MиIIис TЕP с TB o IIPo сBЕ щEIII,IЯ P o C сиЙскoЙ
ФЕДЕPAции
lVIинистrpсTBo oбpaзoвaния Opенбypгскoй oблaсти
Чaстнoe oбщеoбpaЗoBaTeЛЬнoеyчpeж(Дениe
''Cpeдняя oбщеoбpaзoBaтeЛЬнaяцIкoЛa ''PекopД'' г. opскa opeнбypгскoй oблaсти''
CoГЛACoBAЕ{o
PACCМoТPЕHo
Ha Зac eДatlии МеTo.циЧескoгo
o бъ e.цин.e:нИvIУ чI4Tеле й
нa пе.цaгoгичeсKoМ
coBeTе
физикo-мaTeМaTиЧeскoгo
цикJIa
or <>od
ПpoтoкoлNn-!oт <<4G >>Оl
IIpoToкoлNs f
2023r.
202З r.
PAБOЧAя IIPOгPANIMA
кypсa BIIеypoчнoй ДеятеЛЬнoсTи
<>
для oбyualoщиxсЯ 9 клaссoв
г.Opск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание Программы направлено на подготовку к основному государственному экзамену,
удовлетворение повышенных запросов учащихся, стремящихся к более глубокому освоению
физических знаний, и на формирование естественно научной грамотности учащихся. В Программе
учитываются возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи
естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования
В программе определяются основные цели изучения физики на уровне основного общего образования,
планируемые результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные (на
углублённом уровне)
Программа предлагает примерную последовательность изучения тем, основанную на логике развития
предметного содержания и учёте возрастных особенностей учащихся, а также примерное тематическое
планирование с указанием количества часов на изучение каждой темы и примерной характеристикой
учебной деятельности учащихся, реализуемой при изучении этих тем
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Решение физических
задач»
«Решение физических задач» —— это курс, который наряду с естественнонаучными предметами
должен дать школьникам представление об увлекательности научного исследования и о радости
самостоятельного открытия нового знания
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в
формировании естественнонаучной грамотности и интереса к науке у основной массы обучающихся,
которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности. Но не менее важная
задача — выявление и подготовка талантливых молодых людей для продолжения образования и
дальнейшей профессиональной деятельности в области естественных наук, физики, создания новых
технологий. Курс физики «Физика в задачах» предназначен именно для этой группы учащихся.
ЦЕЛИ:
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции
преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением Коллегии
Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 3 декабря 2019 г № ПК4вн. Эти цели
незначительно видоизменяются применительно к изучению физики в процессе решения задач.
Цели изучения курса «Физика в задачах»:
—развитие интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их
интеллектуальных и творческих способностей;
—развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения
к окружающим явлениям;
—формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и
фундаментальных законов физики;
—формирование умений применять физические знания и научные доказательства для объяснения
окружающих явлений;
—формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и
технологий;
—развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с
физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом направлении;
Достижение этих целей на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих
задач:
—приобретение знаний о дискретном строении вещества, механических, тепловых, электромагнитных и
квантовых явлениях;
—приобретение умений анализировать и объяснять физические явления на основе изученных
физических законов и закономерностей;
-- методов решения расчётных и качественных задач, требующих создания и использования физических
моделей, включая творческие и практикоориентированные задачи;
—развитие исследовательских умений: наблюдать явления и измерять физические величины, выдвигать
гипотезы и предлагать экспериментальные способы их проверки, планировать и проводить опыты,
экспериментальные исследования, анализировать полученные данные и делать выводы;
—освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о
современных достижениях физики; интерпретация и критическое оценивание информации;
—знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными
технологиями, основанными на достижениях физической науки.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО физика является обязательным предметом на уровне основного общего
образования, при этом изучение физики через решение задач отводится 4 часа. Общий объем времени
на изучение физики в курсе — 136 ч, предусмотрен повторительнообобщающий модуль, практикум по
решению тренировочных тестов ОГЭ.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Решение физических
задач» - элективные занятия.
Содержание курса внеурочной деятельности «Решение физических задач».
Повторение курса физики 7 класса
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе. Физические явления: механические, тепловые, электрические, магнитные,
световые, звуковые
Физические величины Размерность Единицы физических величин Измерение физических величин.
