MиIIиCTЕPсTBO
IIPOсBЕIЦЕ ldivlЯPoссиЙCкoЙ
ФЕДЕPAции
MинистеpсTBo oбpaзoвaния Opенбyргскoй oблaсти
Чaстнoе oбщеoбpaзoBaTeЛЬнoе yчpежДеHиr
''Cредняя oбщеoбpaзoBaTеЛьнaяЦIкoЛa''РeкopД'' г. oрскa
opeнбypгскoйoблaсти''
CoГЛACoBAнo
PAсCМoТPЕнo
Ha ЗaсеДaнии МеToДическoГo нa ше.цaГoГиЧrскoМ
сoBеTr
объединеНИИ YIИTелей
/
ПpoтoкoЛNs
r сTесTBеI{Ho-гyMaHиTapI{oгo
oт <ь2t >>of, 2023r.
цикJIa
IIpoToкoлNs_ r
oт <<е?
€ >>Pf 2О2З r.
PAБOЧAя IIPOгPAMMA
кypсa BIIеypoЧнoй ДеяTeЛЬнoсTи (ПpaкTичeскoе
для oбуraloщиxсЯ 9 клaссoв
opск 2023
oбществoзIlaние>
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ. В условиях
реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки
учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по подготовке к ОГЭ по
обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке
к государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия
ориентированы на
повторение,
систематизацию
и
углублённое
изучение
курса
обществознания основной средней школы, а также на подготовку учащихся 9-х классов к
ОГЭ.
Цель курса:
- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях,
закономерностях, взаимосвязях.
Задачи курса:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной
информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации:
• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной
среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в
области
социальных
отношений,
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности,
правоотношений,
семейно-бытовых
отношений.
Программа
предусматривает
формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами на этапе
основного общего образования являются:
• умение сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата); • владение такими видами публичных
выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием
проектной деятельности, на занятиях и в доступной социальной практике, рассчитанных
на: - использование элементов причинно-следственного анализа; - исследование
несложных реальных связей и зависимостей; - определение сущностных характеристик
изучаемого объекта; - выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов; - поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа; - перевод информации из одной знаковой системы в другую,
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; объяснение изученных положений на конкретных примерах; - оценку своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе
для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в
повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических
требований; - определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- систематичность и последовательность.
Планируемые результаты освоения курса:
В результате обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:
-анализировать документы;
- анализировать публикации в периодических изданиях;
- работать с диаграммами и таблицами;
- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным
проблемам;
- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;
- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности
обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её
смысл;
- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в
соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях
заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить
исправления в бланк экзаменационной работы)
- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Основные формы работы: индивидуальная и групповая.
Основные методы:
- работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация
понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);
- изучение материалов СМИ, интернет-материалов;
- дискуссии, проектная деятельность;
- практические занятия по решению учебных задач;
Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение
ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.
Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы,
схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал).
Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов
«Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По
итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по аналогии ОГЭ.
Форма
организации
курса
внеурочной
«Практическое обществознание» - элективные занятия.
деятельности
Содержание внеурочного курса «Практическое обществознание»
9 класс (136часа)
Введение. (1 час)
ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся со
структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.
Тема 1. Человек и общество (18 часов)
Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные
институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные
формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.
Тема 2 Духовная сфера (32 часов)
Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм.
Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и
самообразование. Образование – сочетание интересов личности и общества. Право на
доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и
элитарная культуры. Молодежные субкультуры.
Тема 3. Социальная сфера (24 часов)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы.
Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся
поведение. Социальный конфликт и пути его решения.
Тема 4. Экономическая сфера (24часов)
Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый
национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция.
Уровень
занятости.
Экономические
системы
и
собственность.
Приватизация.
Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки.
Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав
потребителей.
Тема 5. Политическая сфера (20часов)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы
государства: формы правления и формы территориального государственного устройства.
Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое
государство.
