой анализ
3.

4.

5.

Игра учебнотренировочного
материала, приёмы игры

6

6

6

2

Наблюдение

Слушание музыки

Работа над музыкальными
произведениями

4

Слуховой анализ
Опрос.

6
6

Занятие-конкурс.
Участие в конкурсах и
концертах.

6.

Репетиционнопостановочная работа
3

3

Творческие
постановочные работы.
Занятие-конкурс.
Участие в конкурсах и
концертах.

7.

Беседы, творческие
встречи, посещение
концертов.

Опрос.
7

7

Тестирование
Наблюдение

8.

9.

Концертноисполнительская
деятельность

2

Воспитательные и
культурно-досуговые
мероприятия

2

2

34

13

ИТОГО:

2

Участие в фестивалях,
конкурсах, концертах

Наблюдение
21

Содержание учебного плана.
Первый год обучения (стартовый уровень)

Тема №1: Вводное занятие
(теория)
Встреча с детьми. Постановка целей и задач на год. Инструктаж по технике безопасности и
правилам дорожного движения. Знакомство с работой коллектива ансамбля, с планом работы на
текущий год. Расписание занятий. Правила поведения и требования к учащимся в объединении.
Формы контроля: собеседование (индивидуальное и групповое)

Тема №2:История развития русских народных инструментов (балалайки, домры, баяны и т.д.)
(теория)
Краткий очерк истории игры на инструментах. Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций,
видео, аудио записей.
Формы контроля: Опрос.

Тема №3: Основы музыкальной грамоты
(теория)
Эта тема требует индивидуальной работы.
Звук. Музыкальная система. Звукоряд. Звуки звукоряда. Паузы.
Для освоения этой темы используются наглядные средства, музыкальные инструменты, пение,
слуховой анализ. Эта тема излагается в форме беседы.
Формы контроля: игровые занятия на повторение теоретических понятий. Опрос.

Тема №4: Приемы игры и посадка за инструментом

(практика, теория)
Эта тема требует индивидуальной работы. Индивидуальная работа позволяет вносить коррективы
и уделить внимание каждому ребенку.
Краткие сведения: устройство инструментов, хранение музыкальных инструментов, основные
приёмы звукоизвлечения на балалайке: щипок, пиццикато, арпеджато. Строение ударных
инструментов (ложки). Простые приёмы игры на ложках: ладушки, простой удар.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.
Практические занятия.

Тема №5: Игра учебно-тренировочного материала
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Игра упражнений для развития рук, учебно-тренировочный материал на разучивание основных
приёмов звукоизвлечения: простые приёмы игры на ложках.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий.
Формы контроля: Опрос. Практические занятия.

Тема №6: Слушание музыки
(теория)
Прослушивание русских народных, детских песен и танцевальных мелодий.
Тема дается в виде прослушивания и просмотра видео, аудио записей.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.

Тема №7: Работа над произведениями
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Разучивание пьес из репертуара ансамбля для первого года обучения. Работа над текстом.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий, нотного материала.
Формы контроля:Опрос. Практические занятия. Игра пьес.

Тема №8: Приобретение навыков ансамблевой игры

(практика)
Игра пьес в ансамбле: работа над звуком, темпом, характером изучаемых произведений.
Вступление и снятие звука, слаженная и уравновешенная игра в унисон, единство приёмов
звукоизвлечения.
Обучение проходит в форме практического занятия.
Формы контроля: Практические занятия. Игра пьес.

Тема №9: Лекции, беседы о русской народной музыке, о детских композиторах.
(теория)
Лекции, беседы о русской народной музыке, Д.Б. Кабалевский о музыке.
Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций.
Формы контроля: Игровые занятия на повторение теоретических понятий.

Тема №10: Воспитательные и культурно-досуговые мероприятия
Беседа. Презентация. Видеозанятие. Комбинированное занятие. Занятие – праздник. Занятие –
экскурсия.
Формы контроля: наблюдение.