Физические приборы Цена деления Погрешность измерений Международная система единиц Перевод
внесистемных единиц в единицы СИ
Естественнонаучный метод познания: наблюдение, постановка научного вопроса, выдвижение гипотез,
эксперимент по проверке гипотез, объяснение наблюдаемого явления Описание физических явлений с
помощью моделей.
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества: атомы и молекулы, их размеры и массы Опыты, доказывающие дискретное
строение вещества
Движение частиц вещества Связь скорости движения частиц с температурой Броуновское движение
Диффузия Взаимодействие частиц вещества: притяжение и отталкивание
2
Агрегатные состояния вещества: строение газов, жидкостей и твёрдых (кристаллических) тел
Взаимосвязь между свойствами веществ в разных агрегатных состояниях и их атомномолекулярным
строением Особенности агрегатных состояний воды.
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел
Механическое движение Путь и перемещение Равномерное и неравномерное движение Свободное
падение как пример неравномерного движения тел Скорость Средняя скорость при не равномерном
движении Расчёт пути и времени движения.
Графики зависимостей величин, описывающих движение Общие понятия об относительности движения
Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно.
Явление инерции Закон инерции Взаимодействие тел как причина изменения скорости движения тел.
Масса как мера инертности тела в поступательном движении Плотность вещества Связь плотности с
количеством молекул в единице объёма вещества. Смеси и сплавы. Сила как характеристика
взаимодействия тел. Сила упругости и закон Гука. Измерение силы с помощью динамометра Явление
тяготения и сила тяжести Сила тяжести на других планетах (МС). Вес тела Невесомость Сложение сил,
направленных по одной прямой Равнодействующая сил Сила трения Трение скольжения и трение
покоя, вязкое трение. Трение в природе и технике.
Лабораторные работы
1.Определение плотности твёрдого тела
2. Зависимость растяжения (деформации) пружины от приложенной силы
3. Зависимость силы трения скольжения от силы давления и характера соприкасающихся поверхностей
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление Сила давления Способы уменьшения и увеличения давления Давление газа Зависимость
давления газа от объёма и температуры Передача давления твёрдыми тела ми, жидкостями и газами
Закон Паскаля. Пневматические машины
Зависимость давления жидкости от глубины погружения Гидростатический парадокс Сообщающиеся
сосуды Гидравлические механизмы Использование высоких давлений в современных технологиях
Устройство водопровода.
Атмосфера Земли и атмосферное давление Причины существования воздушной оболочки Земли. Опыт
Торричелли. Измерение атмосферного давления. Зависимость атмосферного давления от высоты над
уровнем моря. Приборы для измерения атмосферного давления.
Действие жидкости и газа на погружённое в них тело Выталкивающая (архимедова) сила Закон
Архимеда Условие возникновения выталкивающей (архимедовой) силы. Плавание тел.
Воздухоплавание.
Лабораторные работы
1.Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в жидкость
2 Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от массы тела
3. Зависимость выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в
жидкость части тела и от плотности жидкости
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа для сил, направленных вдоль линии перемещения. Мощность.
3
Простые механизмы: рычаг, ворот, блок, полиспаст, наклонная плоскость, ножничный механизм.
Момент силы. Равновесие рычага. Правило моментов. Применение правила равновесия рычага к блоку.
«Золотое правило» механики КПД простых механизмов. Простые механизмы в быту, технике, живых
организмах.
Механическая энергия. Кинетическая и потенциальная энергия Превращение одного вида механической
энергии в другой Закон сохранения и превращения энергии в механике.
Лабораторные работы
1 Исследование условий равновесия рычага
2 Измерение КПД наклонной плоскости
Повторение курса физики 8 класса.
Раздел 6. Тепловые явления
Основные положения молекулярнокинетической теории строения вещества Масса и размеры атомов и
молекул Опыты, подтверждающие основные положения молекулярнокинетической теории.
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и аморфные тела.
Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений молекулярнокинетической
теории Поверхностное натяжение, смачивание, капилярные явления. Тепловое расширение и сжатие.
Зависимость давления газа от объёма, температуры.
Температура Связь температуры со средней кинетической энергией теплового движения частиц.
Температурные шкалы.
Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и совершение работы.
Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Виды теплопередачи в природе и
технике. Необратимость тепловых процессов.
Количество теплоты. Удельная теплоёмкость вещества. Теплообмен и тепловое равновесие. Уравнение
теплового баланса.
Плавление и отвердевание кристаллических веществ. Удельная теплота плавления. Парообразование и
конденсация. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры
кипения от атмосферного давления. Насыщенный и ненасыщенный пар. Влажность воздуха. Приборы
для измерения влажности воздуха.
