РП внеурочной деятельности Функциональная грамотность

MиIIисTEPCTBO

IIPOсBЕIЦЕнуLЯ P ocсиискoи

ФЕДЕPAЦии

MинистеpсTBo oбpaзoвaния opенбypгскoй oблaсти
yЧpeж(Дение
Чaстнoе oбщeoбpaЗoBaTеЛЬнoе
''Cpедняя oбщеoбpaЗoBaTrЛЬнaяЦIкoЛa''PекopД'' г. opскa
opенбypгскoй oблaсти''

t

CoГЛAсoBAнo

PACCМoTPЕHo

нa Зaсе.цaнииМеTo.цичecкoГo
oбъединеlяИИ YlИTелей
ryМal{иTapнoгo цикЛa

Ha Пе.цaГoгиЧескoM
сoBеTе
пpoтoкoЛ N9. /
oт <>rtr 202З г,

IIpoToкoл N,l

>>od
oт <<.ZG

2023r.

г. Opск 2023

УTBЕPжшЦ

B.vТ.

Пояснительная записка
Актуальность
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х годов
прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей. Примерно до
середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной
деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем
этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в
более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую
грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ
социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего)
с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос:
«Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование,
знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном
обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme for International
Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения,
необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в
своих

мониторингах

естественнонаучную

оценивает
и

4

финансовую.

вида

грамотности:

Проблема

читательскую,

развития

математическую,

функциональной

грамотности

обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая
2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10
ведущих стран мира по качеству общего образования». Поскольку функциональная грамотность
понимается

как

совокупность

знаний

и

умений,

обеспечивающих

полноценное

функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не
только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения
Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития
российского общества в целом. Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего
поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому
обществу

нужны

эффективные

граждане,

способные

максимально

реализовать

свои

потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым
принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность
проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странамиучастницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности

15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории
молодых людей и их благосостояния . Любой школьник хочет быть социально успешным, его
родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни.
Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что
субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных
достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность. Целеполагание
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 10-11
классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию. Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять
и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять
роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые

необходимы

конструктивному,

активному

и

размышляющему

гражданину

(математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания

и

постановки

вопросов,

для

освоения

новых

знаний,

для

объяснения

естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что
естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и
культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении
проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность)4 ; способности
человека

принимать

эффективные

решения

в

разнообразных

финансовых

ситуациях,

способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также
возможности участия в экономической жизни.
Форма организации курса внеурочной деятельности - кружок.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» (10-11-е классы)
Модуль «Функциональная грамотность» 10 класс
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски предпринимательства. Бизнес- инкубатор.
Бизнес-план.

Государство

и

малый

бизнес.

Бизнес

подростков

и

идеи.

Молодые

предприниматели. Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и риски, связанные с ними.

11 класс
Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата.
Почему у всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль «Читательская грамотность» 10 класс
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как источник
информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Применение информации из текста в измененной ситуации. Типы текстов:
текст-инструкция (указания к выполнению работы, правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с
несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
11 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания. Электронный
текст как источник информации. Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах. Критическая оценка степени достоверности, содержащейся
в тексте информации. Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Модуль «Математическая грамотность» 10 класс
Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. Применение формул в
повседневной

жизни.

Формулировка

ситуации

на

языке

математики.

Применение

математических понятий, фактов. Интерпретация, использование и оценивание математических
результатов.
11 класс
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. Вычисление

величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа. Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). Логические задачи,
решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» 10 класс
Применение естественнонаучных знаний для объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей и представлений. Научное обоснование
прогнозов о протекании процесса или явления. Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.
11 класс
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы тел. Строение
вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель
Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность» (10-11-е классы)
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во
всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
 осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в
мире);
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
 готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
 осознание ценности самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
 проявление интереса к способам познания;
 стремление к самоизменению;
 сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
 установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования

на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
 активное участие в жизни семьи;
 приобретение опыта успешного межличностного общения;
 готовность к

разнообразной

совместной деятельности,

активное

участие

в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
 проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
 освоение социального опыта, основных социальных ролей;
 осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
 готовность

к

действиям

в

условиях

неопределенности,

повышению

уровня

своей

компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
 осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
 умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
 умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой

позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
- овладение универсальными учебными познавательными действиями;
- овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями;

—

овладение

универсальными регулятивными действиями.
 своение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных
областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в
том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и
универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
 способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
 готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к
участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
 способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
 способность к совместной деятельности;
 овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в
различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
 владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
 владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако- символических
средств;
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
 устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений
по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
 использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать

гипотезу

об

истинности

собственных

суждений

и

суждений

других,

аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по ре зультатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных
выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником
или сформулированным самостоятельно;
 эффективно

запоминать

универсальных

учебных

и

систематизировать

познавательных

информацию.