Второй год обучения (стартовый уровень)

Тема №1: Вводное занятие
(теория)
Встреча с детьми. Постановка целей и задач на год. Инструктаж по технике безопасности и
правилам дорожного движения. Знакомство с планом работы на текущий год. Расписание занятий.
Правила поведения и требования к учащимся в объединении.
Формы контроля: собеседование (индивидуальное и групповое)

Тема №2: В.В. Андреев – основатель оркестра русских народных инструментов.
(теория)
Первый оркестр русских народных инструментов в России.
Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций.
Формы контроля: Опрос.

Тема №3: Основы музыкальной грамоты
(теория)

Эта тема требует индивидуальной работы.
Звук и его свойства. Качество звука. Музыкальный диапазон. Октава. Регистр: высокий, средний,
низкий. Ноты. Нотный стан. Ключи. Нотное обозначение длительности звуков. Паузы.
Продолжительность пауз. Период. Предложение.
Для освоения этой темы используются наглядные средства, музыкальные инструменты, пение,
слуховой анализ. Эта тема излагается в форме беседы.
Формы контроля: игровые занятия на повторение теоретических понятий. Опрос.

Тема №4: Приемы игры и посадка за инструментом
(практика)
Эта тема требует индивидуальной работы. Индивидуальная работа позволяет вносить коррективы
и уделить внимание каждому ребенку.
Качество инструментов, хранение и уход за ними. Подготовка инструментов к занятиям. Посадка
и положение рук при игре на музыкальных инструментах. Приёмы звукоизвлечения на балалайке:
пиццикато, арпеджато, бряцание. Посадка и постановка рук при исполнении на ложках. Приём
игры - «двойной удар».
Тема излагается в форме рассказа с применением наглядных средств (музыкальный инструмент,
стенды). Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением
наглядных пособий.
Формы контроля: Практические занятия. Опрос.

Тема №5: Игра учебно-тренировочного материала
(практика.)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Игра упражнений на балалайках и на ложках основными приёмами звукоизвлечения: пиццикато,
арпеджато, бряцание, «двойной удар».
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий.
Формы контроля: Практические занятия. Опрос.

Тема №6: Слушание музыки
(теория)
Прослушивание детских народных мелодий и определение в них диапазона звучания, пауз,
периода и предложения.
Тема дается в виде прослушивания и просмотра видео, аудио записей.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.

Тема №7: Работа над произведениями
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Разучивание пьес из репертуара ансамбля для второго года обучения. Работа над текстом.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий, нотного материала.
Формы контроля: Практические занятия. Игра пьес.

Тема №8: Освоение навыков ансамблевой игры
(практика)
Игра пьес в ансамбле: работа над звуком, темпом, характером изучаемых произведений.
Вступление и снятие звука, слаженная и уравновешенная игра в унисон, единство приёмов
звукоизвлечения.
Обучение проходит в форме практического занятия.
Формы контроля: Практические занятия.

Тема №9: Лекции, беседы о песенной и танцевальной музыке разных народов.
(теория)
Лекции, беседы о детских национальных песнях, танцевальных мелодий народов зарубежных
стран Знакомство с музыкальной стилистикой, присущей этим народам.
Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций, виде, аудио записей.
Формы контроля: занятия на повторение теоретических понятий.

Тема №10: Воспитательные и культурно-досуговые мероприятия
Беседа. Презентация. Видеозанятие. Комбинированное занятие. Занятие – праздник. Занятие –
экскурсия.
Формы контроля: наблюдение

Третий год обучения (базовый уровень)

Тема №1: Вводное занятие
(теория)
Встреча с детьми. Постановка целей и задач на год. Инструктаж по технике безопасности и
правилам дорожного движения. Знакомство с планом работы на текущий год. Расписание занятий.

Формы контроля: собеседование (индивидуальное и групповое)

Тема №2: Основы музыкальной грамоты
(теория, практика)
Эта тема требует индивидуальной работы.
Нотный стан. Ключи. Такт. Тактовая черта. Длительности звуков, пауз. Тон. Полутон. Акцент.
Метр. Ритм. Ритмический рисунок. Темп. Лад. Мажор. Минор. Тоника. Мотив. Фраза.
Предложение. Характер мелодии. Музыкальные жанры: танец, песня, марш.
Для освоения этой темы используются наглядные средства, музыкальные инструменты, пение,
слуховой анализ. Эта тема излагается в форме беседы.
Формы контроля: Игровые занятия на повторение теоретических понятий. Опрос.