Энергия топлива Удельная теплота сгорания.
Принципы работы тепловых двигателей. КПД теплового двигателя. Тепловые двигатели и защита
окружающей среды. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторные работы
Определение удельной теплоёмкости вещества
Определение относительной влажности воздуха
Раздел 7. Электрические и магнитные явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов Взаимодействие заряженных тел. Закон Кулона.
Электрическое поле. Напряжённость электрического поля Принцип суперпозиции электрических полей
(на качественном уровне).
4
Носители электрических зарядов Элементарный электрический заряд. Строение атома. Проводники,
диэлектрики и полупроводники. Закон сохранения электрического заряда.
Электрический ток. Условия существования электрического тока. Источники постоянного тока
Действия электрического тока (тепловое, химическое, магнитное). Электрический ток в металлах,
жидкостях и газах.
Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Амперметр и вольтметр в цепи
постоянного тока. Сопротивление проводника. Удельное сопротивление вещества. Закон Ома для
участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. ЭДС в цепи постоянного
тока. Закон Ома для полной цепи.
Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля—Ленца. Электрические цепи и потребители
электрической энергии в быту. Короткое замыкание.
Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле
Земли и его значение для жизни на Земле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле электрического тока. Опыт
Ампера. Применение электромагнитов в технике. Действие магнитного поля на проводник с током.
Сила Ампера и определение её направления. Электродвигатель постоянного тока. Использование
электродвигателей в технических устройствах и на транспорте.
Опыты Фарадея. Явление электромагнитной индукции Правило Ленца. Электрогенератор. Способы
получения электрической энергии. Лабораторные работы
1.Определение удельного сопротивления проводника
2. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух резисторов
3.Проверка правила для силы тока при параллельном соединении резисторов
4. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
5. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
Повторение курса физики 9 класса.
Раздел 8. Механические явления
Механическое движение Материальная точка Способы описания механического движения: табличный,
графический, аналитический Система отсчёта Относительность механического движения
Векторные величины, операции с векторами, проекции вектора. Перемещение на плоскости.
Равномерное прямолинейное движение. Неравномерное прямолинейное движение. Средняя и
мгновенная скорость тела при неравномерном движении.
Ускорение Равноускоренное прямолинейное движение. Ускорение свободного падения. Опыты
Галилея. Графическая интерпретация ускорения, скорости, пройденного пути и перемещения для
прямолинейного движения. Движение тела, брошенного под углом к горизонту Движение по
окружности Линейная скорость, угловая скорость, период и частота обращения при равномерном
движении по окружности Скорость и ускорение при движении по окруж-ности.
Вектор силы. Равнодействующая сила. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Сила упругости. Закон Гука Сила трения: сила трения
скольжения, сила трения покоя, другие виды трения Коэффициент трения.
Движение тел по окружности под действием нескольких сил. Закон Бернулли и подъёмная сила крыла.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения. Движение тел вокруг гравитационного центра (в том числе
планет вокруг Солнца). Первая космическая скорость. Невесомость и перегрузки.
5
Равновесие материальной точки Абсолютно твёрдое тело Равновесие твёрдого тела с закреплённой
осью вращения. Момент силы. Центр тяжести.
Импульс тела. Изменение импульса. Импульс силы. Упругое и неупругое взаимодействие. Законы
изменения и сохранения импульса. Реактивное движение.
Механическая работа и мощность. Работа сил тяжести, упругости, трения. Связь энергии и работы.
Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Потенциальная энергия сжатой
пружины. Кинетическая энергия. Теорема о кинетической энергии. Закон изменения и сохранения
механической энергии.
Лабораторные работы
1. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости
2.Определение коэффициента трения скольжения
3. Определение жёсткости пружины
Раздел 9. Механические колебания и волны
Колебательное движение Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда
Гармонические колебания Затухающие колебания Вынужденные колебания Резонанс
Математический и пружинный маятники Превращение энергии при колебательном движении
Механические волны Продольные и поперечные волны Свойства механических волн: интерференция и
дифракция Длина волны и скорость её распространения Механические волны в твёрдом теле,
сейсмические волны.
Звук Распространение и отражение звука Громкость звука и высота тона Резонанс в акустике
Инфразвук и ультразвук Использование ультразвука в современных технологиях. Лабораторные работы
1.Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
2 Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины нити
3.Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости
пружины
4. Измерение ускорения свободного падения
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала
электромагнитных волн. Использование электромагнитных волн для сотовой связи. Радиолокация.
