MиIIиCTЕPсTBo
IIPо сBЕ щЕн ИЯ P o СсийскоЙ
овдшPAции
MинистepсTBo oбpaзoвaния opенбуpгскoй oблaсти
Чaстнoе oбщeoбpaзoBaTrЛьнoе yчpе2l(.цeниe
''Cpедняя oбщеoбрaзoBaTеЛЬнaя цIкoЛa llPекopД'' г. oрскa
opенбypгскoйoблaсти''
CoГЛACoBAнo
PACCMOTPЕHo
нa ЗaсеДaнии МеTo.цичeскoГo нa Пе.IlaГoгическoМ
сoBеTr
oбъе.цинеlяИИY{ИTелей
ПpoToкoл}lb /
MyЗЬIки, ИЗo и Trxl{oЛoгии
oт <<2d|>>
odP 202З г,
ПpoToкoЛNn_tot 202Зт.
oт <>
PAБOЧAя ПPOгPAMМA
кypсa Blleypoчнoй .ЦeятелЬнoсTи
<<УмейBесTи зa сoбoй>>
для oб1^laloщиxся 5 _ 9 кJIaссoB
opск-2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
и
назначение
программы.
Программа
разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и
направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной
деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но за его пределами.
Психосоциальное развитие детей и подростков направлено на становление личности и
формирование социальных навыков. В результате формируется индивидуальный стиль поведения
и эмоционального реагирования, то есть того, как человек воспринимает социальную
действительность и реагируют на нее. Конечной целью этого развития является социальнопсихологическая компетентность личности.
Социально-психологическая компетентность – это способность эффективно взаимодействовать с
окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В ее структуру входит умение
ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и
эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с ними и
реализовать эти способы в процессе взаимодействия. Особую роль здесь играет умение поставить
себя на место другого (эмпатия).
Основы социально-психологической компетентности закладываются в семье, которая формирует
у ребенка первый опыт эмоциональных и деловых отношений между людьми. Однако, авторитет
семьи упал в последние десятилетия. Кроме того, в последние годы значительно обострились
социально-экономические причины, обусловливающие рост сиротства. В среднем по каждому
региону ежегодно выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по различным причинам лишившихся
родительского попечения, появляются социальные сироты. Не способна сформировать у ребенка
адекватные социальные навыки и неблагополучная семья. Для таких детей необходимо
специально организованное социально- психологическое обучение.
Подросток, растущий в семье благополучной или неблагополучной должен уметь общаться с
самыми разными категориями людей, быть способным работать в команде, заинтересовывать и
мотивировать других. Данная проблема и обусловила актуальность написания программы по
развитию навыков общения у подростков.
Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим. Он
является самым острым и самым длительным. В течение этого периода происходит ломка и
перестройка большинства прежних отношений подростка к окружающему его миру и
собственной личности, формируется та жизненная позиция, с которой подросток начинает
самостоятельную жизнь.
Стремление к самоопределению у подростков обусловлено необходимостью становления своего
места в обществе, определения своего назначения в жизни.
Отсутствие адекватных форм общения и моделей социального поведения приводят к
недостаточной подготовленности к дальнейшим жизненным ситуациям. Последствия этих
нарушений сказываются и во взрослой жизни, в трудностях адаптации к новым условиях и
отношениям. В силу неправильно формирующегося опыта общения дети зачастую занимают по
отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Неадекватные аффективные
реакции (драчливость, конфликтность, агрессия, грубость) выступают защитной реакцией на
неудовлетворенность жизненно важных потребностей, позволяющей ребёнку не снижать оценку
своих возможностей.
Социально-психологическое обучение должно учитывать возрастные особенности развития
ребенка и проводиться комплексно по всем трем направлениям: эмоциональному, развитию Яконцепции и самосознания, поведенческому. Для подросткового возраста актуальны задачи:
осознание Я- концепции и типичных стереотипов поведения; формирование приемов
эмоциональной
саморегуляции;
освоение
навыков
уверенного
поведения,
социального
взаимодействия, поведения в условиях межличностных конфликтов; профилактика зависимого
поведения.
Обновленный ФГОС основного общего образования ориентирует современную школу на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Эта задача решается в том числе и
посредством введения курсов внеурочной деятельности. Одним из актуальных из них может стать
курс, связанный с овладением социальными компетенциями.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится все более
важным. К сожалению, многие дети в семье так и не приобретают этого важнейшего социального
навыка, но педагоги и психологи могут научить детей решать конфликты, слушать и понимать
других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь – следовать социальным нормам и
правилам.
Современное устройство общества дает детям, подросткам и взрослым больше возможностей
выбора, что усложняет взаимоотношения, требует учета множества нюансов и аспектов
взаимодействия. Если раньше считалось важным сформировать у школьников корректное
поведение, то большое разнообразие
социальных контактов и ситуаций взаимодействия современного человека делает невозможным
научить ребенка «поступать правильно» и требует развития социальной компетентности.
При этом все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции. Грубое поведение
детей часто повторяет увиденное на телевизионном экране или усвоенное из компьютерной игры.
Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не
понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о
действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и
поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других. Поэтому важно
усиливать психологические связи между детьми, развивать их способность устанавливать и
поддерживать контакты.
Целью курса является формирование социально компетентного поведения у детей и подростков,
которое обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и проблемным ситуациям.
Его компонентами являются: большой и разнообразный набор техник поведения; адекватное
восприятие ситуаций; способность
к
рефлексивному контролю
как
ситуации, так
и
альтернативного поведения.
Программа «Умей вести за собой» направлена на развитие эмоционального и социального
интеллекта через создание в группе детей дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия,
доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с педагогом. Дети приобретают
социальный опыт и учатся общаться с чуткостью и уважением. Кроме того, программа
направлена на формирование навыков конструктивного общения. В процессе участия в данной
программе подростки смогут увидеть себя со стороны собеседника, это научит лучше разбираться
в себе и в окружающих людях. В ходе занятий формируется умение общаться, сохраняя хорошие
отношения, навыки уверенного поведения, способность работать в команде и совместно
принимать решения, которая становится все более важной и актуальной в этом возрасте.
