MиIIисTЕPсTBо
IIP9сBЕ щEHия Po C сиЙскoЙ
ошДЕPAцIIи
MинистepсTBo oбpaзoвaния opeнбypгскoй oблaсти
yЧpежДrние
Чaстнoе oбщеoбpaЗoBaтеЛЬнoe
l'PекopД''
''Cpeдняя oбщеoбpaзoBaTeЛЬHaя
г. opскa Opенбypгской
ЦIкoЛa
oблaсти''
CoГЛACoBAнo
PAссМoTPЕ,нo
нa зaсr.цaHииMеToДическoГo
o бъ е.цинеъ|ИИуЧkITелeй
r сTrсTBеIIнo-ryMaHиTapнoгo
нa Пr.цaГoгическoМ
цикJIa
IIpoToкoЛ Np /
oт <>
_еа
сoBеTe
IIpoToкoл шq /
>>ot
oт <<4Qr
2О2Зr.
202З г.
PAБOЧAЯ IIPOгPANIMA
кypсa BIIeyрoчнoй ДеятеЛЬнoсTI{ <<Пpaктикylu Пo xиM I{и)>
для oбy.raЮщиxся9 клaссoв
г. Opск 2023
Пояснительная записка
Ребенок с рождения окружен различными веществами и должен уметь обращаться с
ними. Знакомство учащихся с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет
раскрыть важнейшие взаимосвязи человека и веществ и среде его обитания. Знакомство детей с
веществами, химическими явлениями начинается еще в раннем детстве. Каждый ребёнок знаком с
названиями применяемых в быту веществ, некоторыми полезными ископаемыми. Однако к началу
изучения химии в 8-м классе познавательные интересы школьников в значительной мере
ослабевают. Последующее изучение химии на уроках для многих учащихся протекает не очень
успешно. Это обусловлено сложностью материала, нерационально спроектированными
программами и формально написанными учебниками по
химии. С целью формирования основ химического мировоззрения и основательной подготовки к
ГИА предназначена программа внеурочной деятельности «Практикум по химии».
Программа модифицирована, составлена на основе программы Габриелян О.С. ,
Остроумов И.Г. «Химия. Вводный курс» и ориентирована на обучающихся 8-9 класса, т.е. того
возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не
хватает. Данная программа составлена по учебным пособиям с подробными инструкциями и
необходимым теоретическим материалом.
Цель: удовлетворить познавательные запросы детей, развивать исследовательский подход к
изучению окружающего мира и умение применять свои знания на практике, расширить знания
учащихся о применении веществ в повседневной жизни, реализовать общекультурный компонент.
Задачи:
Предметные:
Сформировать навыки элементарной исследовательской работы;
Расширить знания учащихся по химии, экологии;
Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
Научить оформлять результаты своей работы.
Метапредметные:
Развить умение проектирования своей деятельности;
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными
источниками информации;
Продолжить развивать творческие способности.
Личностные:
Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного
к природе;
Совершенствовать навыки коллективной работы;
Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их
отношения к людям и
актуальности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год и разбита на модули, общее количество часов - 136.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Практикум по
химии» - элективные занятия.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
Принцип добровольности. К занятиям допускаются все желающие, соответствующие данному
возрасту, на добровольной основе.
Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг
другу во всех начинаниях;
Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в
зависимости от своих возможностей и возраста.
Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни
учащегося.
Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов
и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное
исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы,
которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для
социальной адаптации.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с
запросами и индивидуальными способностями.
В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы деятельности: беседа, игра,
практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс -исследование, коллективные и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, миниконференция, консультация.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок,
проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ,
выполнении творческих, исследовательских заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими
низким или высоким уровнем развития.
Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами,
рисунками. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать
творческие работы, отвечать на вопросы.
Методы и приёмы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать
обучение эффективным и интересным:
сенсорного восприятия (лекции, просмотр видеофильмов, СД);
практические (лабораторные работы, эксперименты);
коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры);
комбинированные (самостоятельная работа учащихся, экскурсии, инсценировки);
проблемный (создание на уроке проблемной ситуации).
Прогнозируемые результаты освоения воспитанниками образовательной программы в обучении:
знание правил техники безопасности при работе с веществами в химическом кабинете;
умение ставить химические эксперименты;
умение выполнять исследовательские работы и защищать их;
сложившиеся представления о будущем профессиональном выборе. в воспитании:
Прогнозируемые
результаты
освоения
воспитанниками
образовательной
программы
в
воспитании:
воспитание трудолюбия, умения работать в коллективе и самостоятельно;
воспитание воли, характера;
воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Педагогические технологии, используемые в обучении:
Личностно-ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому
ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они
предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка,
создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести
нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
Технология творческой деятельности используется для повышения творческой
активности детей.
Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей
наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач,
проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате
происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов
учащихся,
умение
информационном
самостоятельно
пространстве,
конструировать
развитие
коммуникативных и презентационных навыков.
Средства:
свои
критического
знания,
ориентироваться
мышления,
в
формирование
Программное обеспечение;
Интернет технологии;
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление,
выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция.
Ожидаемые результаты.
Личностные:
• осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества);
• испытывать чувство гордости за красоту родной природы, свою малую Родину, страну;
• формулировать самому простые правила поведения в природе;
• осознавать себя гражданином России;
• объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
• искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих
позиций, эстетических и культурных предпочтений;
• уважать иное мнение;
• вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Метапредметные:
В области коммуникативных УУД:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости
отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения.
В области регулятивных УУД:
• определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её
осуществления;
• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;
• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера,
выполнения проекта совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки;
• работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и
дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ);
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением
средств ИКТ.
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и
жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения;
• в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов;
• понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Предметные
• предполагать, какая информация нужна;
• отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением
средств ИКТ.
Содержание программы
1. Модуль «Химия – наука о веществах и их превращениях» - 3часа
Химия или магия? Немного из истории химии. Алхимия. Химия вчера, сегодня, завтра.
Техника безопасности в кабинете химии.
Лабораторное оборудование. Знакомство с раздаточным оборудованием для практических и
лабораторных работ. Посуда, её виды и назначение. Реактивы и их классы. Обращение с кислотами,
щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Выработка навыков безопасной работы.
Демонстрация. Удивительные опыты.
Лабораторная работа. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных
работ.
Л/Р Изучение пламени.
2. Модуль «Вещества вокруг тебя, оглянись!» – 15 часов
Вещество, физические свойства веществ. Отличие чистых веществ от смесей. Способы разделения
смесей.
Вода – многое ли мы о ней знаем? Вода и её свойства. Что необычного в воде? Вода
пресная и морская. Способы очистки воды: отставание, фильтрование, обеззараживание.
Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое
воздействие.
Питьевая сода. Свойства и применение.
Чай, состав, свойства, физиологическое действие на организм человека.
Мыло или мыла? Отличие хозяйственного мыла от туалетного. Щелочной характер
хозяйственного мыла.
Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Надо ли
опасаться жидких моющих средств.
Лосьоны, духи, кремы и прочая парфюмерия. Могут ли представлять опасность
косметические препараты? Можно ли самому изготовить духи?
Многообразие лекарственных веществ. Какие лекарства мы обычно можем встретить в своей
домашней аптечке?
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке.
«Зелёнка» или раствор бриллиантового зелёного. Перекись водорода и гидроперит.
Свойства перекиси водорода.
Аспирин или ацетилсалициловая кислота и его свойства. Опасность при применении
аспирина.
Крахмал, его свойства и применение. Образование крахмала в листьях растений. Глюкоза, ее
свойства и применение.
Маргарин, сливочное и растительное масло, сало. Чего мы о них не знаем? Растительные и
животные масла.
Лабораторная работа 1. Знакомство с оборудованием для практических и лабораторных работ.
Лабораторная работа 2. Свойства веществ. Разделение смеси красителей.
Лабораторная работа 3. Свойства воды.
Практическая работа 1. Очистка воды.
Лабораторная работа 4. Свойства уксусной кислоты.
Лабораторная работа 5. Свойства питьевой соды.
Лабораторная работа 6. Свойства чая.
Лабораторная работа 7. Свойства мыла.
Лабораторная работа 8. Сравнение моющих свойств мыла и СМС.
Лабораторная работа 9. Изготовим духи сами.
Лабораторная работа 10. Необычные свойства таких обычных зелёнки и йода.
Лабораторная работа 11 Получение кислорода из перекиси водорода.
Лабораторная работа 12. Свойства аспирина.
Лабораторная работа 13. Свойства крахмала.
Лабораторная работа 14. Свойства глюкозы.
Лабораторная работа 15. Свойства растительного и сливочного масел.
3. Модуль «Увлекательная химия для экспериментаторов» -13 часов.
Симпатические чернила: назначение, простейшие рецепты. Состав акварельных красок. Правила
обращения с ними.
История мыльных пузырей. Физика мыльных пузырей. Состав школьного мела.
Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах.
Лабораторная работа 16. «Секретные чернила».