Тема 6. Право (12 часов)
Право и его роль в жизни общества. Конституция РФ. Органы власти РФ. Права и
свободы и их гарантии. Международное гуманитарное право. Виды правоотношений
Итоговое повторение. Решение типовых заданий ОГЭ. (6 часа)
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Практическое
обществознание» – 9 класс (4 час в неделю, всего 136 часов)
№
п/п
Наименование разделов и тем
программы
1.1
Общество как динамичная
саморазвивающаяся система
Количество часов
всего
6
контрол
ьные
работы
практи
ческие
работы
Электронные
(цифровые)
образователь
ные ресурсы
https://socoge.sdamgia.ru
/
1.2
Взаимосвязь экономической,
социальной, политической и
духовной сфер общества.
Важнейшие социальные
институты.
6
1.3
Биологическое и социальное в
человеке. Деятельность
человека, ее основные формы.
Аграрное, индустриальное,
постиндустриальное общество.
6
1
https://socoge.sdamgia.ru
/
2.2
Личность и мораль.
6
1
https://socoge.sdamgia.ru
/
2.3
Нравственность, этика,
моральные ценности и идеалы.
Гуманизм. Патриотизм,
гражданственность.
8
https://socoge.sdamgia.ru
/
2.4
Наука в жизни современного
общества. Образование и
самообразование. Образование –
сочетание интересов личности и
общества. Право на доступ к
культурным ценностям.
10
https://socoge.sdamgia.ru
/
2.5
Формы и разновидности
культуры. Народная, массовая
и элитарная культуры.
Молодежные субкультуры.
8
3.1
Социальная структура общества.
Социальная мобильность.
8
https://socoge.sdamgia.ru
/
3.2
Социальные группы.
Социальные статусы и роли.
8
https://socoge.sdamgia.ru
/
3.3
Нации и межнациональные
отношения. Отклоняющееся
поведение. Социальный
конфликт и пути его решения.
8
4.1
Измерители экономической
деятельности. Валовый
внутренний продукт, валовый
национальный продут,
национальный доход.
8
https://socoge.sdamgia.ru
/
1
1
https://socoge.sdamgia.ru
/
https://socoge.sdamgia.ru
/
https://socoge.sdamgia.ru
/
4.2
Государственный бюджет.
Инфляция. Уровень занятости.
Экономические системы и
собственность. Приватизация.
Собственность и
несовершеннолетние.
Неравенство доходов и
экономические меры социальной
поддержки.
8
4.3
Потребитель и его права.
Источники информации для
потребителей. Защита прав
потребителей
8
5.1
Власть. Роль политики в жизни
общества.
4
https://socoge.sdamgia.ru/
5.2
Понятие и признаки государства.
Формы государства: формы
правления и формы
территориального
государственного устройства.
Политические режимы
8
https://socoge.sdamgia.ru/
5.3
Местное самоуправление.
Гражданское общество и правовое
государство.
8
6.1
Право и его роль в жизни
общества. Конституция РФ.
Органы власти РФ. Права и
свободы и их гарантии.
4
https://socoge.sdamgia.ru/
6.2
Международное гуманитарное
право
4
https://socoge.sdamgia.ru
6.3
Виды правоотношений.
4
https://socoge.sdamgia.ru
7.1
Решение вариантов ОГЭ
6
https://socoge.sdamgia.ru
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
136
https://socoge.sdamgia.ru
/
1
https://socoge.sdamgia.ru
/
1
6
Интернет-ресурсы:
1. https://soc-oge.sdamgia.ru/ - Решу ОГЭ
2. https://www.examen.ru/tests/oge/obshhestvoznanie/ - Экзамен.ру
https://socoge.sdamgia.ru/
3. http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ - Законы и кодексы РФ. Полные тексты
документов в последней редакции
4. https://www.consultant.ru/ - Консультант Плюс, законодательные акты
5. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge - Открытый банк заданий
ФИПИ
6. https://socionet.ru/ - Научно-образовательная социальная сеть
7. https://yandex.ru/tutor/ - Онлайн тесты
8. http://gia.edu.ru/ru/ - Официальный информационный портал ОГЭ
9. https://foxford.ru/ - Школа Фоксфорд
10. https://www.un.org/ru/sections/general/documents/ - Документы ООН
11. https://www.coe.int/en/web/portal/home - Права человека (и не только)
12. https://examer.ru/oge_po_obshestvoznaniu/2020/ Тесты онлайн
13. https://www.youtube.com/channel/UC7MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw - Школа
обществознания (видео с YouTube)