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с обновленными ФГОС
основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей
обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы
основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений
учебных курсов внеурочной деятельности.
Программа разработана таким образом, чтобы ее реализация позволяла:
- обеспечить единство обязательных требований ФГОС к результатам освоения программ
основного общего образования;
- расширить возможности индивидуального развития обучающихся;
- учитывать в работе школьную программу воспитания, то есть соединить учебную и
воспитательную деятельность;
- сочетать индивидуальную и совместную работу обучающихся на основе осознания ими личной
ответственности и объективной оценки личного вклада каждого в решение общих задач.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа реализуется в
работе со школьниками 5 - 8 классов.
Форма организации курса внеурочной деятельности «Умей вести за
собой» - творческое объединение.
Программа курса рассчитана на 34 часа, в рамках которых предусмотрены такие формы
проведения занятий как беседы, обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов,
упражнения на отработку организаторских навыков, коммуникативные и деловые игры,
самостоятельная работа школьников, индивидуальные консультации педагога. Кроме того, формы
занятий
предполагают
сочетание
индивидуальной
и
групповой
работы
школьников,
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность.
Взаимосвязь с
программой
воспитания.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это
проявляется:
- в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в примерной программе воспитания;
- в возможности комплектования разновозрастных групп для организации социально-значимой
совместной деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
примерной программе воспитания;
- в высокой степени самостоятельности школьников в совместной социально- значимой
деятельности, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина своей
страны;
- в ориентации школьников на подчеркиваемую программой воспитания социальную значимость
реализуемой ими деятельности;
- в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их вовлеченность
в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность образования на ее
основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается
примерной программой воспитания.
Особенности работы педагога по программе. На каждом этапе своей работы школьник вправе
рассчитывать на помощь педагога. А педагог должен быть готов такую помощь оказать. Делать
это нужно крайне деликатно: не подменяя своим
трудом труд ребенка, не лишая его самостоятельности, не гонясь за результатом ради результата.
Данный курс носит практико-ориентированный и личностно- ориентированный характер.
Обсуждение большинства тем с обучающимися ведется на основе их личного опыта, их
особенностей. Педагогу очень важно учитывать личностные особенности, внимательно
относиться к индивидуальности каждого обучающегося. В том случае, если возникает риск
психологической травматизации, конфликта, неготовности обучающегося к рефлексии следует
изменить подход к обсуждению темы, сделать его более абстрактным и не оказывать давления на
обучающегося. То же самое в полной мере относится ко всем практическим упражнениям,
используемым в курсе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. Введение в курс и знакомство (4 ч)
Установление контакта с детьми, выявление уровня сплоченности группы. Упражнение
«Приветствие». Типы приветствий. Варианты рукопожатий. Необычное приветствие в парах.
Знакомство в группе по кругу. Рассказы детей о себе. Введение правил. Правило добровольности.
Правило конфиденциальности. Правило уважения друг к другу. Примеры правил. Обсуждение
правил. Традиции группы. Окраска настроения. Ритуал завершения занятия. Подведение итогов
занятия.
Шеринг, рефлексия прошедшего с последнего занятия. Повтор правил поведения в группе.
Упражнение «Что я люблю делать». Обсуждение результатов упражнения. Упражнение «Мы чемто похожи». Упражнение «Распускающийся бутон» (К.Фопель). Обсуждение результатов
упражнений. Ритуал окончания занятий: «Окраска настроения». Подведение итогов занятия.
Раздел 2. Я и мои эмоции (10 ч)
Понятия поведения, мыслей, эмоций и различий в их выражении; выражение своих чувств и
эмоций (вербально и невербально); распознавание чувств других людей. Чувства еще называют
«эмоциями». Чувства — это то, как мы переживаем разные события. «Ощущение» чувств в теле.
Ярость, страх или счастье. Составляющие чувства: в теле, в голове. Многоликость чувств.
Умение выражать свою радость; знакомство с различной степенью интенсивности радости;
актуализация знаний о способах создания хорошего настроения. Изображение радости лицом и
телом. Радость как эмоциональное состояние, которое возникает, когда все в нашей жизни
ладится, наши желания выполняются. Радость и гордость. Чувства, сопутствующие радости.
Удовольствие, восторг, ликование. Как доставить чувство радости другому. Как распознать
чувство радости у другого. Внешние признаки чувства радости.
Знакомство с эмоцией страха, ее внешними проявлениями; реакция на детские страхи; введение
способов справиться со страхами. Страх как эмоциональное состояние, появляющееся при
возможном ущербе для жизненного благополучия, реальной или воображаемой опасности,
грозящей человеку. Страх, тревога, беспокойство. Испуг, ужас, боязнь, трепет, жуть, опасение.
Внешние признаки страха. Страх в теле. Как можно избавиться от страха. Способы работы со
своими страхами. Признаки страха у другого.
Гнев и его проявления. Положительные формы проявления гнева. Способы справляться с гневом.
Гнев как телесное ощущение. Злость. Злость на лице, внешние проявления злости. Злость как
телесное ощущение. Раздражение, ярость, злоба, недовольство, возмущение, бешенство. Злость
как полезная эмоция. Опасности злости и гнева. Способы справляться с собственным гневом.
Гнев у другого, как его распознать.
Знакомство с эмоцией обиды; разные способы проявления обиды у детей; способы выхода из
этого эмоционального состояния. Причины обид. Обида как ощущение в теле. Поведенческие
проявления обиды. Внешние проявления обиды на лице. Обида у другого: как распознать. Что
делать с состоянием своей обиды. Способы преодоления чувства обиды.
Знакомство с эмоцией грусти и ее проживание участниками группы. Причины эмоции грусти.