Лабораторная работа 17. «Получение акварельных красок».
Лабораторная работа 18. «Мыльные опыты».
Лабораторная работа 19. «Как выбрать школьный мел».
Лабораторная работа 20. «Изготовление школьных мелков».
Лабораторная работа 21. «Определение среды раствора с помощью индикаторов». Лабораторная
работа 22. «Приготовление растительных индикаторов и определение с помощью них рН раствора».
4. Модуль «Что мы узнали о химии?» – 4 часа
Подготовка и защита мини-проектов.
Введение. Роль химии в быту
Тема 1. Химия и строительство: Лесные красители. Как самим приготовить чернила. Всегда
ли удобрения - благо. Способы получения стеклянных изделий. Штукатурка. Шифер.
Кирпич. Песок. Пудра. Мрамор.
Тема 2. Химия на кухне: Что такое вкус. Когда началось приготовление пищи. История очага
и кастрюли. Полезные и вредные продукты. Консерванты. Пищевые красители. Как
обрабатывают мясо. Почему нужен и важен хлеб. Приправы. Молоко. Состав. Скисание
молока. Как правильно варить кашу. На чем лучше жарить.
Тема 3. Химия в промышленности: Драгоценные металлы. Как очистить драгоценные
металлы в домашних условиях. Что такое бензин. Холодильники. Спреи. Аэрозоли. Как
сделать воздух чистым. Производство тканей, одежды. Заводы химической промышленности
Тема 4. Химия и окружающая среда: Химия - польза или вред. Защита проектов, рефератов и
подведение итогов
Раздел 4 Подготовка к ГИА
1. Строение атома. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного
(порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода. Закономерности изменения
свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в Периодической
системе Д.И. Менделеева. Электроотрицательность. Ковалентная химическая связь: неполярная и
полярная.
Ионная связь. Металлическая связь. Химические формулы. Индексы. Валентность.
Степень окисления. Чистые вещества и смеси. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки
химических элементов. Простые и сложные вещества. Относительная
атомная и молекулярная массы. Классификация и номенклатура неорганических
веществ.
2.
Химические
реакции.
Физические
и
химические
явления.
Химические
уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Закон сохранения массы
веществ. Классификация химических реакций по различным
признакам: количеству и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
атомов химических элементов, поглощению или выделению энергии. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
Сущность окислительно-восстановительных реакций.
3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений
Общие химические свойства металлов и неметаллов
Химические свойства простых веществ металлов: щелочных и щёлочноземельных
металлов, алюминия, железа. Химические свойства неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Свойства сложных веществ:
оксидов, оснований, кислот, солей. Получение и химические свойства оксидов (оснόвных,
амфотерных, кислотных). Получение и химические свойства оснований. Химические свойства
амфотерных гидроксидов
алюминия и железа (III). Химические свойства кислот Получение, применение и химические
свойства кислот. Химические свойства солей (средних) Получение и химические свойства солей.
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
4. Экспериментальная химия.
Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической
лаборатории. Способы разделения смесей. Приготовление растворов с определённой массовой
долей растворённого вещества. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Качественные
реакции на ионы в растворе. Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Получение кислорода, водорода, аммиака и углекислого газа, изучение их свойств.
Качественные реакции на газообразные вещества.
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ
Решение экспериментальных задач по темам «Неметаллы IV–VII групп и их соединений»;
«Металлы и их соединения».
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисление массовой доли
химического элемента в веществе Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление количества вещества,
массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции
Вычисление по химическим уравнениям количества, объёма, массы вещества по количеству,
объёму, массе реагентов или продуктов реакции.
5. Химия и жизнь
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций
в повседневной жизни Проблема безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия
Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Тематическое планирование
№ Наименование
п/п разделов и тем
программы
Количество часов
1.1 Химия — наука о
.
веществах и
превращениях.
4
2.1 Вещества
.
и химические
реакции
Целевые приоритеты
воспитания
Электронные (ци
образовательные
- содействовать в ходе
занятий формированию
основных мировоззренческих
идей: материальности мира,
причинно-следственных
связей между явлениями,
развитие в природе и
обществе, познаваемость
мира и его закономерностей;
- воспитание интереса к
предмету, к учению.
https://resh.edu.ru
/main/
Привитие интереса к
изучаемому предмету
-воспитание обязательного
отношения к обучению,
-формирование
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности
https://resh.edu.ru
/main/
всего контрольн практическ
ые работы ие работы
15
0
1
1
14
https://resh.edu.ru
/main/
https://resh.edu.ru
/main/
https://resh.edu.ru
/main/
https://resh.edu.ru
/main
/
https://interneturo
y/8-klass/bpervon
himicheskiepredstavleniyab/h
formula-veschestv
2.2 Химия и
строительство
7
1
0
Привитие интереса к
изучаемому предмету
https://resh.edu.ru
/main/
2.3 Химия на кухне
11
2
0
Привитие интереса к
изучаемому предмету
https://resh.edu.ru
/main/
2.4 Химия в
промышленности
.
