MиIIисTЕPсTBO
IIPOсBEщEIIИЯ P oСсийскoЙ
ошдшPAции
MинистepстBo oбpaзoвaния opeпбypгскoй oблaсти
Aвтoнoмнaя нeкoМlvtеpчrскaяopгaпизaция oбщeoбpaзoBaтrЛьнaяopгaнизaция
<
г. opскa
Opенбypгскoй oблaстш>
PAссNIoTPЕIIo
Ha пeдaгoгичеcкoМ
сoBeTe
ПpoтoкoлNrl
oт 29.08.2025г.
сoгЛAсoBAIIo
УTB
Нaзaceдaнип
МeTo.цичrскoгo
oбъeдинении уrителей
кyльтypьr,oБЗP
физитеской
пpoтoкoлЛbl oт
28.08.2025r.
PAБOЧAЯ ПPOгPAшIMA
yиебнoгo ПpеДIиеTa<<Физическaя кyЛЬTyрa))
(мoдyль <>)
для oбyv€ ш oщиxся 10 _ 1l клaссoв
Coстaвитель:ЕвДoкимoвaC.A.
opск.2025г.
Пояснительная записка
Цель программы
Формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
своего здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Задачи программы
Содействовать гармоничному физическому развитию, выработать умения использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам.
Сформировать общественные и личностные представления о престижности высокого
уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности.
Расширить
двигательный
опыт
посредством
овладения
новыми
двигательными
действиями базовых видов спорта, упражнения современных оздоровительных систем
физической культуры и прикладной физической подготовки, а также сформировать
умения применять их в различных по сложности условиях.
Сформировать знания и представления о современных оздоровительных системах
физической культуры, спортивной тренировки и соревнований.
Сформировать
знания
и
умения
оценивать
состояние
собственного
здоровья,
функциональных возможностей организма, проводить занятия в соответствии с данными
самонаблюдения и самоконтроля.
Сформировать
тренировки,
знания
значении
о
закономерностях
занятий
физической
двигательной
культурой
активности,
для
будущей
спортивной
трудовой
деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовке к службе в
армии.
Сформировать
адекватную
самооценку
личности,
нравственного
самосознания,
мировоззрения, коллективизма, развивать целеустремлённость, уверенность, выдержку,
самообладание.
Развивать психические процессы и обучение основам психической регуляции.
Закрепить потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным
видом спорта.
Воспитать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, честность,
отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, содействие
развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной деятельности.
Форма организации модуля «Спортивные игры» - учебный элективный курс.
Планируемые результаты освоения модуля «Спортивные игры»
Личностные результаты отражаются в готовности
и
способности
учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению. Они проявляются в способностях
ставить цели и строить жизненные планы, осознавать российскую гражданскую
идентичность в поликультурном социуме. К ним относятся сформированная мотивация к
обучению и стремление к познавательной деятельности, система межличностных и
социальных отношений, ценностно-смысловые установки, правосознание и экологическая
культура.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных
символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценности здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом
самосовершенствовании,
деятельностью,
неприятие
вредных
занятиях
привычек:
спортивно-оздоровительной
курения,
употребления
алкоголя,
наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, формирование умения оказывать
первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможности реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных
проблем;
сформированность
экологического
мышления,
понимания
влияния
социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды, опыта экологонаправленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты включают в себя освоенные учащимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), способность использования этих действий в познавательной и социальной
практике. К метапредметным результатам относятся такие способности и умения, как
самостоятельность в планировании и осуществлении учебной, физкультурной и спортивной деятельности, организация сотрудничества со сверстниками и педагогами,
способность к построению индивидуальной образовательной программы, владение
навыками учебно-исследовательской и социальной деятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее
— ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные, языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Изучение модуля должно создать предпосылки для освоения учащимися различных
физических упражнений с целью использования их в режиме учебной и производственной
деятельности для профилактики переутомления и сохранения работоспособности.
Наконец одно из самых серьезных требований – научение владению техникотактическими приемами (умениями) базовых видов спорта и применение в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
умение использовать разнообразные виды и формы физкультурной деятельности для
организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в
подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО;
овладение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания
работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учёбой и
производственной деятельностью;
овладение основными способами контроля индивидуальных показателей здоровья,
умственной и физической работоспособности, физического развития и физических
качеств;
владение
физическими
упражнениями
разной
функциональной
направленности,
использование их в режиме учебной и производственной деятельности с цель
профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
овладение техническими приёмами и двигательными действиями базовых видов спорта с
помощью их активного применения в игровой и соревновательной деятельности;
умение излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и
значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
способность оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснят ошибки и
способы их устранения;
умение организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и соревнования,
осуществлять их объективное судейство;
умение бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования
техники безопасности;
умение организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой
направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной
дозировкой нагрузки;
умение
характеризовать
физическую
нагрузку
по
показателю
частоты
пульса,
регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
развитие навыков взаимодействия со сверстниками по правилам подвижных игр и
соревнований;
умение в доступной форме объяснить правила (технику) двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
умение подавать строевые команды, вести счёт при выполнении общеразвивающих
упражнений;
умение выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком уровне,
характеризовать признаки технического исполнения; технические действия в базовых
видах спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
умение применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание модуля
Подвижные и спортивные игры.