Интенсивность эмоции грусть. «Волны» грусти, радости, гнева, страха. Грусть как телесное
ощущение. Выражение грусти на лице. Грустные мысли. Цвета грусти. Грусть у другого
человека: как ее распознать. Поведенческие проявления грусти. Что делать с грустью другого.
Помощь, поддержка, сочувствие. Эмпатия. Понимание других людей. Формирование умения
выразить свое сочувствии другому человеку. Сочувствие как реакция на расстройство другого.
Способы выражения сочувствия. Переживания за другого и сопереживание.
Ощущение чувства другого. Способы увидеть чувства другого, распознавание чужих чувств.
Телесные ощущения при сочувствии.
Относительность в оценке чувств, навык распознавать и изменять свое эмоциональное состояние.
Идентификация чувств. Интенсивность чувств. Настроение как эмоциональное состояние.
Настроение как набор чувств. Преобладающие чувства. Сиюминутное настроение. Фоновое
настроение как привычное эмоциональное состояние. Способы распознавания настроения и
ведущих чувств. Мое настроение в телесных ощущениях. Работа с собственным настроением.
Настроение другого. Способы распознавать настроение другого. Выражение лица, тембр голоса
как показатели настроения.
Знакомство с понятием стресса, его внешними проявлениями; введение приемов разрядки стресса.
Что такое стресс. Стресс как реакция организма на внешние события. Причины стресса. Внешние
проявления стресса. Стресс как телесное ощущение. Тревога, страх, паника, испуг. Способы
справляться со стрессом. Стресс у другого. Как распознать стресс у товарища. Что можно сделать,
чтобы помочь другому справиться со стрессом.
Желания: что это такое? Желания как отражение потребностей. Способы выражать свои желания
без ущерба для других. Вербальные способы выражения желаний. Невербальные способы
выражения желаний. Разные сферы моих желаний. Что я люблю? Что я хочу знать? Чему я хочу
научиться? Что меня пугает? Что для меня самое увлекательное? От чего я хочу избавиться?
Раздел 3. Я и другие (10 ч)
Выявление личностных особенностей; формирование умения ценить свои особенности;
повышение самооценки. Описание самого себя. Положительные и отрицательные
стороны. Автопортрет. Я как совокупность внутреннего и внешнего. Мой характер. Моя
внешность. Моё поведение. Мои черты. Мои знания, мои навыки. Что я умею. Как я
отношусь сам к себе. Как ко мне относятся мои товарищи.
Что такое дружба. Кто такой друг. Как быть хорошим другом. Зачем нужны друзья. Что
мы получаем от дружбы. Забота о дружбе. Дружба вдвоем и втроём. Как стоит себя вести
с друзьями. Как не надо себя вести с друзьями. Внимательное отношение к друзьям.
Характеристики хороших друзей. Чем можно порадовать друзей. Что можно делать
вместе с друзьями. Совместное времяпрепровождение. Прогулки. Игры. Подарки. Наши
сходства и отличия.
Уверенность в себе. Самооценка: какая она бывает. Высокая самооценка. Низкая
самооценка. Эгоизм. Альтруизм. Желание помочь другому. Умение говорить и слушать
других. Совместная работа. С кем приятно и неприятно делать что-то вместе и почему.
Что делать, чтобы с тобой было приятно и комфортно работать и общаться. Навыки
позитивного и конструктивного общения. Комплименты. Забота об отношениях и
совместной деятельности.
Проблемы: что это такое. Личные проблемы и общие проблемы. Просьбы о помощи.
Когда можно и не стоит просить помощь. Проблемы между людьми. Переговоры как
способ решения проблем. Эмоциональное состояние в момент появления проблемы.
Конструктивные и не конструктивные способы решения проблем. Уход от проблемы.
Совместное решение проблем. Совместная работа, объединение для решения проблемы,
взаимопомощь.
Почему человек не может жить один. Взаимодействие с другими: зачем оно нужно. Чем
нам полезны люди вокруг нас. Чем мы можем быть полезны людям вокруг. Почему важно
соблюдать баланс между своими и чужими потребностями. Потребности другого: как их
распознать. Внимание к состоянию и целям другого. Что мы можем делать вместе и что не
стоит делать вместе. Личные занятия и общие занятия.
Общение как процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности. Интерес к другому человеку. Умение вести разговор,
поддержать беседу, разрешать сложные ситуации без ссор. Помощь и поддержка.
Проблемы в общении. Способы получения информации. Закрытые и открытые вопросы.
Трудности общения с родителями. Трудности общения с учителями. Трудности общения
со сверстниками.
Формирование представления о различиях в проявлении мыслей, чувств и поведения;
развитие способности выражать свои чувства и эмоции, а также распознавать чувства
других людей. Что такое мысли, что такое чувства. Поведение как способ выражения себя,
своих желаний и потребностей. Вербальные и невербальные способы выражения чувств.
Поведение наедине с самим собой. Поведение с другими людьми.
Что такое эмоции. Переживания человека как отражение внешних и внутренних стимулов,
ситуаций, событий для человека. Наше отношение к происходящему вокруг и к самому
себе. Эмоция как исходная причина поступка. Восприятие эмоций. Мое эмоциональное
состояние. Эмоциональное состояние партнера по общению. Какие бывают эмоции.
Польза отрицательных эмоций.
Распознавание своих собственных эмоций. Распознавание эмоций партнера по общению.
Каналы воспроизведения эмоций. Контроль чрезмерного проявления эмоций. Обучение
способам совладания с проявлениями гнева; формирование навыков конструктивного
выражения своих эмоций. Способы саморегуляции. Релаксация. Антистресс. Ресурсное
состояние.
Консультации для школьников по вопросу определения проблем в сфере своей личности,
своих эмоций, взаимодействия с другими, которую они хотели бы попытаться решить.
