РП внеурочной деятельности Хоровое пение
MIIнИсTЕ,PCTBO ПPoсBEщЕнllя Po сCиЙскoЙ ошдЕPAции MинистepсTBo oбpaзoвaния Opeнбypгскoй oблaсти Чaстнoе oбщeoбpaЗoBaTеЛЬнoryчpе}цДeниe ''Cpедняя oбщеoбpaЗoBaTeЛЬнaя ЦIкoЛallPекop.Ц''г. opскa opeнбypгскoй oблaсти'' CoГЛACoBA}Io PACCMoTPЕнo нa Зaседaнии МеTo,цичeскoГo oбъединеHkIИYlИTrлей МyЗьIки, ИЗo и TrxIIoЛoгии нa Пе.цaгoГичrскoМ IIpoToкoЛ Ns / oT ОdP 202Зt. сoBeTе пpoToкoл Ns / oт <>odP 2О23r. * *varrJ.! * tl + )t ф,:'jн.& PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA кypсa Blrеypoчнoй ДeятeЛЬнoсTи<<Хopoвoе Пeниe> для oбy.raloщиxся 5 - 8 кЛacсoB 0рск-2023 г. Нормативные документы: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хоровое пение» разработана на основе: 1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ). 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” 4. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 федеральной № 993 «Об утверждении образовательной программы основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2022 № 71764) Главная цель программы – создать условия для оптимального певческого и эстетического развития каждого учащегося, воспитание потребности в общении с хоровой музыкой. Место курса в плане внеурочной деятельности Программа направлена на реализацию общекультурного направления внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности предусматривает занятия с учащимися 5-8 классов (возраст от 11 до 15 лет). Форма организации курса внеурочной деятельности «Хоровое пение» - кружок по интересам. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Планируемые результаты и способы определения их результативности В результате прохождения программы, обучающиеся приобретут: - правильную певческую установку -пение в определенном диапазоне -правильно формировать гласные, чётко произносить согласные -умение петь выразительно, осмысленно естественным природным звуком Формы подведения итогов реализации программы: кроссворды, ребусы, загадки, музыкальные викторины, тестирование и анкетирование, конкурсы, смотры, творческие отчёты, школьные праздники. Ожидаемые результаты: Личностные направлены на: развитие художественного восприятия школьников, умение оценивать произведения разных видов искусства формирование у обучающихся устойчивого интереса к музыке и разным видам музыкально - творческой деятельности реализацию их творческого потенциала в процессе музицирования. Метапредметные направлены на: осознание обучающихся роли музыки в жизни человека, формирование их общего представления о музыкальной картине мира освоение знаний об основных закономерностях и языке музыкального искусства приобретение элементарных умений в различных видах музыкально- творческой деятельности приобретение умения к сотрудничеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового и индивидуального музицирования развития способности к продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении различных музыкально - творческих задач формирование доброжелательности, умения слышать и слушать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, обосновывать свое мнение. Определять цель (проблему) и план действий Действовать по плану, решая проблему Оценивать результат действий Предметные направлены на: В течение обучения ребенок должен научиться: 1. певческой установке; 2. рефлекторным навыкам дыхания и укрепления дыхательной мускулатуры; 3. работе гортани в пении; 4. пению легато, нон легато; 5. активной артикуляции; 6. развитию гармонического слуха; 7. чистому интонированию тона, полутона, интервалов; 8. пению форте и пиано; 9. пению в вокальном ансамбле в унисон. 2. Содержание программы Раздел 1. Вокальная работа Тема 1. Певческая установка Посадка певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен. Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата. Тема 2. Дыхание Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить певцам различные ощущения: напряжение дыхательных мышц, ощущение столба воздуха, усиление вибрационных ощущений. Найденное чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д. Тема 3. Атака звука Атака- начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации, мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых связок. Объяснение механизма работы – голосовые связки при мягкой атаке смыкаются одновременно с посылом дыхания. Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата. Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни твёрдой. Выбор репертуара, упражнений для распевания – преимущественно с мягкой атакой звука, но также включаются энергичные по характеру, подвижные по темпу сочинения, ориентированные на твёрдую атаку извлечения звука. Тема 4. Артикуляция Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен, что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных, так как образование певческих гласных, резко отличается от разговорных. При непосредственном возникновении, все гласные имеют одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Главное условие хорошего звучания – сохранение высокой позиции на всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим движением. После пения отдельных гласных следует перейти к их чередованию в упражнениях и песнях.Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в которых встречаются характерные распевы, являющиеся замечательной школой вокального мастерства. Они помогут добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука. Тема 5. Дикция Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют на дикцию, а потом так же требуют особого внимания. При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д ),другие – вызывают утечку воздуха (ж, ш ), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з ). С одной стороны, согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу дыхания. Как же объединить две противоположные тенденции? Практика показала: согласные должны произноситься не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных, следует использовать в работе различные скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными. Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает часто крайне пассивен. Раздел 2. Распевание Тема 6. Система упражнений (комплекс) 1.Артикуляционная гимнастика. Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт положительный результат. 3. Упражнения на развитие дыхания. Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании дыхательной работы на доступном уровне. 4. Интонационно-фонетические упражнения. Помогают понять переход от разговорной речи к певческой деятельности. Сглаживание регистров. 5. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов. Расслабление в работе гортани. 5.Вокально - интонационные упражнения. Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в пределах квинты. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого комплекса упражнений, рассчитанного на 10 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки. Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова На протяжении многих лет, во многих коллективах детский голос был объектом эксплуатации. Вследствие этого многие дети в раннем возрасте потеряли голоса и больше никогда не смогли вернуться к певческой деятельности. Детский голосовой аппарат – нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому, В. Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения, и с педагогической, и с вокальной, и создал свою современную методику «Фонопедическая система В.Емельянова». В его системе представлено много упражнений, которые классифицированы по разделам: 1) артикуляционная гимнастика. 2) интонационно-фонетические упражнения. 3) голосовые сигналы доречевой коммуникации. 4) упражнения на развитие дыхания, вибрато, грудного и головного регистра. Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и понятны детям. Раздел 3. Работа над ансамблем и строем Тема 8. Ансамбль Воспитание ансамблевых навыков, состоящих из младших школьников, задача трудная. Ансамбль – совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из-за того, что у детей младшего школьного возраста часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и выдержки. Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них чувство ответственности, как у всех за одного, так и у каждого за коллектив. Для достижения единства в ансамбле, все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д. Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический рисунок произведения. Пропевание вокальных произведений без руководителя тоже помогает выработке ритмической и темповой устойчивости. В младшем возрасте только начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр, поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В хоровой работе следует стремиться к созданию единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов. На ансамбль оказывает влияние строение мелодической линии каждой партии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп. В каждом конкретном случае руководитель должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом ему поможет глубокое изучение партитуры. Тема 9. Строй Особое значение имеет работа над строем. Достижение достойного пения во многом зависит от умения вокалистов сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а также – от степени развитости слуха. Строй, принято рассматривать с двух сторон: мелодический и гармонический. Специальная тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного пения. Особенно важно научить детей петь тоны и полутоны (большие и малые секунды). Терции (большие и малые), так как они являются основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все музыкальные сочинения. Всё, что говорилось о строе, в большей степени относится к пению acapella. Воспитание унисона – очень важная часть вокального дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух. А полноценное музыкальное развитие предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического слуха. И чем раньше начнётся эта работа, тем плодотворней станет весь процесс вокальных занятий. Гармонические упражнения позволят перейти к двухголосию. Начинать следует с несложных песен с приёмом «эхо», затем – канонов, потом – двухголосие с большим расстоянием между голосами, а затем двухголосные сочинения. Раздел 4. Репертуар Тема 10. Разучивание вокальных произведений Для этого надо, чтобы обучающиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Впервые два года работа с произведениями идёт с голоса. На последующих годах обучения желательна работа с нотным текстом. Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики. При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой ансамбля. После разучивания произведения обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного произведения и планирования работы дальше. Виды внеурочной деятельности: познавательная, социальная, игровая, досуговоразвлекательная деятельность Формы организации внеурочной деятельности: беседа, отчетный концерт школьного хора, творческие фестивали, конкурсы, практика пения, викторины, участие в районных и городских конкурсах, мероприятия школьного плана и т.д. Учебный план 1 год обучения № п/п Тема раздела Кол-во часов 1 РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа 28 2 РАЗДЕЛ 2. Распевание 6 Итого 34 Учебный план 2 год обучения № п/п Тема раздела Кол-во часов 1 Раздел 1. Вокальная работа 12 2 Раздел 2. Распевание хора 11 3 Раздел 3. Работа над ансамблем и строем 11 Итого 34 Тематическое планирование 1 год обучения № Наименование тем и Кол-во часов Электронные разделов образовательные ресурсы РАЗДЕЛ 1. Вокальная Все Теори Практик го я а 28 10 18 9 2 7 1 4 http://proekt-obrazovanie.ru 1 3 http://proekt-obrazovanie.ru 2 4 работа Тема 1.Певческая установка 1-5 «Петь приятно и удобно» 6-9 Как петь сидя и стоя Тема 2. Дыхание 6 10-12 Вдох и выдох в пении 1 2 www.eorhelp.ru 13-16 Учусь 1 2 http://georgysviridov.narod.ru дышать правильно Тема 3.Атака звука 5 2 3 www.eorhelp.ru 17-19 Твёрдая атака звука 1 2 http://georgysviridov.narod.ru 20- 21 Мягкая атака звука 1 1 www.eorhelp.ru 2 2 Тема 4.Артикуляция 4 22-23 Тембр голоса 1 1 http://proekt-obrazovanie.ru 24-25 Высота звука 1 1 www.eorhelp.ru 2 2 2 2 http://georgysviridov.narod.ru 0,5 0,5 www.eorhelp.ru 0,5 0,5 http://proekt-obrazovanie.ru 2 3 2 3 12,5 21,5 Тема 5.Дикция 26-29 4 Дикция РАЗДЕЛ 2. Распевание Тема 6. Фонопедическая 1 система В. Емельянова 30-31 Фонопедическая система В. Емельянова. 7. Система упражнений 32-35 Система упражнений Итого Тематическое планирование 2 год обучения 5 34 www.eorhelp.ru № Кол-во часов Наименование тем и Всего Электронные Теория Практика 4 8 1 3 образовательные ресурсы разделов РАЗДЕЛ 1. Вокальная 12 работа Тема 1.Дыхание 1-2 Задержка дыхания 3-5 «Цепное дыхание» Тема 2.Атака звука 6-7 2 Атака звука Тема 2.Артикуляция 8-10 4 4 Гласные и согласные звуки в 1 www.eorhelp.ru 1 2 http://proekt-obrazovanie.ru 1 1 1 1 1 3 1 2 http://georgysviridov.narod.ru http://proekt-obrazovanie.ru пении 11 Артикуляционная гимнастика Тема 4.Дикция. 12-13 1 2 Дикция Раздел 2. Распевание хора 11 1 1 1 1 3 8 http://georgysviridov.narod.ru Тема 5. Фонопедическая 3 1 2 http://proekt-obrazovanie.ru 1 2 http://proekt-obrazovanie.ru 2 6 2 6 4 7 3 3 система В. Емельянова 14-16 Фонопедическая система В. Емельянова Тема 6.Система упражнений 17-23 8 Система упражнений Раздел 3. Работа над 11 http://georgysviridov.narod.ru ансамблем и строем Тема 7.Ансамбль 6 24-25 Унисонный 1 1 www.eorhelp.ru 26-27 Дикционный 1 1 http://proekt-obrazovanie.ru 28-29 Темповой 1 1 http://proekt-obrazovanie.ru 30-35 Тема 8. Строй 1 4 1 4 11 23 5 Строй Итого 34 http://georgysviridov.narod.ru ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ «Хор» Вокализы https://vk.com/wall-34762452_59713 Эстрадно-джазовые распевки Хайтович https://vk.com/wall-34762452?q=%23вокализы https://vk.com/doc344669836_541633777?hash=dc5f2c48e92008570b &dl=eb6180e203688b6b71 Музыкальное развитие детей https://vk.com/childrenmusic Музыкальное сопровождение к вокализам Ф. Абт https://vk.com/wall-34762452?q=%23вокализы Развитие детей «Мама-солнышко» https://vk.com/sunmommy Фонотека хорового дирижёра https://vk.com/fhordir Композитор Анна Петряшева (песни, ноты) http://www.petryasheva.ru/ Распевки для детей https://yandex.ru/video/search?text=распевки%20караоке%20для%20 детей&path=wizard&parent-reqid=16001586503863051707734683488275025900228-production-app-host-vla-web-yp239&wiz_type=vital&filmId=1697315303461108962 Уроки вокала Анны Комлевской https://m.youtube.com/channel/UCMrP7Gmy4YJakuX2sPgTT2Q Музыкально-ритмические упражнения https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=DMZfJxGrSZg &feature=emb_logo Музыкально –дидактическая игра https://www.youtube.com/watch?v=BygJKPV6s0I Музыкально-ритмические упражнения http://www.youtube.com/watch?v=GBDdF8V32_E Концерт большого детского хора https://www.youtube.com/watch?v=mjh2cYOdDh8 России Хор Пересвет Виртуозы https://www.youtube.com/watch?v=nVq8BpGIX90 Большой концерт Хора им. Пятницкого https://www.youtube.com/watch?v=h_BzUQTvo7E&feature=emb_logo Хор Турецкого https://www.youtube.com/watch?v=t2uKKzKgms0