Тема №3: Игра учебно-тренировочного материала, приёмы игры
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Приёмы звукоизвлечения: пиццикато, арпеджато, бряцание. Позиции. Аппликатура в первой
позиции. Строение ударных инструментов: ксилофон, колокольчики, бубенцы, треугольник,
трещотки, ложки и приёмы игры на них. Приёмы игры и строение духовых инструментов:
свистульки, примитивные музыкальные духовые инструменты. Баянная группа совершенствование исполнительского аппарата, аппликатурная дисциплина. Игра учебнотренировочного материала. Исполнение несложных ритмических рисунков.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы. Практические
занятия.

Тема №4: Слушание музыки
(теория)
Прослушивание мелодий различных народов. Нахождение в них мотива, фразы, предложения.
Определение характера мелодий (радостный, грустный, спокойный, оживлённый). Определение
музыкального жанра (песня, танец, марш).
Тема дается в виде прослушивания и просмотра видео, аудио записей.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.

Тема №5: Работа над произведениями
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.

Разучивание пьес из репертуара ансамбля для третьего года обучения. Работа над текстом, темпом,
ритмом, характером. Игра пьес в ансамбле: слушать звучание ансамбля (одновременно слышать
себя и игру всех участников) - развитие звуковысотного, интонационного, ритмического и
гармонического слуха.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий, нотного материала.
Формы контроля: Практические занятия. Игра пьес. Занятия на повторение и обобщение после
прохождения темы. Занятие-конкурс. Участие в конкурсах и концертах.

Тема №6: Репетиционно-постановочная работа.
( практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Подготовка музыкальных номеров к концертным выступлениям.
При работе пьес с ложками и другими ударными инструментами ведётся работа по степени
сложности. Разучивание более простых движений, отслеживается чистота ритмических рисунков.
Проверятся соответствие музыки, замысла, рисунка музыкального номера. В связках добивается
полная ансамблевость, синхронность. Работа с солистами вводится параллельно с общими
репетициями. Отработка поставленного номера. Работа над содержанием атмосферы,
эмоциональностью, манерой исполнения, образностью. Сводные репетиции.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядности.
Формы контроля: Практическое занятие методом показа, с применением наглядности.

Тема №7: Беседы, творческие встречи, посещение концертов.
(практика)
Творческие встречи с педагогами и учащимися музыкальных школ и музыкального училища,
посещение концертов.
(теория)
Беседы о творчестве композиторов, о музыкальных жанрах.
Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций, виде, аудио записей.
Формы контроля: Опрос. Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.

Тема №8: Концертно-исполнительская деятельность
(практика)
Участие в фестивалях, конкурсах, концертах.
Формы контроля: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах.

Тема №9: Воспитательные и культурно-досуговые мероприятия

Видеозанятие. Комбинированное занятие. Занятие – праздник, посиделки. Занятие – зкскурсия,
музыкальная гостиная, занятие - путешествие; занятие – игра. Занятие - творческий отчет; занятие
– концерт, открытое занятие.
Формы контроля: наблюдение.

Четвёртый год обучения (базовый уровень)

Тема №1: Вводное занятие
(теория.)
Встреча с детьми. Постановка целей и задач на год. Инструктаж по технике безопасности и
правилам дорожного движения. Знакомство с планом работы на текущий год. Расписание занятий.
Формы контроля: собеседование (индивидуальное и групповое)

Тема №2: Основы музыкальной грамоты
(теория)
Эта тема требует индивидуальной работы.
Элементарные средства музыкальной выразительности: тембр, длительность, высота звука, темп,
динамика. Взаимосвязь выразительных средств. Размер 2/4, 3/4, 4/4. Диссонирующие,
конссонирующие интервалы. Знаки альтерации. Динамические оттенки. Построение музыкальной
речи. Характер. Жанр (танец, песня, марш, вальс). Мелодия и аккомпанемент.
Для освоения этой темы используются наглядные средства, музыкальные инструменты, пение,
слуховой анализ. Эта тема излагается в форме беседы.
Формы контроля: Игровые занятия на повторение теоретических понятий. Опрос.