Космическая связь.
Электромагнитная природа света Скорость света Волновые свойства света: интерференция и
дифракция.
Раздел 11. Световые явления
Луч света и геометрическая оптика. Источники света Прямолинейное распространение света
Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское зеркало. Закон отражения света. Построение
изображений, сформированных зеркалом.
Преломление света. Закон преломления света. Полное отражение света. Использование полного
отражения в оптических световодах, оптоволоконная связь.
6
Линза, ход лучей в линзе Формула тонкой линзы Построение изображений, сформированных тонкой
линзой. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа. Глаз, как оптическая система.
Близорукость и дальнозоркость. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона Сложение
спектральных цветов. Дисперсия света.
Лабораторные работы
1.Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения
2. Исследование зависимости угла преломления от угла падения светового луча на границе «воздух—
стекло»
3. Получение изображений с помощью собирающей линзы
4. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
Раздел 12. Квантовые явления
Опыты Резерфорда и планетарная модель атома. Модель атома Бора. Испускание и поглощение света
атомом. Кванты Линейчатые спектры. Радиоактивность. Альфа, бета и гамма излучения. Строение
атомного ядра. Нуклонная модель атомного ядра. Изотопы. Радиоактивные превращения. Период
полураспада атомных ядер. Действие радиоактивных излучений на живые организмы. Защита от
радиоактивного излучения.
Ядерные реакции Законы сохранения зарядового и массового чисел. Энергия связи атомных ядер. Связь
массы и энергии. Реакции синтеза и деления ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная
энергетика Экологические проблемы ядерной энергетики.
Повторительно-обобщающий модуль
Повторительнообобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного
содержания и опыта деятельности, приобретённого при изучении всего курса физики 7-9 класса и для
подготовки к Основному государственному экзамену по физике
Физический практикум включает:
—решение задач, относящихся к различным разделам и темам курса физики, в том числе задач,
интегрирующих содержание разных разделов;
—выполнение лабораторных работ и опытов (включая работы и опыты из перечней к разделам курса) в
условиях самостоятельного планирования проведения исследования, выбора и обоснования метода
измерения величин, сборки экспериментальной установки;
—выполнение проблемных заданий практикоориентированного характера (задания по
естественнонаучной грамотности), в том числе заданий с межпредметным содержанием;
—работу над тренировочными тестами, связанными с содержанием всего курса физики.
Изучение повторительнообобщающего модуля заканчивается проведением диагностической работы за
весь курс физики, включающий задания разного уровня сложности Результаты выполнения
диагностической работы будут показывать степень готовности учащихся к Основному
государственному экзамену по физике, а также свидетельствовать о достигнутом уровне
естественнонаучной грамотности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение физики на уровне основного общего образования направлено на достижение личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
7
В результате изучения физики на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков;
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,
связанных с практическим применением достижений физики;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости,
точности, лаконичности;
4) ценности научного познания:
осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития
технологий, важнейшей составляющей культуры;
развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности
правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в
домашних условиях;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого
человека;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической
направленности, открытость опыту и знаниям других;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы о
физических объектах и явлениях;
8
осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том числе с
использованием физических знаний;
оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных
последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы метапредметные результаты, включающие познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к физическим явлениям;
выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов, делать выводы
с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать гипотезы о взаимосвязях
физических величин;
самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких
вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический эксперимент,
небольшое исследование физического явления;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования или
эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта,
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных с
учётом предложенной учебной физической задачи;
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
9
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать вопросы
по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
физической проблемы;
принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению: распределять
роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения нескольких людей;
выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических знаний;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования или
проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему, понимать мотивы,
намерения и логику другого;
10
признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на научные темы
и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты на базовом уровне за 7 класс должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент, модель, гипотеза,
единицы физических величин, атом, молекула, агрегатные состояния вещества (твёрдое, жидкое,
газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное, прямолинейное), траектория,
равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение,
неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с закреплённой осью
вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание
тел, превращения механической энергии) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические
явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и неживой природе, действие
силы трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб,
рычаги в теле человека, при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные
свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (масса,
объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости, сила тяжести, вес
тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая сила, механическая работа,
мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и
потенциальная энергия), при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин,
их обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения сил (вдоль
одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия рычага (блока),
«золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии, при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из
1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических закона или
закономерности;
решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы, связывающие физические
величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, подставлять физические
величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные данные, необходимые для решения
задач, оценивать реалистичность полученной физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в описании
исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и интерпретировать
полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по его результатам;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел: формулировать
проверяемые предположения, собирать установку из предложенного оборудования, записывать ход
опыта и формулировать выводы;
11
выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры с
использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом заданной
абсолютной погрешности измерений;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых
измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от времени движения тела, силы трения
скольжения от веса тела, качества обработки поверхностей тел и независимости силы трения от
площади соприкосновения тел, силы упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от
объёма погружённой части тела и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от
глубины, на которую погружено тело, условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков),
участвовать в планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения,
следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в
виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и твёрдого тела,
сила трения скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая на погружённое в
жидкость тело, коэффициент полезного действия простых механизмов), следуя предложенной
инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку и вычислять значение
искомой величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр, динамометр,
сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок, наклонная плоскость;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их
описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс, манометр,
высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические законы и закономерности;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических
знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с заданным поисковым
запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования
текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3 источников информации
физического содержания, в том числе публично делать краткие сообщения о результатах проектов или
учебных исследований, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат курса физики,
сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в группе в соответствии с
поставленными задачами, следить за выполнением плана действий, адекватно оценивать собственный
вклад в деятельность группы, выстраивать коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение
окружающих.
Предметные результаты на базовом уровне за 8 класс должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
12
использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и молекул, агрегатные
состояния вещества, кристаллические и аморфные тела, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность
воздуха, температура, внутренняя энергия, тепловой двигатель, элементарный электрический заряд,
электрическое поле, проводники и диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
различать явления (тепловое расширение и сжатие, теплопередача, тепловое равновесие, смачивание,
капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация (отвердевание), кипение,
теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), электризация тел, взаимодействие зарядов,
действия электрического тока, короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного
поля на проводник с током, электромагнитная индукция) по описанию их характерных свойств и на
основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе физические
явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления в природе, кристаллы в природе,
излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы, образование росы, тумана, инея, снега,
электрические явления в атмосфере, электричество живых организмов, магнитное поле Земли, дрейф
полюсов, роль магнитного поля для жизни на Земле, полярное сияние, при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины
(температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость вещества, удельная
теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива,
коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная влажность воздуха, электрический
заряд, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление проводника, удельное сопротивление
вещества, работа и мощность электрического тока), при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных
зависимостей физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя основные положения
молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип суперпозиции полей (на качественном
уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля–Ленца, закон сохранения
энергии, при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое
выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практикоориентированного характера: выявлять причинноследственные связи, строить объяснение из
1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических явлений, физических законов
или закономерностей;
решать расчётные задачи в 2–3 действия, используя законы и формулы, связывающие физические
величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выявлять недостаток данных
для решения задачи, выбирать законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и
сравнивать полученное значение физической величины с известными данными;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание
исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения
исследования, делать выводы;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (капиллярные
явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры, скорости процесса остывания и
нагревания при излучении от цвета излучающей (поглощающей) поверхности, скорость испарения воды
от температуры жидкости и площади её поверхности, электризация тел и взаимодействие
электрических зарядов, взаимодействие постоянных магнитов, визуализация магнитных полей
13
постоянных магнитов, действия магнитного поля на проводник с током, свойства электромагнита,
свойства электродвигателя постоянного тока): формулировать проверяемые предположения, собирать
установку из предложенного оборудования, описывать ход опыта и формулировать выводы;
выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха, силы тока, напряжения
с использованием аналоговых приборов и датчиков физических величин, сравнивать результаты
измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с использованием прямых
измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и
удельного сопротивления вещества проводника, силы тока, идущего через проводник, от напряжения на
проводнике, исследование последовательного и параллельного соединений проводников): планировать
исследование, собирать установку и выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать
результаты полученной зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость вещества, сопротивление
проводника, работа и мощность электрического тока): планировать измерения, собирать
экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и вычислять значение величины;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их
описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина, амперметр, вольтметр,
счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы, нагревательные электроприборы
(примеры), электрические предохранители, электромагнит, электродвигатель постоянного тока),
используя знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по схемам и схематичным
рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр, двигатель внутреннего сгорания,
электроскоп, реостат), составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических
знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, на основе имеющихся знаний и
путём сравнения дополнительных источников выделять информацию, которая является противоречивой
или может быть недостоверной;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования
текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая информацию из нескольких
источников физического содержания, в том числе публично представлять результаты проектной или
исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
курса физики, сопровождать выступление презентацией;
при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий и
корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы, выстраивать
коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность разрешать конфликты.
