РП внеурочной деятельности Экологический образ жизни

MиIIисTЕPсTB o IIP o CBЕ щEIII4я P o C сиЙскoЙ

ФЕДЕPAции

МинистеpсTBo oбpaзoвaния Opeнбypгскoй oблaсти
ЧaсTIIoе oбщeoбpaзoBaTеЛЬнoе yчрeжДение
''Cpедняя oбщеoбpaзoBaTrЛЬHaя ЦIкoЛa llPекop.Ц'' г. Opскa
l'
Оpенбypгскoй oблaсти

СoГЛACoBAHo

PACCМoTPЕнo

Ha ЗaceДaнии МrToДиче скoГo

Ha пе.IlaгoгичeскoМ
сoBеTе

o бъ един е ъII4kIу ЧvITел е й

rсTr cтBrl{нo -ryМaниTapl{oгo
цикna
ПpoToкoлNnJ202Зr,
oт <>О€

IIpoToкoJI }lb

./

od? 2023т.
oт>

г.

..s"*

€н:iв,&z
l-J.

:*

ql-**

PAБOЧAя IIPOгPAMVIA
кypсa Bllrypoчнoй .цeятeЛЬнoсTи <<Экoлoгический oбpaз ж(иЗни>
для oбyuaЮщиxся 5 клaссoв

г. opск 2023

Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена потребностями современного общества и
образовательным заказом государства в области естественнонаучного образования. На
первое место ставится формирование ключевой компетентности учащихся – их
способности и готовности использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Действуя в рамках
дополнительного образования, программа призвана не только обобщить и дополнить
знания учащихся, полученные в школе, но и предоставить им широкую возможность
самореализации в различных учебных, ролевых, интеллектуальных играх, конкурсах
исследовательских

работ

и

проектной

деятельности

эколого-биологической

направленности.
Назначение программы. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
«Экологический

образ жизни»

направлена на биолого-экологическое воспитание

учащихся, в которой учитываются основные идеи и положения программы развития и
формирования универсальных учебных действий для основного общего образования,
содержит преемственность с программой начального общего образования Использование
разнообразных видов деятельности при обучении позволяет развивать у учащихся
познавательный интерес к исследовательской деятельности, повышать стимул к
обучению. Все это способствует более интенсивному усвоению знаний, приобретению
умений и совершенствованию навыков исследовательской и проектной деятельности. При
реализации содержания программы учитывается здоровьесберегающие аспекты: не
ограничиваются

перемещения

воспитанников

в

помещении,

проводятся

физкультминутки; соблюдаются санитарно-гигиенические правила и нормы. Программа
отличается содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Новизна

программы заключается

экологического
коммуникативных

стиля

в

мышления,

способностей.

На

создании

особых

исследовательских
занятиях

курса

условий

для

развития

навыков

учащихся,

их

учителю

предоставляется

возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по-новому взглянуть
на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру
действенных знаний. Задача учителя в том, чтобы научить ученика добывать знания
самостоятельно.
Цель и задачи программы:
Цель: формировать знания, умения и навыки самостоятельной экспериментальной и
исследовательской деятельности, развивать индивидуальный творческий потенциал
ученика.

Задачи:
Познавательные:


Расширить знания учащихся по биологии и экологии;



Сформировать

навыки

элементарной

исследовательской

деятельности

-

анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и
др.;


Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;



Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;



Развить умение проектирования своей деятельности;



Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;



Научить оформлять результаты своей работы.

Развивающие:


Способствовать развитию логического мышления, внимания;



Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;



Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными
источниками информации;



Продолжить развивать творческие способности.

Воспитательные:


Продолжить

воспитание

навыков

экологической

культуры,

ответственного

отношения к людям и к природе;


Совершенствовать навыки коллективной работы;



Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их
актуальности;



Усиление контактов школьников с природой.

Форма
организации
курса
«Экологический образ жизни» - кружок.

