РП внеурочной деятельности Функциональная грамотность

MиIII4сTЕPсTBo ПPo CBЕ,щЕнLIя Po с CиЙскoЙ ошдЕPAциpI

MинистеpсTBo oбpaзoвaния opeнбypгскoй oблaсти
Чaстнoе oбщеoбpaзoBaTеЛЬHoеyЧpеждrниe
,'Cpедняя oбщеобpaЗoBaTrЛьнaя-*o,,u ''PeкopД'' г. Opскa Opенбypгскoй oблaсти''

CoГЛACoBA}Io

PACCМoTPЕ,нo

Ha Зaсе.цaнииМeToДическoГo
oбъединеНИИУЧv|Tелей
нaчzUIЬнЬIxкJIaссoB

нa Пr.цaгoгиЧескoМ
coBrTr

пpoтoкoJlN,l_
oт <<
o26>>Dd

пpoToкoJIlrtъ ,/
2О23t.
oт <>оd

202Зr.

PAБOЧAя ПPOгPAMMA

(rD 4r2s84)
кypсa BнеypoЧнoй .цеятeЛЬнoсTи <<ФyнкциoнaЛЬнaя гpaмoтHoсTЬ))

дпя oбуraloщиxся 1.4 клaссoв

г. opск 2a23т.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
требования к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» «Функциональная грамотность»
составлена на основе авторского курса программы «Функциональная граммотность»
для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали
кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов
преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Человек должен быть
функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень
знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности
в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении
образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности
состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность
и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ
жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих
поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать
новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к
изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В условиях активных
социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока
информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку
необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной,
бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения
информации, то есть быть информационно грамотной личностью. Требования
стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось
понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность
человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как
способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и
осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность
есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное
функционирование личности в системе социальных отношений, который считается
минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в
конкретной культурной среде. Основы функциональной грамотности закладываются в
начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой

деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
В программу предметного курса «Функциональная грамотность» включены:4 блока:
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Читательская
грамотность» и «Естественно - научная грамотность». В каждом классе на изучения
одного блока отводится 1 четверть: I четверть – Читательская грамотность; II четверть
– Финансовая грамотность; III четверть – Естественнонаучная грамотность;IV четверть
– Математическая грамотность. Программа предполагает поэтапное развитие
различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 1-4 классах
обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного
содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на
бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по
оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте
(семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Общее число часов, отведённых на изучение предметного курса «Функциональная
грамотность», – 135 (1 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе — 33 ч, во 2—4
классах — по 34 ч.
Форма организации курса внеурочной деятельности - практические занятия.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОСТНОСТЬ"
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Цель: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Математическая грамотность»,
«Читательская грамотность», «Естественно – научная грамотность», «Финансовая
грамотность»
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей. Развитие знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника
чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование
у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в
котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно – научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего
мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.

1. Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление
текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение
таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бес- платные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество,
стоимость.
Естественнонаучная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль
и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение
2 класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и
«научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и
научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность нахождение значений матема- тических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их
значений. Со- став чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм,
календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение
геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности,
периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественнонаучная грамотность наблюдения и простейшие эксперименты с

яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы,
перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основ- ная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественнонаучная грамотность: особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш,
клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи
на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию про- читанного текста, лексическое значение слов;
личностная оценка прочитанного.
Естественнонаучная грамотность: томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение
плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование
и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотвори- тельный фонд.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение
размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметныйкурс на уровне начального общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося
будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный
жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с
использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и
чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием
недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства
общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)

образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске
дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное
отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря

примерам из художественных произведений), ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при
обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и

самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению
русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предметного курса «Функциональная грамотность» в
начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа

над проектами и исследования;
— использовать

различные способы
представления информации;

поиска,

сбора,

обработки,

анализа

и

— овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,

установления аналогий и причинно- следственных
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

связей,

построения

— использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже знакомого;
— делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке

информации;
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,

свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
— преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового

объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее

подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному

плану
несложное
лингвистическое
мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать

выводы и подкреплять их доказательствами на основе

результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации,
сравнения, исследования);
— формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного

языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в

аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения

запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде

информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или

на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к
словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,

законных представителей) правила информационной безопасности при поиске
информации в Интернете;
— анализировать

и создавать текстовую, видео,
информацию в соответствии с учебной задачей;

графическую,

звуковую

— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,

схем; самостоятельно создавать
лингвистической информации.

схемы,

таблицы

для

представления

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные
универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в

соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила

ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументировано высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и

групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту

выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,

объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с

учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на
основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по

её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
— проявлять

готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
— использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их
количественных и пространственных отношений;
— овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки

результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов;
— уметь выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать,
распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами,
схемами, графиками диаграммами, цепочками, представлять;
— анализировать и интерпретировать данные;
— приобрести первоначальные навыки работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме);
— способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разных
контекстах;
— способность проводить математические рассуждения;
— способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
— способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
— понимание и правильное использование экономических терминов;
— представление о роли денег в семье и обществе;
— умение характеризовать виды и функции денег;
— умение рассчитывать доходы и расходы и сопоставлять простой семейный бюджет;
— определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их

решения;
— проведение элементарных финансовых расчётов;
— что изучает экономика;
— что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их удовлетворения;
— отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
— для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
— что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные,

деньги разных стран;
— что такое маркетинг.

