РП внеурочной деятельности Основные вопросы информатики

MиIIисTЕРCTB9

IIP9сBЕщEIIfuIЯ P oСсийскoй

ошдшPAции

lVIинистrpсTBo oбpaзoвaния opенбypгскoй oблaсти
Чaстнoe oбщеoбpaзoBaтеЛЬнoе учpeil(Дение
''Cpeдняя oбщеoбpaзoBaTеЛЬHaя ПIкoЛa'lPекopД'' г. Opскa

opeнбypгскoйoблaсти''

CoГЛACoBAHo

УTBЕPжшHq

PACCMoTPЕHo

нa зaсe,цaнии MеTo.циЧескoГo нa.Пe,цaгoГическoМ
.Y4ИTeлей
сoBеTе
o бъ e.цине ътИИ
IIpoToкoл Ng r'
физикo-мaTeMaTичrскoгo
oT <<аf >>ОdP 2023 r.

цикJIa
пpoToкoJIN,_loт <>oap 202З t,

PAБOЧAЯ IIPOгPAMMA
кypсa Bllrypoчнoй ДеятeЛьнoсTи <
для oбуlaloщиxся

9 клaссoв

г. opск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Основные вопросы информатики»
на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения

основной

образовательной

программы

основного

общего

образования,

представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа курса даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития
обучающихся средствами информатики на базовом уровне, устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам.
Программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного
материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного
вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ,
государственной итоговой аттестации).
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт
развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности,

государства,

информационных

общества,

ресурсов

и

понимания

роли

информационных

информационных

технологий

в

процессов,

условиях

цифровой

трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение

условий,

способствующих

развитию

алгоритмического

мышления

как

необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более
простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее, определять шаги
для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационнокоммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией,
программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и
этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области
информационных

технологий

и

созидательной

деятельности

с

применением

средств

информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и
возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;

основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии,
управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения
обучающегося,

его

функционирования

жизненную
и

позицию, закладывает

использования

информационных

основы

понимания принципов

технологий

как

необходимого

инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических
достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности,
освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках
образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных
ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, то есть ориентированы
на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основные вопросы инфоратики» –
сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения,
представления

об

истории

и

тенденциях

развития

информатики

периода

цифровой

трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической
деятельности, для их решения с помощью информационных технологий, умения и навыки
формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом
моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения
алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из
языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ
(приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью
практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и права, основами
информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью
информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи курса определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде
следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;

теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
На изучение курса отводится 102 часа в 9 классе – 34 недели (3 часа в неделю).

Форма организации курса внеурочной деятельности «Основные
вопросы информатики» - элективные занятия.
ПЛАНИРУЕМЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

курса

внеурочной

деятельности

«Основные вопросы информатики»
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и
социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у обучающегося
будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию,
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества, владение
достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области
информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность
оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное неприятие
асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том
числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в том числе навыков
безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовность
оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых

норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных
процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности
научной картины мира;
интерес

к

обучению

и

познанию,

любознательность,

готовность

и

способность

к

самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта,

наблюдений,

поступков

и

стремление

совершенствовать

пути

достижения

индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных
технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка на
здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности,

связанных

с

информатикой,

программированием

и

информационными

технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с
учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения курса отражают овладение универсальными учебными
действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов
и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать

надёжность

информации

по

критериям,

предложенным

учителем

или

сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие
и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче,
формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая
качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие
решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к
любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 9 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения:
разбивать задачи на подзадачи, составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых
последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов,
суммы или

количества элементов с

заданными

свойствами) на одном из

языков

программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);
раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей, оценивать
адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической структуры,
находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств
обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых данных, в
том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием
встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения),
абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных
предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы,
облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки)) в учебной и повседневной деятельности;

приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных
услуг, образовательных сервисов Интернета в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения,
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и
криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).
5.Тематическое планирование
Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1. Представление информации
Информация. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и
формальные языки. Формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование
объектов и процессов. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения
количества информации.
1.2. Передача информации
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи
информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции,
выражения Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
1.3 Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о
программировании.

Алгоритмические

конструкции.

Обрабатываемые

объекты:

цепочки

символов, числа, списки, деревья.
1.4 Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Основные компоненты компьютера и их функции. Командное взаимодействие пользователя с
компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура.
Программное обеспечение общего назначения.
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Основные устройства, используемые в ИКТ.
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ; простейшие операции по
управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т.д.);
использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические,
эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ. Создание,
именование, сохранение, удаление объектов, организация их. семейств. Файлы и файловая

система. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.
Оценка количественных параметров информационных объектов. Объём памяти, необходимый
для хранения объектов. Оценка количественных параметров информационных процессов.
Скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.
2.2 Запись средствами ИКТ информации об объектах и о процессах окружающего мира.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой
информации с использованием различных устройств. Запись музыки с использованием
различных устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием
различных устройств.
2.3 Создание и обработка информационных объектов.
Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы,
ссылки, заголовки, оглавления. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков,
таблиц, изображений, диаграмм, формул. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание
записей в базе данных. Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов
графического редактора, сканера, графического планшета; использование готовых графических
объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.
2.4 Поиск информации.
Компьютерные

энциклопедии

и

справочники;

информация

в

компьютерных

сетях,

некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги,
поисковые машины, формулирование запросов
2.5 Проектирование и моделирование.
Чертежи.

Двумерная

конструирование
преобразования

графика.

графических
фрагментов

и

Использование
объектов:
компонентов.

стандартных

выделение,
Диаграммы,

графических

объединение,
планы,

объектов

и

геометрические

карты.

Простейшие

управляемые компьютерные модели.
2.6 Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.
Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных,
переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.
Представление формульной зависимости в графическом виде.
2.7 Организация информационной среды
Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, вебстраницы, презентации с использованием шаблонов. Электронная почта как средство связи,
правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение
информационных объектов из компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального

использования (в том числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного
использования

информационных

ресурсов.

Примеры

организации

коллективного

взаимодействия: форум, телеконференция, чат.
Дифференциация содержания элективного курса по типологии задания на ГИА.
№

Название (темы) модуля

Количест Электронные
во часов

(цифровые)
образовательные
ресурсы

1.

Представление и передача информации

21

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a17
cb12
2.

Обработка информации

21

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a16
1966
3.

Основные устройства ИКТ

11

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a17
ed54
4.

Проектирование и моделирование

11

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a17
c392
5.

Математические

инструменты,

электронные 17

таблицы

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/8a17
e08e

6.

Организация информационной среды, поиск 21

Библиотека

информации

https://m.edsoo.ru/8a16
2e7e

Общее количество часов

102

ЦОК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Информатика, 9 класс/ Босова Л.Л., Босова А.Ю., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
https://bosova.ru/metodist/authors/informatika/3/mo.php
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://m.edsoo.ru/7f41646e
http://teacher-of-info.ucoz.ru/index/bosova/0-4
https://resh.edu.ru/subject/19/
https://fipi.ru
https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge
https://inf-oge.sdamgia.ru/
https://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».