Раздел 4. Наши взаимоотношения (10 ч)
Уверенность как качество личности. Представление о том, что такое уверенность. Навыки
уверенного поведения. Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение. Умение
определять и выражать свои желания и потребность. Компоненты уверенной просьбы или
отказа. Уверенность в словах. Уверенность в жестах, мимике, позе. Нахальство, агрессия.
Неуверенность как пренебрежение своими желаниями и потребностями.
Что такое критика. Конструктивная и неконструктивная критика. Справедливая,
несправедливая, унижающая и замаскированная критика. Цели критики. Обратная связь в
совместной деятельности. Правильное отношение к критике. Чувства возникающие при
критике. Реакция на критику, эмоции, чувства, слова.
Что такое просьба. Что такое требование. Развитие умения осознавать и высказывать свои
пожелания окружающим (взрослым и сверстникам). Отказ. Формирование умения
реагировать на отказ. Вежливая просьба. Признаки вежливой просьбы. Когда уместна
просьба, а когда требование. Личные границы, защита личных границ. Умение говорить
«нет».
Чувство благодарности к людям. Способы выражения благодарности. Благодарность в
словах. Благодарность без слов. Чувство признательности. Умение говорить «спасибо».
Сложности в выражении благодарности». Случаи, когда требуется благодарность.
Неуместная благодарность. Чрезмерная благодарность. Публичная благодарность. Личная
благодарность. Подарки.
Конфликт. Конфликт как столкновение противоположных интересов, взглядов, целей и
потребностей. Эмоциональное состояние в момент конфликта. Виды конфликтов. Стадии
конфликта. Стратегии выхода из конфликта.
«Я – высказывания». Чувства в конфликте. Компромисс. Обоюдный проигрыш.
Обоюдный выигрыш.
Кто я такой. Мои личностные особенности. Формирование умения ценить свои
особенности. Самооценка. Развитие позитивной самооценки. Как я выражаю свои эмоции.
Мое поведение в разных ситуациях. Мои слабые и сильные стороны. Мои навыки и
умения. Моя внешность. Мое отношение к другим. Мои достоинства и недостатки.
Что такое ответственность. Ответственность за свое поведение. Ответственность за
конкретные поступки. Ответственность за вещи. Ответственность за других людей.
Ответственость как характеристика взрослости. Доля ответственности в общем деле.
Избегание
ответственности.
Гиперответственность.
Передача
ответственности.
Делегирование ответственности. Уход от ответственности.
Что такое привычка. Хорошие и плохие привычки. Как они возникают. Привычки,
которые мне мешают. Привычки, которые я хотел бы приобрести. Как сформировать у
себя полезную привычку. Как избавиться от вредной привычки. Поведение как
совокупность наших привычек. Стратегии поведения.
Цели в моей жизни. Способы достижения целей. Поведение и альтернативное поведение.
Проблема выбора. Варианты решения проблемы. Преимущества и недостатки. Квадрат
Декарта. Учет всех возможностей и рисков. Предварительный выбор. Мысленное
моделирование последствий реализации принятого решения.
Сопереживание. Внимательное отношение к собеседнику. Учет особенностей другого.
Такие же и другие. Особенности внешности. Особенности мировоззрения. Религии,
особенности национальностей. Уважение к другому. Терпимость к проявлениям Другого.
Понимание и сочувствие. Общечеловеческие ценности. Общее и особенное в людях.
Сотрудничество для достижения общего результатата
Навыки сотрудничества в малой группе; формирование опыта совместного принятия
решений. Активный и пассивный стиль общения. Партнерство. Подведение итогов курса,
групповая рефлексия. Чему я научился? Какие качества приобрел. Что во мне изменилось?
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками
следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении;
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности
в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук;
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы
в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или
исследований, осознание важности морально-этических принципов в деятельности
исследователя; готовность в процессе работы над проектом или исследованием оценивать
свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных
и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов
и потребностей.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний из гуманитарных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки
их возможных последствий для окружающей среды.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение
социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность
формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; умение
оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Метапредметные результаты:
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и
характеризовать
существенные
признаки
объектов
(явлений);
устанавливать
существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формулировать вопросы,
фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности
собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах; применять различные методы, инструменты
и
запросы
при
поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
В
сфере
овладения
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и
(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные
на
решение
задачи
и
поддержание
благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с
учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и
использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять
проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план
действий
(план
реализации
намеченного
алгоритма
решения),
корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать
выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее
изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и
условиям; различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека,
понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку
и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
Предметные
результаты
освоения
программы
основного
общего
образования
представлены с учетом специфики содержания гуманитарных предметных областей.
Русский язык: извлечение информации из различных источников, ее осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями, справочной
литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;
осуществление
выбора
языковых
средств для создания устного или письменного
высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом; обогащение словарного
запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и сферой общения:
осознанное расширение своей речевой практики; овладение основными нормами
современного русского литературного языка.
Обществознание: освоение и применение системы знаний о социальных свойствах
человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; характерных чертах
общества; содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы; умение классифицировать по разным признакам (в
том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции; умение сравнивать (в том числе
устанавливать основания для сравнения) деятельность людей, социальные объекты,
явления, процессы в различных сферах общественной жизни, их элементы и основные
функции; умение устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; умение использовать полученные знания для
объяснения сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности;
овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных исследовательских или проектных задач;
овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по теме проекта или исследования из различных
адаптированных источников и публикаций средств массовой информации с соблюдением
правил
информационной
безопасности
при
работе
в
сети
Интернет;
умение
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать
социальную информацию, включая экономико- статистическую, из адаптированных
источников и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; используя
обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
приобретение опыта использования полученных знаний в практической проектной
деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы
Основное содержание
Деятельность
Цифровые
школьников
образовате
льные
ресурсы
Раздел 1
Введение в курс и знакомство (2 ч)
Знакомство (1 ч)
Установление
контакта
с
детьми,
выявление уровня
сплоченности
группы.
Упражнение «Приветствие».
Типы приветствий. Варианты
рукопожатий.