Волейбол:
влияние занятий волейболом на готовность ученика трудиться;
прием мяча у сетки;
отбивание мяча снизу двумя руками через сетку на месте и в движении;
верхняя прямая подача;
блокирование мяча;
прямой нападающий удар через сетку с шагом;
прыжки вверх с места, с шага, с трех шагов (серия 3-6 по 5-10 раз).
Баскетбол:
понятие о тактике игры;
практическое судейство;
повороты в движении без мяча и после получения мяча в движении;
ловля и передача мяча двумя и одной рукой при передвижении игроков в парах, тройках;
ведение мяча с изменением направлений (без обводки и с обводкой);
броски мяча в корзину с различных положений;
учебная игра.
Подвижные игры и игровые упражнения:
коррекционные;
с элементами общеразвивающих упражнений;
с лазанием и перелезанием;
с акробатикой и равновесием;
с бегом на скорость;
с прыжками в высоту и в длину;
с метанием мяча на дальность и в цель;
с элементами пионербола, волейбола, мини-футбола и баскетбола.
Место модуля «Спортивные игры» в учебном плане
Рабочая программа модуля «Спортивные игры» в 10-11 классах рассчитана на 68 учебных
часа, из них в 10 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели) и в 11 классе 34 ч. (1 ч. в
неделю, 34 учебные недели).
Тематическое планирование 10 класс
№
урока
Тема урока
Количество
Электронные
часов
образовательные ресурсы
«Спортивные игры (футбол)».
1.
ТБ
на
уроках
по
футболу. 1
Совершенствование
техники
передвижений,
http://videouroki.net
остановок,
поворотов и стоек.
2.
Футбол. Удар по катящемуся мячу 1
внешней стороной подъема, носком,
http://videouroki.net
серединой лба (катящемуся мячу).
3.
Футбол.
Совершенствование 1
техники ведения мяча.
uchportal.ru/
«Спортивные игры (баскетбол)».
4.
Баскетбол.
ТБ
на
баскетболу.
закрепление
уроках
по 1
Дальнейшее
техники
ловли
и
передач мяча.
5.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teache
r/?&subject[]=38
http://uslide.ru/fizkultura
техники ведения мяча.
6.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники
бросков
мяча.
Броски
http://videouroki.net
одной и двумя руками в прыжке.
7.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники вырывания и выбивание
uchportal.ru/
мяча, перехвата.
8.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники владения мячом и развитие
http://videouroki.net
координационных способностей.
9.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
техники
перемещений,
владения
http://videouroki.net
мячом и развитие координационных
способностей.
10.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление 1
тактики игры.
11.
Баскетбол. Позиционные нападения 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
и
личная
защита
в
игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3.
12.
Баскетбол.
Нападение
быстрым 1
http://videouroki.net
прорывом (3:2).
13.
Баскетбол.
(трех)
Взаимодействие
игроков
в
двух 1
нападении
и
uchportal.ru/
защите (тройка и малая, через
«заслон», восьмерка).
14.
Баскетбол. Игра по упрощенным 1
http://videouroki.net
правилам баскетбола.
15.
Баскетбол. Учебная игра.
16.
Баскетбол.
1
Совершенствование 1
uchportal.ru/
http://www.fizkult-ura.ru/
психомоторных способностей.
«Спортивные игры (волейбол)».
17.
Волейбол.
волейболу.
ТБ
на
уроках
по . 1
Совершенствование
http://uslide.ru/fizkultura
техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек
18.
Волейбол. Передача мяча над собой 1
во встречных колоннах. Отбивание
http://videouroki.net
мяча кулаком через сетку.
19.
Волейбол. Игра по упрощённым 1
правилам
волейбола.
uchportal.ru/
Совершенствование психомоторных
способностей и навыков игры.
20.
Волейбол. Развитие выносливости.
1
http://videouroki.net
21.
Волейбол. Развитие скоростных и 1
http://videouroki.net
скоростно-силовых способностей.
22.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
мяча с расстояния 3 метра от сетки.
23.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
мяча Прием передача.
24.
Волейбол.
техники
Дальнейшее
прямого
обучение 1
нападающего
http://videouroki.net
удара.
25.
Волейбол.
Дальнейшее
обучение 1
тактики игры. Совершенствование
тактики
освоенных
игровых
Подвижные
игры
uchportal.ru/
действий.
26.
Волейбол.
и 1
игровые задания, приближенные к
содержанию
http://videouroki.net
разучиваемых
спортивных игр.
«Спортивные игры (русская лапта)».
27.
Русская лапта. ТБ на уроках по 1
http://videouroki.net
русской лапте.
28.
Русская
лапта.
Основной 1
спортивный инвентарь для игры в
uchportal.ru/
русскую лапту.
29.
Русская лапта. Закрепление стойки 1
http://videouroki.net
игрока. Передвижения игроков.
30.