действий

Овладение

обеспечивает

системой

сформированность

когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной
форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
 публично представлять результаты решения задачи, выпол ненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной

проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;

 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать ре шение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
 регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других, не осуждая;
 открытость себе и другим;

 осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение

системой

универсальных

учебных

регулятивных

действий

обеспечивает

формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
 понимание

прослушанных

или

прочитанных

учебно-научных,

официально-деловых,

публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов
речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
 формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
 подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;
 овладение умениями

информационной

переработки прослушанного

или

прочитанного текста;
 выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в
тексте;
 представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного
текста в виде таблицы, схемы;
 комментирование текста или его фрагмента;
 извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование
ею;
 анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых
высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;
 определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
 овладение

умениями

смыслового

анализа

художественной

литературы,

умениями

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
 умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения;
 выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять

особенности языка художественного произведения;
 овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения
эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями,
и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад
достижение следующих предметных результатов по

учебному

в

предмету

«Математика»:
Использовать в

практических (жизненных) ситуациях

следующие

предметные

математические умения и навыки:
 сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные
дроби, рациональные и иррациональные числа;
 выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с

рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений;
 округлять числа;
 вычислять значения числовых выражений;
 использовать калькулятор;
 решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость,
время,

расстояние,

цена,

количество,

стоимость),

связанные

с

отношением,

пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления
личными и семейными финансами),
 решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и
алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»;
пользоваться основными единицами измерения: цены, массы;
 расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие;
 интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
 извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице,
линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные
данные, использовать данные при решении задач;
 представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики;

оперировать

статистическими

характеристиками:

среднее

арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового
набора;
 оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически
достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
 пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать
терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка;
 приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских
и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в
пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур;
 пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие;
использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения;
 применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника,
теорему

Пифагора,

расстояний, площадей;

тригонометрические

соотношения

для

вычисления

длин,

 находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба;
 вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из
прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга;
 вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям;
 решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических
ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины,
площади, объема; выражать одни единицы величины через другие;
 использовать алгебраическую терминологию и символику;
 выражать формулами зависимости между величинами;
 понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и
интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей,
использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
 переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с
контекстом задачи полученный результат;
 использовать неравенства при решении различных задач;
 решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями,
использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области
«Естественно-научные предметы»:
 умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
 умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования,
применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в
соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
 умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
 умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава
и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и
окружающую природную среду;
 умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов;

 сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия;
 о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их
преодоления;
 умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности;
 умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
 умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая
базовые

финансово-экономические

понятия,

отражающие

важнейшие

сферы

финансовых отношений;
 формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в
финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
 формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие
выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные
взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на
определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
 формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия
решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых
рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
 формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и
окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе
фишинг);
 формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с
личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств,
применения недобросовестных практик);
 приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере
управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад

в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для
соответствующей предметной области;
 формирование предпосылок научного типа мышления;
 освоение

деятельности

по

получению

нового

знания,

его

интерпретации,

преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
 способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия,
сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
 проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
 демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений,
выражений и т.п.;
 предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области
энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми
потребностями, в области межличностных взаимоотношений.
2. Тематическое

планирование

курса

внеурочной

деятельности
«Функциональная грамотность» (10-11-е классы) 10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п Тема занятия

Форма проведения Часы

ЦОР/ЭОР

Дата

занятия
Модуль «Функциональная грамотность»
1

2

Потребление или

Поисковые

инвестиции?

научные

Активы

в

измерениях.

трех исследования.

и1

1

Как Диспут

сберечь личный
капитал?
3

Модель

трех

1
Открытые

капиталов.
4

Риски
предпринимательства
.

1

задания
https://fioco.ru/

on-line
PISA

5

Бизнес- инкубатор.

1

Бизнес-план.
6

Российская
электронная

Государство и малый

1

школа

https://resh.edu.ru/

бизнес.
7

Бизнес подростков и

1

идеи. Молодые
предприниматели.
8

Кредит и депозит.

1

9

Расчетно-кассовые

1

операции

и

риски,

связанные с ними.
Модуль «Читательская грамотность»
10

Определение

Поисковые

основной темы и

научные

идеи в

исследования.

драматическом

Диспут

и1

произведении.
11

Учебный текст как

1

источник
Открытые

информации.
12

Сопоставление
содержания

1

текстов

задания

on-line
PISA

https://fioco.ru/

официально –

13

делового стиля.

Российская

Деловые ситуации в

электронная

текстах.

https://resh.edu.ru/

Применение

1

информации из
текста в измененной
ситуации.
14

Типы текстов: текстинструкция (указания
к
выполнению работы,

1

школа

правила, уставы,

законы).
15

Поиск

ошибок

в

1

на

1

Работа с несплошным

1

предложенном
тексте.
16

Типы

задач

грамотность.
Информационные
задачи.
17

текстом:

формы,

анкеты, договоры.
Модуль «Математическая грамотность»
18-19

Информация в форме Поисковые
таблиц, диаграмм
столбчатой

научные
или исследования.