Необычное
приветствие в
парах.
Знакомство в группе по кругу.
Рассказы
детей о
себе.
Введение
правил.
Правило
добровольности.
Правило
конфиденциальности. Правило
уважения
друг к
другу.
Примеры правил. Обсуждение
правил.
Традиции
группы.
Окраска
настроения. Ритуал
завершения занятия.
Подведение итогов занятия.
Моя группа (1 ч)
Шеринг,
рефлексия
Упражнение «Что я http://azps.ru/
прошедшего с
последнего
люблю
делать».
занятия.
Повтор
правил
Упражнение «Мы чемповедения в
группе.
то
Упражнение «Что я
люблю
похожи».
делать».
Обсуждение
Упражнение
результатов упражнения.
«Распускающийся
Упражнение «Мы чем-то
бутон»
похожи».
Упражнение
«Распускающийся бутон»
(К.Фопель). Обсуждение
результатов упражнений.
Ритуал
окончания занятий:
«Окраска настроения». Подведение
итогов занятия.
Раздел 2
Я и мои эмоции (10 ч)
Упражнение
http://www.
«Приветствие»
psylab.info/
Упражнение
«Правила
группы»
Упражнение «Окраска
настроения»
поведения, мыслей,
Что такое эмоции? Понятия
эмоций
и
различий
в
(1 ч)
их
выражении; выражение своих
чувств и эмоций (вербально и
невербально);
распознавание
чувств других людей. Чувства
еще называют
«эмоциями».
Чувства
—
это
то,
как
мы
переживаем разные
события.
«Ощущение» чувств в
теле.
Ярость, страх или счастье.
Составляющие чувства: в теле,
в голове. Многоликость чувств.
Упражнение
http://azps.ru/
«Скульптор»
Упражнение
«Многоликость
чувств»
Упражнение
«Создание
альбома»
Упражнение «Закончи
предложение»
Умение
выражать
свою
Упражнение «Передай http://vch.narod.ru
радость;
знакомство с
маску»
/
различной степенью
Упражнение «Рисунок
интенсивности
радости;
радости»
актуализация знаний
о
Упражнение «Как
способах
создания
хорошего доставить
чувство
настроения. Изображение
радости другому»
радости лицом и телом. Радость
Упражнение
как эмоциональное состояние,
«Собираем
которое возникает, когда все в
добрые слова»
нашей жизни ладится,
наши
желания выполняются. Радость
и
гордость.
Чувства,
сопутствующие
радости.
Удовольствие,
восторг,
ликование. Как доставить
чувство радости другому. Как
распознать чувство радости у
другого.
Внешние
признаки
чувства радости.
http://azps.ru/
Как победить страх Знакомство с эмоцией страха, ее Упражнение
внешними проявлениями; реакция на
«Конкурс
(1 ч)
детские страхи; введение способов пугалок»
справиться со страхами. Страх как Упражнение «Чужие
эмоциональное
состояние, рисунки»
появляющееся
при
возможном Упражнение «Закончи
ущербе
для
жизненного предложение»
благополучия,
реальной
или Упражнение
«Что
воображаемой
опасности,
делать со страхами»
грозящей человеку. Страх, тревога,
беспокойство. Испуг, ужас, боязнь,
трепет, жуть, опасение. Внешние
признаки страха. Страх в теле. Как
можно избавиться от страха. Способы
работы со своими страхами.
Признаки страха у другого.
Радость (1 ч)
Что делать
гневом? (1 ч)
и
его
проявления. Упражнение «Ворвись http://vch.narod.ru
с Гнев
Положительные
формы
в круг»
/
проявления
гнева.
Способы Упражнение «Работа
справляться с гневом. Гнев как
с
картинками
телесное ощущение. Злость. Злость на гнева»
Упражнение
лице, внешние проявления злости. «На берегу моря»
Злость как телесное ощущение.
Упражнение
Раздражение,
ярость,
злоба, «Шутливое письмо»
недовольство,
возмущение,
бешенство. Злость как полезная
эмоция. Опасности злости и гнева.
Способы справляться с собственным
гневом. Гнев у
другого, как его распознать.
Обида (1 ч)
Знакомство с эмоцией обиды; разные Упражнение «Закончи http://azps.ru/
способы проявления обиды у детей; предложение
способы
выхода
из
этого Упражнение
«Что
эмоционального
состояния. делать с чувством
Причины обид.
обиды» Упражнение
Обида как ощущение в теле.
«Что
Поведенческие проявления обиды. сказать обидчику»
Внешние проявления обиды на лице. Упражнение «Как
Обида у другого: как распознать. Что справиться с обидой»
делать с состоянием своей обиды.
Способы преодоления
чувства обиды.
Грусть (1 ч)
Знакомство с эмоцией грусти и ееУпражнение «Волны» http://vch.narod.ru
проживание участниками группы. Упражнение
/
Причины
эмоции
грусти. «Котёнок»
Интенсивность
эмоции
грусть. Упражнение «Рисунок
«Волны» грусти, радости, гнева, грусти»
страха.
Грусть
как
телесное Упражнение «Царевна
ощущение. Выражение грусти на Несмеяна»
лице. Грустные мысли. Цвета грусти.
Грусть у другого человека: как ее
распознать.
Поведенческие
проявления грусти. Что делать с
грустью другого. Помощь,
поддержка, сочувствие.
Эмпатия. Понимание других людей. Упражнение «Кубик http://azps.ru/
Формирование умения выразить свое чувств»
сочувствии
другому
человеку. Упражнение
Сочувствие
как
реакция
на «Присоединение»
расстройство
другого.
Способы Упражнение «Я
выражения сочувствия. Переживания
тебя понимаю и
за
другого
и
сопереживание. чувствую»
Ощущение чувства другого. Способы
увидеть
чувства
другого,
распознавание
чужих
чувств.
Телесные ощущения
при сочувствии.