14
Предметные результаты на базовом уровне за 9 класс уровне должны отражать сформированность у
обучающихся умений:
использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория, относительность
механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение, центростремительное
ускорение, невесомость и перегрузки, центр тяжести, абсолютно твёрдое тело, центр тяжести твёрдого
тела, равновесие, механические колебания и волны, звук, инфразвук и ультразвук, электромагнитные
волны, шкала электромагнитных волн, свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и
поглощения, альфа, бета- и гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение, равноускоренное
прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение (затухающие и вынужденные
колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука, прямолинейное распространение,
отражение и преломление света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр
и сложение спектральных цветов, дисперсия света, естественная радиоактивность, возникновение
линейчатого спектра излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов,
демонстрирующих данное физическое явление;
распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в том числе физические
явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной системы, реактивное движение
живых организмов, восприятие звуков животными, землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо,
цвета тел, оптические явления в природе, биологическое действие видимого, ультрафиолетового и
рентгеновского излучений, естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное
излучение природных минералов, действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом
переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических
явлений;
описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины (средняя и
мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение, перемещение, путь, угловая
скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение свободного падения, вес тела, импульс
тела, импульс силы, механическая работа и мощность, потенциальная энергия тела, поднятого над
поверхностью земли, потенциальная энергия сжатой пружины, кинетическая энергия, полная
механическая энергия, период и частота колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона,
скорость света, показатель преломления среды), при описании правильно трактовать физический смысл
используемых величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей
физических величин;
характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон сохранения энергии,
закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип относительности Галилея, законы
Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения и преломления света, законы сохранения
зарядового и массового чисел при ядерных реакциях, при этом давать словесную формулировку закона
и записывать его математическое выражение;
объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практикоориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить объяснение из
2–3 логических шагов с опорой на 2–3 изученных свойства физических явлений, физических законов
или закономерностей;
решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2–3 уравнений), используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,
15
выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать законы и формулы, необходимые для
решения, проводить расчёты и оценивать реалистичность полученного значения физической величины;
распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, используя описание
исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать правильность порядка проведения
исследования, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел (изучение второго
закона Ньютона, закона сохранения энергии, зависимость периода колебаний пружинного маятника от
массы груза и жёсткости пружины и независимость от амплитуды малых колебаний, прямолинейное
распространение света, разложение белого света в спектр, изучение свойств изображения в плоском
зеркале и свойств изображения предмета в собирающей линзе, наблюдение сплошных и линейчатых
спектров излучения): самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования,
описывать ход опыта и его результаты, формулировать выводы;
проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее значение измеряемой
величины (фокусное расстояние собирающей линзы), обосновывать выбор способа измерения
(измерительного прибора);
проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений
(зависимость пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости, периода
колебаний математического маятника от длины нити, зависимости угла отражения света от угла
падения и угла преломления от угла падения): планировать исследование, самостоятельно собирать
установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и
графиков, делать выводы по результатам исследования;
проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и ускорение тела при
равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость пружины, коэффициент трения
скольжения, механическая работа и мощность, частота и период колебаний математического и
пружинного маятников, оптическая сила собирающей линзы, радиоактивный фон): планировать
измерения, собирать экспериментальную установку и выполнять измерения, следуя предложенной
инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной
погрешности измерений;
соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием;
различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, абсолютно твёрдое
тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная модель атома, нуклонная модель
атомного ядра;
характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой на их
описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и ускорения, ракета, эхолот, очки,
перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп, дозиметр, камера Вильсона), используя
знания о свойствах физических явлений и необходимые физические закономерности;
использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств, измерительных
приборов и технологических процессов при решении учебно-практических задач, оптические схемы
для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе;
приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования физических
знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и
техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде;
16
осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, самостоятельно формулируя
поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе
имеющихся знаний и дополнительных источников;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического
содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами конспектирования
текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из нескольких
источников физического содержания, публично представлять результаты проектной или
исследовательской деятельности, при этом грамотно использовать изученный понятийный аппарат
изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей
аудитории
Тематическое планирование
№
Название разделов и
тем программы
Количество часов
всего
контро
льных
работ
практи
ческих
работ
Электронные
образовательные
ресурсы
Целевые приоритеты
воспитания
Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира(2ч)
1.1 Физические явления и
величины, научный
метод познания
2
0
0
http://classформирование
fizika.ru/07_class. личностных позитивных
h
качеств школьников
http://experiment.