Тема №3: Игра учебно-тренировочного материала, приёмы игры
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Основные приёмы звукоизвлечения: дробь, аккорды. Строение басовых инструментов и основные
приёмы игры: удар, тремоло, щипок. Строение духовых инструментов: кугиклы, блок-флейта и
приёмы игры на них. Строение ударных инструментов: колокола, металлофон, бубен, коробочка.
Исполнение усложнённых ритмических рисунков. Вторая позиция. Постановка пальцев во второй
позиции. Аппликатура. Совершенствование исполнительского аппарата: развитие беглости
пальцев, аппликатурная дисциплина.
Тема излагается в форме показа, с применением наглядных средств (музыкальный инструмент).
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы. Практические
занятия.

Тема №4: Слушание музыки

(теория)
Известные исполнители на народных инструментах. Анализ музыкальных произведений из
концертного репертуара ансамбля: характер, темп, сведения о композиторах.
Тема дается в виде прослушивания и просмотра видео, аудио записей.
Формы контроля: Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы.

Тема №5: Работа над произведениями
(практика)
Эта тема требует сочетания групповой, индивидуальной работы и работы в ансамбле.
Индивидуальная работа позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Разучивание пьес из репертуара ансамбля для четвёртого года обучения. Работа над текстом,
темпом, ритмом, характером, умение слушать исполняемое произведение от начала до конца.
Выразительно играть на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.
Исполнение более сложных произведений из концертного репертуара ансамбля.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядных
пособий, нотного материала.
Формы контроля: Практические занятия. Опрос. Игра пьес. Занятия на повторение и обобщение
после прохождения темы. Занятие-конкурс. Участие в конкурсах и концертах.

Тема №6: Репетиционно-постановочная работа.
( практика)
Эта тема требует сочетания групповой и индивидуальной работы. Индивидуальная работа
позволяет вносить коррективы и уделить внимание каждому ребенку.
Подготовка музыкальных номеров к концертным выступлениям.
При работе пьес с ложками и другими ударными инструментами ведётся работа по степени
сложности. Разучивание более простых движений, отслеживается чистота ритмических рисунков.
Проверятся соответствие музыки, замысла, рисунка музыкального номера. В связках добивается
полная ансамблевость, синхронность. Работа с солистами вводится параллельно с общими
репетициями. Отработка поставленного номера. Работа над содержанием атмосферы,
эмоциональностью, манерой исполнения, образностью. Сводные репетиции.
Обучение проходит в форме практического занятия, методом показа, с применением наглядности.
Формы контроля: Практические занятия. Занятие-конкурс. Участие в конкурсах и концертах.

Тема №7: Беседы, творческие встречи, посещение концертов.
(теория)
Беседы о творчестве композиторов, известных исполнителях на народных инструментах: И.Е.
Хандошкин, А. Шалов, О. Глухов и др.
Тема дается в виде лекции с показом иллюстраций, виде, аудио записей.
(практика)

Творческие встречи с педагогами и учащимися музыкальных школ и музыкального училища,
посещение концертов.
Формы контроля: Опрос. Занятия на повторение и обобщение после прохождения темы викторины, составление музыкальных кроссвордов и т.д.

Тема №8: Концертно-исполнительская деятельность
(практика)
Участие в фестивалях, конкурсах, концертах.
Формы контроля: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах

Тема №9: Воспитательные и культурно-досуговые мероприятия
Видеозанятие. Комбинированное занятие. Занятие – праздник, посиделки. Занятие – зкскурсия,
музыкальная гостиная, занятие - путешествие; занятие – игра. Занятие - творческий отчет; занятие
– концерт, открытое занятие.
Формы контроля: наблюдение.

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения данной программы отслеживаются по трём компонентам:
предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамическую картину
творческого развития обучающегося.

Стартовый уровень 1-2 год
Предметные результаты
Знают
базовые сведения о народных инструментах: устройство балалайки, устройство инструментов
ударной группы ансамбля,
основные понятия теории музыки: музыкальный звук и его свойства, качество звука, музыкальная
система, звукоряд, названия звуков, ноты, нотный стан, ключи, нотное обозначение длительности
звуков, паузы, продолжительность пауз, октава, диапазон, регистр, период, предложение.
правила посадки и постановки рук, ног, корпуса при игре на инструментах, элементарную
организацию движения рук при игре на инструментах струнной и ударной группы.
Умеют
извлекать звук на балалайке основными приёмами игры: щипок, пиццикато, арпеджиато,
бряцание.
извлекать звук на инструментах ударной группы (на двух ложках): простые удары, двойной удар;
(трещотки, бубен, треугольник и др.)