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
— способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и

заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания
и возможности, участвовать в социальной жизни;
— знать правила пользования библиотекой;

— знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,

аннотация, послесловие, форзац);
— уметь

самостоятельно определять жанр книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы и
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач научнопопулярную литературу, периодические издания для младших школьников;

— знать основные этапы развития

книжного дела, исторический
процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

— понимать значение терминов, определенных программой;
— знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информациив

соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
— овладеть методами аналитико–синтетической переработки информации;
— изучать и практически

использовать
технологии
подготовки
и оформления результатов самостоятельной учебной и
познавательной работы; ориентироваться в информационной среде библиотеки и
Интернета,

— уметь критически оценить и обработать найденную информацию;
— уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
— способность

осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных
доказательствах выводов;

— способность

понимать основные
человеческого познания;

особенности

естествознания

как

формы

— осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
— осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,

измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном
пространстве);
— развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в

окружающем мире;
— оценивать

правильность

поведения

людей

в

природе,

быту.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Контроль
Все
ные
го
работы

Читательская
грамотность

1

2

11

Финансовая
грамотность

9

Практиче
ские
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/
Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciyakursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vyak-na-temu-dozhdevye-chervi3-klass- 88519.html
Уроки для начальной школы
от «Кирилл и Мефодий» и
презентации уроков
http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/oly
mp/finance/ Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-kursu- funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3klass- 6188522.html
Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshae
m- logicheskie-zadachi-1-4klass/ 6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная
доска, ком- пьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/4
7-2-2 Образовательная
соцсеть
nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodichesk aya-kopilkakombinatornye-logicheskie-i
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost/

Естественнон
аучная
грамотность

3

8

Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciyakursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vyak-na-temu-dozhdevye-chervi3-klass- 88519.html
Уроки для начальной школы
от «Кирилл и Мефодий» и
презентации уроков
http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/oly
mp/finance/ Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-kursu- funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3klass- 6188522.html
Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshae
m- logicheskie-zadachi-1-4klass/ 6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная
доска, ком- пьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/4
7-2-2 Образовательная
соцсеть
nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodichesk aya-kopilkakombinatornye-logicheskie-i
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchna
ya-gramotnost/
Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciyakursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vyak-na-temu-dozhdevye-chervi3-klass- 88519.html
Уроки для начальной школы
от «Кирилл и Мефодий» и
презентации уроков
http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp

Математическая
грамотность

4

6

Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/oly
mp/finance/ Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-kursu- funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3klass- 6188522.html
Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshae
m- logicheskie-zadachi-1-4klass/ 6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная
доска, ком- пьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/4
7-2-2 Образовательная
соцсеть
nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodichesk aya-kopilkakombinatornye-logicheskie-i
: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/matematicheskayagramotnost/
Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciyakursu-funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vyak-na-temu-dozhdevye-chervi3-klass- 88519.html
Уроки для начальной школы
от «Кирилл и Мефодий» и
презентации уроков
http://kmschool.ru/r1/Nachalka.asp
Учи. Ру
https://olympiads.uchi.ru/oly
mp/finance/ Инфоурок
https://infourok.ru/prezentaciy
a-po-kursu- funkcionalnayagramotnost-avtor-m-vburyak-na-temu-kalcij-3klass- 6188522.html
Математическая мастерская
https://www.klass39.ru/reshae
m- logicheskie-zadachi-1-4-

klass/ 6)Учительский портал:
Представлены уроки, тесты,
презентации, внеклассные
мероприятия, интерактивная
доска, ком- пьютерные
программы
http://www.uchportal.ru/load/4
7-2-2 Образовательная
соцсеть
nsportal
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika/2021/03/20/
metodichesk aya-kopilkakombinatornye-logicheskie-i
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 104 с. - (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 112 с. - (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. - М.: Планета, 2022. - 112 с. - (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А.
Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 116 с. – (Учение с увлечением).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Ф947 Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк,
С.А.Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В.Буряк,
С.А.Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В.Буряк, С.А.Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/
Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskayagramotnost/

Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Глобальные компетенции:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/globalnye-kompetentsii/
Финансовая грамотность:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost/
Креативное мышление:
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/kreativnoe-myshlenie/
Открытые задания PISA:
https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку
заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с
руководством пользователя можно по ссылке:
https://resh.edu.ru/instruction
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
ФГБНУ ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenkiyestestvennonauchnoy-gramotnosti
Лаборатория функциональной грамотности:
https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoygramotnosti/ Вебинар Колесниковой Н.Б., главного редактора
издательства «Просвещение»)
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (платформа РЭШ)

ЦИФРОВЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕРЕСУРСЫИРЕСУРСЫСЕТИИНТЕРНЕТ.
1. Открытый банк заданий на сайте федерального государственного

бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»
2. Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная
школа» (https://fg.resh.edu.ru/).
3.Открытые задания PISAна официальном сайте федерального
государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт качества
образования».
4. Портал ФГБНУ ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».