edu.ru
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч)
2.1 Строение вещества.
Движение частиц
вещества. Агрегатные
состояния вещества.
2
0
0
http://classвоспитание аккуратности,
fizika.ru/07_class. усидчивости,
html
прилежности
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел (9ч)
3.1 Механическое
движение
3
0
1
http://experiment.
edu.ru
3.2 Взаимодействие тел.
Масса. Плотность.
3
0
1
http://classформирование
fizika.ru/07_class. личностных позитивных
html
качеств школьников
3.3 Силы в природе.
3
1
1
Библиотека ЦОК формированиеинтереса к
htts://m.edsoo.ru
практическому
ff09f72a
применению предметных
знаний
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (12ч)
17
формированиеинтереса к
практическому
применению предметных
знаний
4.1 Давление. Способы
изменения. Передача
давления.
3
0
0
http://classfizika.ru/07_class.
html
http://experiment.
edu.ru
формированиенавыков
трудовой деятельности
для успешной
самореализации в
обществе
4.2 Давление жидкости.
3
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/07_class. практическому
html
применению предметных
знаний
4.3 Атмосферное
давление.
2
0
0
http://experiment.
edu.ru
формирование
личностных позитивных
качеств школьников
4.4 Действие жидкости и
газа на погружённое в
них тело. Закон
Архимеда.
4
1
3
http://classfizika.ru/07_class.
html
http://experiment.
edu.ru
формированиеинтереса к
практическому
применению предметных
знаний
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия (8ч)
5.1 Механическая работа.
Мощность.
2
0
1
http://classформированиенавыков
fizika.ru/07_class. трудовой деятельности
html
5.2 Простые механизмы
3
0
1
http://experiment.
edu.ru
5.3 Механическая
энергия.
3
1
0
http://classформирование
fizika.ru/07_class. личностных позитивных
html
качеств школьников
формированиеинтереса к
практическому
применению знаний
Раздел 6. Тепловые явления (16ч)
6.1 Основы молекулярно
кинетической теории
строения вещества
2
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/08_class. практическому
html
применению знаний
6.2 Температура.
Температурные
шкалы.
1
0
0
http://classформирование
fizika.ru/08_class. личностных позитивных
html
качеств школьников
6.3 Внутренняя энергия и
способы изменения
2
0
0
http://classформированиенавыков
fizika.ru/08_class. трудовой деятельности
html
для успешной
самореализации в
обществе
6.4 Количество теплоты.
3
0
1
http://classформирование
fizika.ru/08_class. личностных позитивных
html
качеств школьников
18
6.5 Изменение
агрегатных состояний
вещества
4
1
0
http://experiment.
edu.ru
6.6 Влажность воздуха
2
0
1
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/08_class. практическому
html
применению знаний
2
1
0
http://experiment.
edu.ru
6.7
Энергия топлива .
Тепловые двигатели
формированиеинтереса к
практическому
применению знаний
формированиенавыков
трудовой деятельности
для успешной
самореализации в
обществе
Раздел 7. Электрические и магнитные явления (18ч)
7.1 Электризация
Электрическое поле.
2
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/08_class. практическому
html
применению знаний
7.2 Электрический ток.
Характеристики
электрической цепи
постоянного тока.
Законы постоянного
тока.
7
1
3
http://classfizika.ru/08_class.
html
http://experiment.
edu.ru
7.3 Работа и мощность
электрического тока.
4
формированиенавыков
трудовой деятельности
для успешной
самореализации в
обществе
http://www.fizika.
ru
1
2
http://classfizika.ru/08_class.
html
http://experiment.
edu.ru
формированиенавыков
трудовой деятельности
для успешной
самореализации в
обществе
http://www.fizika.
ru
7.4 Магнитное поле.