Сочувствие (1 ч)
Мое настроение (1
ч)
Стресс (1 ч)
Мои желания (1 ч)
Относительность в оценке чувств, Упражнение «Шурум- http://vch.narod.ru
навык распознавать и изменять свое бурум»
/
эмоциональное
состояние. Упражнение
Идентификация
«Барометр
чувств. Интенсивность чувств.
чувств»
Настроение как эмоциональное
Упражнение
состояние. Настроение как
«Разные
набор чувств. Преобладающие
рамки»
чувства.
Сиюминутное
настроение. Фоновое
настроение как
привычное
эмоциональное
состояние.
Способы
распознавания
настроения и ведущих чувств.
Мое настроение в
телесных
ощущениях. Работа с
собственным настроением.
Настроение другого. Способы
распознавать настроение
другого.
Выражение лица,
тембр голоса как показатели
настроения.
Знакомство с понятием стресса,
Упражнение «Покажи http://azps.ru/
его внешними проявлениями;
дневник»
введение
приемов
разрядки Упражнение
стресса.
Что такое стресс.
«Копилка
Стресс как реакция организма
трудностей»
на внешние события. Причины
Упражнение
стресса. Внешние проявления
«Путешествие
на
стресса. Стресс как телесное
облаке»
ощущение. Тревога,
страх,
Упражнение
паника,
испуг. Способы
«Дрожащее
справляться со
стрессом.
желе»
Стрессу
другого.
Как
распознать стресс у товарища.
Что можно сделать,
чтобы
помочь другому справиться со
стрессом.
Желания:
что
это
такое?
Упражнение
http://vch.narod.ru
Желания
как
отражение
«Цветик/
потребностей.
Способы
трехцветик»
выражать
свои желания
без Упражнение
ущерба для других. Вербальные
«Граффити»
способы выражения желаний.
Упражнение
Невербальные
способы
«Найди
выражения желаний. Разные сферыпару»
моих желаний. Что я люблю? Что я
хочу знать? Чему я хочу научиться?
Что меня пугает? Что для меня самое
увлекательное? От чего я хочу
избавиться?
Раздел 3
Я и другие (10 ч)
Какой Я? (1 ч)
Выявление личностных
особенностей;
формирование
умения
ценитьсвои
особенности; повышение
самооценки. Описание самого
себя. Положительные
и
отрицательные
стороны.
Автопортрет. Я
как
совокупность внутреннего и
внешнего. Мой характер. Моя
внешность. Моё поведение.
Мои черты. Мои знания, мои
навыки. Что я умею. Как я
отношусь сам к себе. Как ко мне
относятся мои товарищи.
Упражнение «Кто я?» http://azps.ru/
Упражнение
«Угадайка»
Упражнение
«Снежная
королева»
Упражнение
«Ладошка»
Мои друзья (1 ч)
Что такое дружба. Кто такой
Упражнение
«Ветер http://vch.narod.ru
друг. Как быть хорошим
дует
/
другом. Зачем нужны друзья.
на тех, кто любит...»
Что мы получаем от дружбы.
Упражнение «Рецепт
Забота о
дружбе.
Дружба хорошего друга»
вдвоем и втроём. Как стоит себя
Упражнение
вести с друзьями. Как не надо
«Подарок»
себя вести с
друзьями.
Упражнение
Внимательное
отношение к «Кенгуру»
друзьям.
Характеристики
хороших друзей. Чем можно
порадовать друзей. Что можно
делать вместе с
друзьями.
Совместное
времяпрепровождение.
Прогулки.
Игры. Подарки. Наши
сходства и отличия.
себе.
Упражнение
http://azps.ru/
Умение
ладить Уверенность в
Самооценка: какая она бывает.
«Коллективный счет»
с
Высокая
самооценка. Низкая
Упражнение «Один и
людьми (1 ч)
самооценка. Эгоизм.
вместе»
Альтруизм. Желание
помочь
Упражнение
другому. Умение говорить и
«Комплимент»
слушать
других.
Упражнение «Пчелы
Совместная
и
работа.
С
кем приятно змеи»
и
неприятно делать что-то вместе
и почему. Что делать, чтобы с
тобой было приятно
и
комфортно работать
и
общаться. Навыки позитивного
и
конструктивного
общения.
Комплименты.
Забота об
отношениях и
совместной
деятельности.
это
такое.
Упражнение
http://vch.narod.ru
Решаем проблемы Проблемы: что
Личные
проблемы
и
«Пересеки
/
(1 ч)
общие
круг»
проблемы. Просьбы о помощи.
Упражнение «Сладкая
Когда можно и
не
стоит
проблема»
просить
помощь.
Проблемы Упражнение
между людьми. Переговоры как
«Ожившие
способрешения
проблем.
картины»
Эмоциональное
состояние
в Упражнение «Аист и
момент появления проблемы.
пингвин»
Конструктивные
и
не
конструктивные
способы
решения
проблем.
Уход от
проблемы. Совместное
решение проблем. Совместная
работа,
объединение для
решения
проблемы,
взаимопомощь.
Все вместе(1 ч)
Почему человек не может жить
один. Взаимодействие
с
другими: зачем оно нужно. Чем
нам полезны люди вокруг нас.
Чем мы можем быть полезны
людям вокруг. Почему важно
соблюдать баланс между
своими
и
чужими
потребностями.
Потребности
другого:
как
их
распознать.
Внимание к состоянию и целям
другого. Что мы можем делать
вместе и что не стоит делать
вместе.
Личные
занятия
и
общие занятия.
Секреты
общения
(1 ч)
Общение как процесс развития
Упражнение
http://vch.narod.ru
контактов
между людьми,
«Поменяйтесь
/
порождаемый
потребностями
местами
совместной деятельности.
те, кто…»
Интерес к другому человеку.
Упражнение
Умение
вести разговор,
«Паутина»
поддержать беседу, разрешать
Упражнение
сложные
ситуации
без
«Трудности
ссор.
в общении»
Помощь
и
поддержка.