выразительно исполнять несложные музыкальные пьесы из репертуара ансамбля для первого и
второго года обучения.

Метапредметные результаты
Умеют творчески подходить к выполнению заданий.
Развит творческий потенциал через реализацию собственных навыков.
Развиты умения ставить цель и планировать процесс ее выполнения.
Развиты основные оркестровые навыки: вступление и снятие звука, слаженная и уравновешенная
игра в унисон, единство приёмов звукоизвлечения.

Личностные результаты
Имеют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к обучению, эмоциональную
отзывчивость к окружающему миру.
Проявляют учебно-познавательный интерес к новому предметному материалу.
Имеют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Знают основные моральные нормы и ориентированы на их выполнение.

Базовый уровень (3- 4 год)
Предметные результаты
Опираясь на базовые знания, умения и навыки, приобретённые на стартовом уровне обучения,
углубляя и совершенствуя их, обучающиеся:
Знают
музыкально-теоретические основы: элементарные средства музыкальной выразительности динамика звука, акцент, понятие о размерах - 2/4, 3/4, 4/4, диссонирующие и консонирующие
интервалы, знаки альтерации, динамические оттенки.
музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Умеют
различать мелодию и аккомпанемент.
играть на музыкальных инструментах, входящих в состав ансамбля и понимают характер
исполняемой музыки.
выразительно исполнять более сложные произведения концертного репертуара
анализировать музыкальные произведения из концертного репертуара и определять в них
характер и темп.
исполнять произведение на сцене, выполняя поставленные задачи и цели.
Владеют
техническими приемами игры и свободно применяют их.
техническими приемами игры в ансамблевом звучании

Метапредметные результаты
Развиты основные музыкальные способности: ритм, память, звуковысотный, ритмический,
интонационный, гармонический слух,
Развита техника исполнения музыкальных произведений.
Развит исполнительский аппарат: беглость пальцев, аппликатурную дисциплину.
Умеют самостоятельно работать над звуком, фразой, осуществляя самоконтроль при исполнении
пьес.
Умеют самостоятельно добывать необходимые знания; делать анализ исполненного произведения.
Развиты навыки игры в ансамбле ( слышать звучание ансамбля, одновременно слушать себя и
игру всех участников ансамбля).
Развиты способности к проектной деятельности.

Личностные результаты
Сформирована положительная мотивация к учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы.
Сформированы потребность самостоятельного слушания музыки и умение ориентироваться в
современном исполнительском искусстве, выбирая лучшие его образцы.
Владеют основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России.

Система отслеживания результатов представлена в диагностике освоения программы и этапах
контроля.
Этапы педагогического контроля

№

Вид контроля

Форма контроля

Дата

Контролируемые
результаты

Вводный контроль

Анкета

Входная
диагностика

Тестирование

2.

Текущий контроль

Наблюдение

ежедневно

3.

Тематический
контроль

Зачетные занятия

ежедневно

Знания, умения,
навыки по
теме/разделу,
понятийный словарь.

4.

Обобщающий
контроль

Творческие
постановочные работы

ежемесячно

Уровень усвоения
программного

1.

сентябрь

Слуховой анализ

материала
5.

Промежуточный
контроль

Тестовые задания,
музыкальные
композиции.

январь

Диагностика освоения
программы

май

Диагностика освоения
программы

Открытые занятия
Анкетирование
6.

Итоговый контроль

Отчетный концерт
Участие в
конкурсах/мероприяти
ях социального
характера.