9
2
0
Привитие интереса к
изучаемому предмету
https://resh.edu.ru
/main/
3.1 Химия
эксперимента
15
0
7
Воспитание обязательного
отношения к обучению,
-формирование
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности
https://resh.edu.ru
/main/
3.2 Что мы узнали о
химии
7
7
0
Привитие интереса к
изучаемому предмету
https://resh.edu.ru/
main/
Защита проектов
4.1 Вещество Строение
атома.
Периодический
закон и
Периодическая
система
химических
элементов Д.И
17
7
0
Воспитание обязательного
отношения к обучению,
http://www.himon
ZGlyZWN0Lnlhb
zMDY3OzE1Nzk
lsLnJ1Omd1YXJ
83710645230838
4.2 Химические
реакции
10
5
0
Воспитание обязательного
отношения к обучению,
https://interneturo
y/8-klass/bpervon
himicheskiepredstavleniyab/h
formula-veschestv
4.3 Металлы.
Неметаллы.
Основные классы
неорганических
соединений
24
7
0
Воспитание обязательного
отношения к обучению,
https://interneturo
y/8-klass/bpervon
himicheskiepredstavleniyab/h
formula-veschestv
12
4.4 Методы познания
веществ и
химических
явлений.
Экспериментальные
основы химии
4
0
Воспитание обязательного
отношения к обучению,
http://zhannetta.ru
deti/ximiya-v-bitu
Воспитание обязательного
http://www.super
отношения к обучению,
forum
4.5 Химия и жизнь
Итого
5
136
36
22
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://him.1september.ru/ - электронная версия газеты "Химия" приложение к "1 сентября"
http://pedsovet.org/ - Педсовет.org. Живое пространство образования. Интернет-ресурс
содержит теоретические и практические материалы для проведения уроков, внеклассных
мероприятий
http://www.uroki.net/ - UROKI.NET. На страницах этого сайта Вы найдете поурочное и
тематическое планирование, открытые уроки, сценарии школьных праздников классные
часы, методические разработки, конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы и
множество других материалов
http://festival.1september.ru/subjects/4/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".
Разработки уроков по химии
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000755 - Сетевое объединение методистов – это сайт,
предназначенный для методической поддержки учителей-предметников. В нем
размещаются различные материалы по химии: методические разработки уроков,
лабораторные работы, тесты и контрольные работы, олимпиады, видеоопыты, химические
задачи, интернет-учебники по химии и многое другое
http://schools.perm.ru/ - Пермский городской школьный портал. Педагоги на портале
смогут найти разработки уроков и различных мероприятий, а так же последние новости в
сфере образования Пермского края
http://www.alhimik.ru/ - АЛХИМИК. Электронный журнал для преподавателей,
школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для
учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия",
"Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации
http://www.chemistry.narod.ru/ - Мир химии. Содержит химические справочники, историю
создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание
химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии
(ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия,
термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы
Интернета и т.д.
http://hemi.wallst.ru/ - Химия. Образовательный сайт для школьников и студентов.
Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в
обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в
выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений:
таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные
конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения
http://www.college.ru/chemistry/ - Открытый Колледж: Химия. Электронный учебник по
химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды,
биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник
сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач,
представлен большой набор задач для самостоятельного решения
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/ - Органическая химия - учебник для средней школы. В
учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных
классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные
тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в
том числе трехмерных
http://www.informika.ru/text/database/chemy/Rus/chemy.html - Электронные учебники по
общей химии, неорганической химии, органической химииПредоставляются справочные
материалы (словарь химических терминов, справочные таблицы, биографии великих
химиков, история химии), а также тестовые вопросы
http://www.edu.yar.ru/russian/cources/chem/ - Химическая страничка Ярославского Центра
телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Задачи для олимпиад по
химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов,
сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов)
http://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Chemistry - Образовательный сервер
тестирования. Бесплатное оn-line тестирование по химии, требует регистрации в системе.
Тестовые задания включают в себя составление уравнений и выбор условий проведения
химических реакций, классификацию элементов и сложных веществ, вопросы по
структуре молекул, количественный расчет реагентов, способы идентификации веществ