Упражнение
Проблемы в общении. Способы
«Слушаем
получения информации.
молча»
Закрытые и открытые вопросы.
Трудности общения
с
родителями. Трудности
общения
с
учителями.
Трудности общения
со
сверстниками.
Формирование представления о
Упражнение
http://azps.ru/
различиях
в
проявлении
«Пластилиновый
мыслей, чувств и поведения;
зоопарк»
развитие
способности
Упражнение «Мысли,
выражать
свои чувства
и чувства, поведение»
эмоции, а также распознавать
Упражнение
чувства
других
людей.
«Пантомима»
Что
такое мысли, что такое чувства.
Поведение как
способ
выражения себя, своих желаний и
потребностей.
Вербальные
и
невербальные
способы
выражения
чувств.
Поведение
наедине с самим собой.
Поведение с другими людьми.
Мысли,
чувства,
поведение (1 ч)
Упражнение
вместе»
«Все
Упражнение
«Ревущий
мотор»
Упражнение
«Корабли
среди скал»
Упражнение
«Равновесие»
Упражнение
«Единство»
http://azps.ru/
Зачем
нужны
эмоции (1 ч)
Что
такое
эмоции.
Переживания человека
как
отражение внешних
и
внутренних стимулов,
ситуаций,
событий
для
человека. Наше отношение к
происходящему
вокруг и
к
самому
себе. Эмоция
как
исходная
причина
поступка.
Восприятие эмоций.
Мое
эмоциональное
состояние.
Эмоциональное
состояние
партнера по общению. Какие
бывают
эмоции.
Польза
отрицательных эмоций.
Распознавание
своих
собственных эмоций.
Распознавание
эмоций
партнера по общению. Каналы
воспроизведения
эмоций.
Контроль
чрезмерного
проявления эмоций. Обучение
способам
справиться с
проявлениями
гнева;
формирование
навыков
конструктивного
выражения
своих эмоций.
Способы
саморегуляции.
Релаксация.
Антистресс. Ресурсное
состояние.
Консультации для школьников
Индивидуальные
вопросу
определения
консультации (1 ч) по
проблем
в
сфере
своей
личности,
своих эмоций,
взаимодействия
с
другими,
которую
они хотелибы
попытаться решить.
Как справляться с
эмоциями? (1 ч)
Упражнение «Словарь http://vch.narod.ru
эмоций»
/
Упражнение
«Пантомима»
Упражнение
«Нарисуй
чувства»
Упражнение «Вред и
польза моих чувств»
Упражнение «Угадай http://azps.ru/
эмоцию»
Упражнение
«Мой
гнев»
Упражнение
«Антистрессовая
релаксация»
Упражнение
«Ресурсное
состояние»
Вопросы
http://vch.narod.ru
школьника к /
педагогу
вопросу
определения проблем в
сфере своей
личности,
своих эмоций,
взаимодействия
с
другими,
которую
они
хотелибы
попытаться
решить.
Формулирование
своих
интересов
в
данной
сфере. Описание
конкретных
практических проблем,
требующих,
по
мнению
школьника, решения.
Раздел 4
Наши взаимоотношения (10 ч)
Уверенное
поведение (1 ч)
Критика (1 ч)
Уверенность как
качество
Упражнение
личности. Представление о том,
«Уверенное,
что такое уверенность. Навыки
неуверенное и
уверенного поведения.
агрессивное
Уверенное, неуверенное и
поведение»
агрессивное поведение. Умение
Упражнение
определять и
выражать
«Уверенная
свои
поза»
желания
и
потребность.
Упражнение
Компоненты уверенной
«Репетиция
просьбы
или отказа.
уверенного
Уверенность в
словах.
поведения»
Уверенность в жестах, мимике,
позе. Нахальство, агрессия.
Неуверенность
как
пренебрежение
своими
желаниями и потребностями.
Что такое критика.
Упражнение
Конструктивная
и
«Обзывалки»
неконструктивная критика.
Упражнение
Справедливая, несправедливая,
«Короткий
унижающая и замаскированная
ответ»
критика.
Цели критики.
Упражнение
Обратная связь в совместной
«Частичное
деятельности.
Правильное
согласие»
отношение к критике. Чувства
возникающие при критике. Реакция
на критику, эмоции,
чувства, слова.
http://azps.ru/
http://vch.narod.ru
/
Просьба
и
требование (1 ч)
Что такое просьба. Что такое
требование. Развитие
умения
осознавать и высказывать свои
пожелания окружающим
(взрослым и
сверстникам).
Отказ. Формирование умения
реагировать на отказ. Вежливая
просьба.
Признаки
вежливой
просьбы.
Когда уместна
просьба, а когда требование.
Личные
границы,
защита
личных
границ.
Умение
говорить «нет».
Благодарность
(1
ч)
Чувство
благодарности
к Упражнение «Особые http://vch.narod.ru
людям.
Способы
дары»
/
выражения
Упражнение
благодарности.
Благодарность «Благодарность»
в
словах.
Благодарность Упражнение
без
«Благодарность
слов. Чувство признательности.
без
Умение
говорить
«спасибо». слов»
Сложности в
выражении
благодарности». Случаи, когда
требуется
благодарность.
Неуместная благодарность.
Чрезмерная благодарность.
Публичная благодарность.
Личная
благодарность.
Подарки.
Конфликт. Конфликт
как
Упражнение
http://azps.ru/
столкновение
«Связующая нить»
противоположных интересов,
Упражнение
взглядов,
целей и
«Ассоциации»
потребностей.
Эмоциональное Упражнение «Назови
состояние в момент конфликта.
эмоцию»
Виды конфликтов. Стадии
Упражнение «Ковер
конфликта. Стратегии выхода из мира»
конфликта.
«Я – высказывания». Чувства в
конфликте. Компромисс.
Обоюдный проигрыш.
Обоюдный выигрыш.