Эффективными и педагогически целесообразными при реализации данной программы являются
следующие формы организации учебных занятий:
Учебное занятие (традиционная форма).
Открытое занятие дает возможность обучающимся продемонстрировать родителям, педагогам или
другим учащимся свои достижения;
Творческая встреча – посещение концертов музыкальных коллективов города или же приглашение
других педагогов (музыкантов, концертмейстеров и др. ) на занятие.
Мастер-класс – это форма учебного процесса, при которой происходит передача практического
опыта от преподавателя к ученикам. Выбирается тема, выделяется актуальная проблема,
объясняется теория и даются практические упражнения на закрепление теории, тем самым,
формируется полезный навык, который можно повторно применить после завершения занятия.
Класс-концерт – возможность исполнения музыкальных этюдов, рабочих комбинаций или
готовых номеров для родителей или группы детей. Класс-концерт требует технической
подготовленности, дисциплинированности, дает возможность проверить свои технические навыки
и внутреннее спокойствие перед участием в конкурсах.
Интегрированное занятие - занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности
определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком
информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Организация образовательного процесса основана на использовании следующих форм:
индивидуальная, групповая, сводные репетиции.
При организации учебного процесса с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий используются следующие формы занятий:
1. Видеозанятие–созданная преподавателем версия занятия в формате видеозаписи. Видеозанятие
включает: введение нового материала, аудио и видео иллюстрации, пояснения и рекомендации по
выполнению тех или иных заданий, которые затем направляются обучающимся.
2.Занятие-конференция – занятие в реальном времени с возможностью видео коммуникаций
преподавателя и группы учащихся. Занятие - конференция позволяет наиболее полно
воспроизвести аудиторное занятие. Формат конференции предусматривает взаимодействие
педагога со всей группой обучающихся в реальном времени.

3. Занятие-вебинар – занятие в реальном времени для группы обучающихся; ведущим вебинара
является педагог, коммуникации с обучающимися могут осуществляться на различном уровне, в
зависимости от заложенного в «вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат –
до возможностей конференции. Занятие -вебинар наиболее продуктивно в ситуации введения
нового материала. Активность обучающихся при проведении занятия-вебинара может быть
ограничена и возможна только через чат-общение. В таком случае для осуществления вебинарного
занятия преподавателю необходимо подготовить подробную презентацию.
4. Индивидуальное занятие – занятие с обучающимся в реальном времени. Индивидуальное
занятие в условиях дистанционного обучения – это видео общение педагога и обучающегося.
Индивидуальное занятие в режиме дистанционного занятия проводится в соответствии с учебным
планом. Индивидуальный формат занятия может использоваться и в других случаях, когда для
отдельных обучающихся необходимы индивидуальные консультации (собеседования),
осуществление контроля и оценки.
5. Организация и сопровождение самостоятельной работы обучающихся как отдельная форма
организованного взаимодействия – это совместная деятельность педагога и ученика, основанная
на обмене информации; применяется при наличии минимальных технических возможностей
участников образовательных отношений: электронная почта, платформы viber, Whatsapp,
ВКонтакте, sms-сообщения.
6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных форматах в установленный
для обучающегося промежуток времени и по установленному расписанию.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. «Культура РФ»: Портал культурного наследия России: нематериальное культурное наследие.
URL: http://www.culture.ru/tradition
2. Вестник этномузыколога. URL: http://www.ethnomusicology.ru/
3. Виртуальная библиотека по антропологии. URL: http://kogni.ru/forum/ Свобод. На рус. яз.
4. Национальный электронный звуковой депозитарий (НЭЗД). URL: http://nezd.ru/
5. Проект Раско «Славянская этнолингвистика»: Комиссия по этнолингвистике при
Международном комитете славистов. URL: http://www.rastko.rs/projekti/etnoling/delo/12482/
6. Свод русского фольклора: Былины. Звуковой аналог. URL: http://zvukbyliny.pushkinskijdom.ru/
7. Фольклор и постфольклор: структуры, типология, семиотика.
URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/
8. Фольклор народов мира. URL: http://folkler.ru/
9. Фольклорно-информационный портал «Фолкинфо». URL: http://www.folkinfo.ru/
10. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор». URL: http://febweb.ru/
11. Центр изучения традиционной культуры Европейского Севера. URL: http://folk.pomorsu.ru/
12. Электронная библиотека Института славяноведения РАН. URL: http://www.inslav.ru/resursy
13. Электронная библиотечная система «КнигаФонд». URL: http://www.knigafund.ru/
14. Электронный каталог объектов нематериального культурного наследия народов России.
URL: http://www.rusfolknasledie.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».