3
0
0
http://experiment.
edu.ru
http://www.fizika.
ru
7.5 Электромагнитная
индукция.
2
формированиеинтереса к
практическому
применению знаний
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/08_class. практическому
html
применению знаний
0
0
http://classформирование
fizika.ru/09_class. личностных позитивных
htm
качеств школьников
Раздел 8. Механические явления
8.1 Механическое
движение, его виды и
способы описания
3
http://experiment.
edu.ru
19
8.2 Неравномерное
прямолинейное
движение
4
0
1
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/09_class. практическому
htm
применению знаний
8.3 Движение тел с
ускорением
свободного падения.
Движение по
окружности.
4
1
0
http://experiment.
edu.ru
http://classfizika.ru/09_class.
htm
8.4 Основы динамики.
Законы Ньютона.
Силы в механике.
4
0
2
Библиотека ЦОК формирование
http://experiment. личностных позитивных
edu.ru
качеств школьников
8.5 Движение под
действием нескольких
сил.
4
1
0
http://classформированиенавыков
fizika.ru/09_class. трудовой деятельности
htm
8.6 Элементы статики и
гидростатики.
3
0
0
Библиотека ЦОК формирование
http://classличностных позитивных
fizika.ru/09_class. качеств школьников
htm
8.7 Импульс. Закон
сохранения импульса.
4
0
0
http://experiment.
edu.ru
8.8 Энергия. Закон
изменения и
сохранения
механической
энергии.
4
1
0
http://classформированиенавыков
fizika.ru/09_class. трудовой деятельности
htm
формированиенавыков
трудовой деятельности
для успешной
самореализации в
обществе
формирование
личностных позитивных
качеств школьников
Раздел 9. Механические колебания и волны (10ч)
9.1 Колебательное
движение, его виды и
основные
характеристики
колебаний.
6
1
4
http://experiment.
edu.ru
формирование
личностных позитивных
качеств школьников
9.2 Механические волны,
их виды и основные
характеристики.
2
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/09_class. практическому
htm
применению знаний
9.3 Звуковые волны.
Основные
характеристики звука.
2
0
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/09_class. практическому
htm
применению знаний
Раздел 10. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
10. Электромагнитное
1
поле.
Электромагнитные
волны.
20
2
1
0
http://classформированиеинтереса к
fizika.ru/09_class. практическому
htm
применению знаний
Раздел 11. Световые явления
11. Законы
1
распространения
света
4
0
2
http://experiment.
edu.ru
формированиеинтереса к
практическому
применению знаний
11. Линзы. Оптические
2
системы. Свойства
света.
4
1
2
http://experiment.
edu.ru
формированиеинтереса к
практическому
применению знаний
Раздел 12. Квантовые явления
12. Физика атома.
1
3
0
0
http://classформирование
fizika.ru/09_class. личностных позитивных
htm
качеств школьников
12. Физика атомного ядра
2
3
0
0
http://classформирование
fizika.ru/09_class. личностных позитивных
htm
качеств школьников
13. Повторительно-обобщающий модуль
13. Физический
1
практикум
10
0
0
Решу ОГЭ по
физике
формированиенавыков
трудовой деятельности
13. Пробный ОГЭ
2
3
1
0
Решу ОГЭ по
физике
формированиенавыков
трудовой деятельности
136
13
27
Итого по курсу
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1) http://www.fizika.ru/ сайт для учащихся и преподавателей физики.
2) http://www.physics.ru/ учебник школьного материала по физике.
3) http://elementy.ru/physics энциклопедия физики.
4) http://mathus.ru/phys/ подготовка к олимпиадам и ЕГЭ по математике и физике.
5) http://marklv.narod.ru/mkt/soder.htm уроки по молекулярной физике.
6) http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/openlogin.php открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ.
7) http://www.eduspb.com/textbooks онлайн-учебники по физике.
8) http://www.physics-regelman.com/ материалы и тесты.
9) http://teach-shzz.jimdo.com/физи% учебник всего школьного материала.
21
10) http://femto.com.ua/index3.html справочник по физике.
11) http://reshuege.ru/ каталоги прототипов экзаменационных заданий с решениями, система тестовтренажеров для подготовки к экзаменам. Учитель может сгенерировать тесты самостоятельно и
оценивать результаты учеников.
12) https://ege.yandex.ru/physics/ ЕГЭ в Яндексе.
22
23