Русская лапта. Игры, подводящие к 1
http://videouroki.net
игре «Лапта», «Вызов номеров».
31.
Русская лапта. Ловли и передачи.
32.
Русская лапта. Игра по упрощенным 1
1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
правилам в мини-лапту.
33.
Русская лапта. Тактика игры в 1
http://videouroki.net
нападении.
34.
Русская лапта. Учебная игра.
1
uchportal.ru/
Количество
Электронные
часов
образовательные ресурсы
11 класс
№
Тема урока
урока
«Спортивные игры (футбол)».
1.
Футбол. ТБ на уроках по футболу. 1
uchportal.ru/
Совершенствование
техники
передвижений,
остановок,
поворотов и стоек.
2.
Футбол. Удар по летящему мячу 1
внутренней
стороной
средней
частью
стопы
и
подъёма.
http://videouroki.net
Закрепление техники ударов по
мячу и остановок мяча.
3.
Футбол.
Совершенствование 1
техники ведения мяча.
«Спортивные игры (баскетбол)».
4.
Баскетбол.
ТБ
на
уроках
по 1
баскетболу. Закрепление техники
передвижений,
http://videouroki.net
остановок,
поворотов и стоек.
5.
Баскетбол.
Закрепление
техники 1
ловли и передач мяча.
6.
Баскетбол.
Закрепление
техники 1
бросков мяча. Броски одной и двумя
uchportal.ru/
http://videouroki.net
руками в прыжке.
7.
Баскетбол.
Закрепление
вырывания
и
техники 1
выбивания
мяча,
http://videouroki.net
перехвата.
8.
Баскетбол.
Закрепление
тактики 1
игры.
9.
Баскетбол. Игра по упрощённым 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
правилам баскетбола.
10.
Баскетбол.
Нападения
быстрым 1
http://videouroki.net
прорывом (3:2).
11.
Баскетбол.
Взаимодействия
двух 1
игроков в нападении и защите.
12.
Баскетбол.
Дальнейшее
вырывания
и
техники 1
выбивания
мяча,
uchportal.ru/
http://videouroki.net
перехвата.
13.
Баскетбол. Игры по упрощенным 1
правилам баскетбола.
14.
Баскетбол.
Совершенствование 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
психомоторных способностей
15.
Баскетбол. Позиционные нападения 1
и личная защита 3:3, 4:4 на одну
http://videouroki.net
корзину.
16.
Баскетбол. Учебная игра.
1
uchportal.ru/
«Спортивные игры (волейбол)».
17.
Волейбол.
ТБ
волейболу.
на
уроках
по 1
Совершенствование
http://videouroki.net
технике передвижений, остановок.
18.
Волейбол. Передача мяча у сетки и 1
в прыжке через сетку. Передача
uchportal.ru/
мяча сверху, стоя спиной к цели.
19.
Волейбол.
Совершенствование 1
психомоторных
способностей
и
http://videouroki.net
навыков игры.
20.
Волейбол.
Совершенствование 1
http://videouroki.net
координационные способности.
21.
Волейбол.
Прием
мяча, 1
отраженного сеткой.
22.
Волейбол. Нижняя прямая подача 1
uchportal.ru/
http://videouroki.net
мяча в заданную часть площадки.
23.
Волейбол.
Прямой
нападающий 1
http://videouroki.net
удар при встречных передачах.
24.
Волейбол.
Тактика
Совершенствование
игры. 1
тактики
uchportal.ru/
освоенных игровых действий.
25.
Волейбол.
тактики
Совершенствование 1
освоенных
игровых
действий. Игра в нападении в зоне
uchportal.ru/
3.
26.
Волейбол. Терминологии избранной 1
спортивной игры; техники ловли,
http://videouroki.net
передачи, ведения мяча или броска,
тактики нападений и защиты.
«Спортивные игры (русская лапта)».
27.
Русская лапта. ТБ на уроках по 1
http://videouroki.net
русской лапте.
28.
Русская
лапта.
Основной 1
спортивный инвентарь для игры в
uchportal.ru/
русскую лапту.
29.
Русская лапта. Обучение стойки 1
http://videouroki.net
игрока. Передвижения игроков.
30.
Русская лапта. Игры, подводящие к 1
http://videouroki.net
игре «Лапта», «Вызов номеров».
31.
Русская лапта. Ловли и передачи.
32.
Русская лапта. Игра по упрощенным 1
1
правилам в мини-лапту.
uchportal.ru/
uchportal.ru/
33.
Русская лапта. Учебная игра.
1
http://videouroki.net
34.
Русская лапта. Учебная игра.
1
http://videouroki.net
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебник « Физическая культура 10-11 классы». В.И.Ляха. – М: Просвещение, 2021г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков,В.А. Тишко. М: Просвещение , 2009г.
Физическая культура. Методические рекомендации. 10-11 класс: учебное пособие для
общеоб. Организаций В.И. Лях.- М: Просвещение 1017г.
Готовимся в выполнению норпмативов ГТО 10-11 классы. Г.И. Погадаев. Методическое
пособие. М: издательство « Дрофа» корпорация « Российский учебник».