Поведение
в
конфликтных
ситуациях (1 ч)
Упражнение «Пирог http://azps.ru/
с
начинкой»
Упражнение
«Ассоциации»
Упражнение
«Вежливый
отказ»
Кто я такой. Мои личностные
Упражнение
http://vch.narod.ru
особенности. Формирование
«Визитная
/
умения
ценитьсвои
карточка»
особенности. Самооценка.
Упражнение
«Мой
Развитие
позитивной
герб»
самооценки. Как я
выражаю Упражнение «Мой
свои эмоции. Мое поведение в
дракон»
разных ситуациях. Мои слабые
Упражнение «Мне в
и
сильные
стороны.
тебе
Мои
нравится»
навыки
и
умения.
Моя
внешность. Мое отношение к
другим.
Мои достоинства и
недостатки.
Что такое ответственность.
Упражнение
http://azps.ru/
Моя
за
свое
«Диаграмма
ответственность (1 Ответственность
поведение. Ответственность за
ответственности»
ч)
конкретные поступки.
Ответственность
за
вещи.
Ответственность
за
других
людей.
Ответственность
как
характеристика
взрослости.
Доля ответственности в общем
деле. Избегание
ответственности.
Гиперответственность.
Передача
ответственности.
Делегирование
ответственности.
Уход от
ответственности.
Что такое привычка. Хорошие и
Упражнение «Мне
http://vch.narod.ru
Как изменить
плохие
привычки. Как они мешает… Я хочу…» /
привычки (1 ч)
возникают. Привычки, которые
Упражнение
мне мешают.
Привычки,
«Моделирование
которые я хотел бы приобрести. Как поведения»
сформировать у себя полезную Упражнение «Ролевая
привычку. Как избавиться от вредной игра»
привычки.
Поведение
как
совокупность наших привычек.
Стратегии поведения.
Моя
индивидуальность
(1 ч)
Принятие решения Цели в моей жизни. Способы
достижения целей. Поведение и
(1 ч)
альтернативное
поведение.
Проблема
выбора.
Варианты
решения
проблемы.
Преимущества
и
недостатки.
Квадрат
Декарта.
Учет
всех
возможностей
и
рисков.
Предварительный выбор.
Мысленное моделирование
последствий реализации
принятого решения.
Сопереживание. Внимательное
Как понять
отношение к собеседнику. Учет
Другого (1 ч)
особенностей другого.
Такие
же
и
другие.
Особенности
внешности. Особенности
мировоззрения.
Религии,
особенности национальностей.
Уважение
к
другому.
Терпимость к
проявлениям
Другого.
Понимание и
сочувствие. Общечеловеческие
ценности. Общее и особенное в
людях.
Сотрудничество
для
достижения общего результата.
сотрудничества
в
Общение
в Навыки
малой группе;
формирование
группе
опыта совместного принятия
(1 ч)
решений.
Активный
и
пассивный стиль общения.
Партнерство. Подведение
итогов курса, групповая рефлексия.
Чему я научился? Какие качества
приобрел. Что
во мне изменилось?
Упражнение
«Принятие
решения»
Упражнение
«Хорошо,
но»
http://azps.ru/
Упражнение
«Две
группы»
Упражнение
«Кубик
чувств»
Упражнение
«Я
тебя
понимаю,
я
тебя
чувствую»
Упражнение
«Мы
похожи
–
мы
отличаемся»
Упражнение
«Реклама»
Упражнение «Один
и
вместе»
Упражнение
«Метафора
группы»
http://vch.narod
.ru/
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://ege.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
http://eor.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов для
общего образования http://ndce.edu.ru
Школьный портал http://www.portalschool.ru
Литература:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 1999.
2. Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования д
етей.
- М., 2000.
3. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,
2007. 4.«Вестник» Практическое руководство для придумывающих каникулы. –
М., 2001. 5.Вершиловский С.Г. Дополнительное образование детей. - М., 2000.
6. Иванов И.П. Коллективное творческое дело.- М., 1998.
7. Молчанова Т.К. Составление образовательных программ. – М., 2001. 8.Прутченков А.С.
Школа жизни. – М., 2000.
9.Школа интересных каникул / авт.-сост. С.Г.Огнева и др.– Волгоград: Учитель,
2007. 10.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М., 2002.
11.Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. – М.,
2001. 12.Фришман И.И. Форум юных граждан. – М., 2001.
13. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике св
ободы.– М., 2003.
14. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности –
основа целостного воспитательного процесса. – М., 2000.
15. Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. –
М.: Педагогическое общество России, 2004.
16. Колузаева Н.Г. Организация занятий со
л. “Классный руководитель” №4, 2006.
школьным активом.
–
ж-
17. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. – М.2000. 18.ЛутошкинА.Н.Эмоциональная жизнь
детского коллектива. – М., 2000. 19.Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива.–
М., 1978.
20.Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора.– М., 2000.
Список литературы, рекомендуемой для детей:
1. Азбука общения. - Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2007.
2. Афанасьев С. Сто отрядных дел. – К., 2000.
3. Горохова Е.В. Хочу быть лидером.- М., 2000.
4. Гребенкина Л.К. Сценарии классных часов. – М., 2002.
5. Григоренко Ю.Н. Коллективно – творческие дела. – М., 2000.
6. Жуков И.Н. Игра и детское движение. – М., 1992.
7. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. – М., 2001.
8. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 2000.
9. Программа «Лидер» СПО – ФДО. – М., 1993.
10. Прутченков А.С. Схема подготовки социального проекта. – М., 2001.
11. Рожков М.И. Познай себя. – М., 2000.
12. Сделай правильный выбор. – Н.Н.: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
16. Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам. – М., 2001.
13. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими. – М., 2000.
14. Хочу быть лидером! Выпуск 2,3,4. - Н.Новгород: изд-во ООО
«Педагогические технологии»
Методические ресурсы:
-учебный кабинет;
-пакет диагностик;
-сборники игр и сценариев;
-дидактический материал;
-наглядный и раздаточный материал для игр.