круговой, схем.
20-21

22-23

и2

Диспут

Применение формул

2

в повседневной

Открытые

жизни.

задания

Формулировка
ситуации

на

2

Применение

2

электронная

школа

https://resh.edu.ru/

понятий, фактов.
Интерпретация,
использование

https://fioco.ru/
Российская

математических

26-27

PISA

языке

математики.
24-25

on-line

2
и

оценивание
математических
результатов.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»

28-29

Применение

Поисковые

и2

естественнонаучных научные
знаний

для исследования.

объяснения

Диспут

различных явлений.
30-31

Распознавание,
использование

2
Открытые

и

создание

задания

объяснительных

https://fioco.ru/

on-line
PISA

моделей и
Российская

представлений.
32-33

Научное обоснование

2

прогнозов о

электронная

школа

https://resh.edu.ru/

протекании процесса
или явления.
34

Объяснение
принципа

1
действия

технического
устройства

или

технологии.
11 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ п/п Тема занятия

Форма проведения Часы
занятия

Модуль «Функциональная грамотность»
1

Удивительные факты Поисковые

и1

и истории о деньгах. научные
2

3

Нумизматика.

исследования

«Сувенирные»

Диспут

деньги.

заданий на

Откуда

берутся платформе

1
Разбор
РЭШ. 1

деньги? Виды

Видео-лекции,

доходов.

мастер-классы,

ЦОР/ЭОР

Дата

4

Заработная

плата. семинары,

Почему у всех она

1

викторины

задания

разная? От чего это Образовательного

5

6

Открытые

PISA

https://fioco.ru/

зависит?

Альянса

Собственность и

Столицы «Сбер в 1

Российская

доходы от нее.

пример»,

электронная

Южной

плата, «Финансовая

Арендная

on-line

1

школа

https://resh.edu.ru/

проценты, прибыль, грамотность»
дивиденды
7

Социальные

1

выплаты: пенсии,
пособия.
8

Как

заработать

1

деньги? Личные
деньги.
9

Мир профессий и для

1

чего нужно учиться?
Модуль «Читательская грамотность»
10

Формирование

Поисковые

и1

читательских умений научные
с опорой на текст и

исследования

внетекстовые знания. Диспут
11

Разбор

текст заданий на

Электронный

1

платформе РЭШ.

как источник
информации.
12

Сопоставление
содержания

1

задания

текстов

научного стиля.
13

Образовательные

Открытые

1
Российская

Критическая

электронная

степени
достоверности,
содержащейся в

PISA

https://fioco.ru/

ситуации в текстах.
оценка

on-line

школа

https://resh.edu.ru/

тексте информации.

14

Типы текстов: текст-

1

аргументация
(комментарий,
научное
обоснование).
15

Составление плана

1

на основе исходного
текста.
16

Типы

задач

на

1

грамотность.
Аналитические
(конструирующие)
задачи.
17

Работа со

1

смешанным текстом.
Составные тексты
Модуль «Математическая грамотность»
18

19-20

Числа

и

единицы Поисковые

измерения:

время, научные

деньги,

масса, исследования

и1

температура,

Диспут

Разбор

расстояние.

заданий на

Вычисление

платформе РЭШ.

2

величины,
применение
пропорций

прямо

Открытые

пропорциональных

задания

отношений

https://fioco.ru/

решения проблем.

для

on-line
PISA

21-22

Текстовые

задачи,

2

Российская

решаемые

электронная

арифметическим

https://resh.edu.ru/

способом:

школа

части,

проценты,
пропорция,
движение, работа
23-24

Инварианты:

задачи

2

на четность
(чередование,
разбиение на пары).
25-26

Логические

задачи,

2

решаемые с
помощью таблиц.
27

Графы

и

их

1

применение в
решении задач.
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
28

Тело и вещество.

Поисковые

Агрегатные

научные

и1

состояния вещества исследования
29

Масса.

Измерение Диспут

Разбор 1

массы тел. Строение заданий на

30

задания

платформе РЭШ.

вещества
Атомы и молекулы.
Тепловые явления.
Тепловое расширение
тел. Использование
явления

теплового

расширения для
измерения
температуры.

on-line
PISA

https://fioco.ru/
1
Российская

Модели атома.
31

Открытые

1

электронная

школа

https://resh.edu.ru/

32

Плавление

и

1

отвердевание.
Испарение

и

конденсация.
Кипение.
33

Представления
Вселенной.

о

1

Модель

Вселенной. Модель
солнечной системы.
34

Царства живой

1

природы.

Электронные ресурсы и банки заданий
Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
Федеральный банк заданий по функциональной грамотности – https://fg.resh.edu.ru
Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки
функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhkapedagogichesk/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».