внеурочной

деятельности

Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на
изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетического отношения к живым
объектам.
Метапредметные результаты:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
Предметные результаты:
•

выделение

существенных

признаков

биологических

объектов

(отличительных

признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и
бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
•

необходимость

защиты

окружающей

среды;

соблюдения

мер

профилактики

заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
•

классификация

—

определение

принадлежности

биологических

объектов

к

определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах
органов

цветкового

растения,

органов

и

систем

органов

животных,

наиболее

распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов;
опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – учащиеся 5-го класса
Срок реализации программы Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, на 1
занятие в неделю, объемом в 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 класс)
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике безопасности при
проведении

наблюдений

в

природе,

практических

занятий. Работа

со

схемой

Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и
животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных географических
поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков.
Занятие 2(1ч):
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы
увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме.
Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения. Смена
естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности –
численность травоядных – численность хищников).
Занятие 4(1ч):
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни
динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных
видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё жилище
— одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки
в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные
минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из
бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица
Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище
красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих
видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По страницам Красной
книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные представления об
антропоморфизме в народном творчестве. Традиционные народные промыслы,
связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового прута,
берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих, кружевниц, в росписи
павловопосадских

платков.

Игрушки

сергиевопосадские

матрёшки.

пришли

Животные

и

из

леса:

растения,

богородская

наделяемые

игрушка,

различными

положительными и отрицательными человеческими качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении к некоторым животным (отношения
неприязни, брезгливости, отвращения, безразличия и т. п.).
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растения-красители.
Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем природными красками.
Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные растения
леса. Лесная аптека.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Экскурсия на выставку пейзажной и анималистической
живописи, фотовыставка, посвящённые природе. Знакомство с творчеством художников
югорских художников и народных умельцев.
Тема 4.

О городах и горожанах: человек в городе (5ч).

Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни древних
племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение первых поселений.
Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность,
близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов
(камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Городагосударства. Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт
прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин
разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для
нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и
транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его
пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.

Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека. Футурология —
наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на образ жизни,
характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы, которые
необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом
численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из
ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с
другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы.
Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных,
человека. Организм как система.
Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные
экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между естественными и
созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в экосистеме. Растения —
производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные.
Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети питания. Элементарные представления о
пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной
экосистемы.
Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес - один
из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная
система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и
пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и
различие. Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на
примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов,
входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как источник
различных

ресурсов,

необходимых

для

удовлетворения

потребностей

человека.

Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы.
Положительные

и

отрицательные

примеры

изменений

в

природе,

вызванных

деятельностью человека.
Тема 6. Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы.
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности населения
планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и
промышленных

товаров.

Рост

потребностей

человека.

Экологические

проблемы

становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные
экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение
природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения экологических
проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные
понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная
переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые природные
территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к окружающей
среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия создаются условия для того,
чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя
нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются
правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить
ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические
движения.
Занятие 6 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в городе. Карта
– схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 7-10 (4ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
Тема 7. «РЕКИ И ОЗЕРА» (12часов)
Реки и озера. (1 час) Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой(1час) Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие
способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик
носит под крыльями воздушный пузырь)
Пресноводные животные и растения(1час) Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы,
амфибии. Сообщения детей о жителях пресных водоемов
Пресноводные животные и растения(1час)
Творческая работа «Моделирование аквариума»
Морские обитатели(1час). Просмотр презентации. Сообщения из личного опыта
учеников.
Практическая работа «Создание морских обитателей способом оригами.»
Обитатели глубин(1час). Просмотр видеофильма.
Жизнь у рек и озер(1час) Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие
млекопитающие (перепончатые конечности
Вода-источник жизни. (1 час)Обсуждение прочитанных произведений о нехватке воды
для человека.
Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения
водоемов» (1час) Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод
- причина загрязнения водоемов. Оформление проекта.
Околоводные

птицы(1час)

Особое

питание,

перья

и

другие

приспособления.

Составление цепи питания
Акция «Сохраним первоцвет!» (1час) Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание
первоцветов в Красной книге края.
Акция «Сохраним воду!» (1час) Доклады учащихся о раннецветущих растениях.
Составление обращения к жителям (составление и распространении листовок – призывов.
Тема 8. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД» (17 часов)
Почва (1час) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах
перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа
«Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).
Семена овощных и декоративных культур(1час) Беседа о многообразии семян
различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах
хранения и посева семян.
Уборочная страда(1час). Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать
представление о видах и значении труда людей весной в поле.
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений(1час). Практическая
работа. Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на

«Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту
клейстером, приготовленным из пшеничной муки.
Подготовка почвы на пришкольном участке (1час) Инструктаж по технике
безопасности с сельскохозяйственным инвентарём Практическая работа. Уборка
сорняков, перекопка почвы, рыхление. Составление проекта клумбы (1час). Конкурс
проектов. Выбор растений для клумбы(1час) Сообщения ребят, просмотр презентации.
Пикировка(1час). Просмотр поэтапного видеоролика, применение знаний на растении.
Высадка рассады на участке. Составление графика полива(1час) Инструктаж по
технике безопасности. Практическая работа. Составление плана (по цветовой гамме, по
высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.
Декоративные растения(2часа) Декоративные растения и цели их выращивания.
Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в
гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».
Высадка культурных растений(1час). Практическая работа на участке.
Составление паспорта участка(1час). Практическая работа.
Вредители сельскохозяйственных культур(1час) Работа с наглядными пособиями,
просмотр презентации. Биологические методы борьбы с вредителями(1час) Изучение
народных

и

биологических

методов

по

борьбе

с

вредителями.

Насекомые

опылители(1час) Работа с наглядными пособиями. Игра «Эти забавные животные»
Экзотические домашние животные. Просмотр презентации и беседа об этих животных.
Сообщения из личного опыта учеников. Вакцина. Прививка. Практическая работа
«Создание буклетов о значении прививок от короновируса»
Тема 9. «ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНЫЕ» (5 часов)
Одомашнивание животных(1час). Презентация о предках домашних животных.
Приручение животных - важный этап развития человечества.
Жизнь среди людей(1час) Жизнь в городе и в деревне для животных. Человек и
животное. Изготовление кормушек
Проект «Ты в ответе за тех, кого приручил» (1час) Подбор, обрабатывание материала к
теме проекта, оформление.Домашние животные. Просмотр презентации и беседа об этих
животных. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» Подбор,
обрабатывание материала к теме проекта, оформление.
Тематическое планирование 5 класс

№ Наименование
Количество часов Виды деятельности
п/п разделов и тем
программы
всего конт пра
роль кти
ные ческ
рабо ие
ты
рабо
ты
1.1 Введение
.

Раскрывать
роль
биологических знаний
в
жизни человека, её связь с
другими
науками.;

1

Целевые
воспитания

приоритеты Электронные
(цифровые)
образовательные ресурсы

Содействовать в ходе занятий
формированию основных
мировоззренческих идей:
материальности мира,
причинно-следственных
связей между явлениями,
развитие в природе и
обществе, познаваемость
мира и его закономерностей

http://www.nature.ok.ru/

- воспитание интереса к
предмету, к учению.

1.2 Среда
.

обитания

Итого по разделу

3

4

2

Уметь характеризовать среды Привитие
интереса
к http://nature.ok.ru/
обитания
изучаемому предмету
-воспитание
обязательного
отношения
к
обучению,
-формирование
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности

2.1 Жизнь животных
.

2.2 Человек
.
животные

3

и

4

Итого по разделу

7

3.1 Сельскохозяйствен
.
ный труд

10

0

1

Характеризовать вымерших
животных.;вероятные
причины исчезновения.
Знать
охраняемые
виды
Оренбургской
области

Привитие
интереса
к http://www.zooclub.ru/
изучаемому предмету
-воспитание
обязательного
отношения
к
обучению,
-формирование
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности

2

Классифицировать
животных, знать породы
домашних животных, их
значение для человека.

Формирование
http://e-l-k.narod.ru/
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности

7

Раскрывать смысл и значение
сельскохозяйственного труда
.;Знать
о
посадочном
материале
культурных
растений.;.;Использовать при
выполнении учебных заданий
тексты учебника, справочные
материалы Использовать при
выполнении учебных заданий
и
в
процессе
исследовательской
деятельности
научнопопулярную
литературу
биологического содержания,
справочные
материалы,

Формирование
http://www.ecosystema.ru
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности

ресурсы
3.2 Лесные ремёсла
.

3

Итого по разделу:

13

4.1 Человек в городе

10

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПО
ПРОГРАММЕ 5 класса

34

2

Интернета;

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.;
Определять лекарственные
растения,
изготавливать
гербарные
образцы

Привитие
интереса
к http://www.biodan.narod.ru
изучаемому предмету
-воспитание
обязательного
отношения
к
обучению,
-формирование
ответственного отношения к
природе во всех видах
деятельности

Раскрывать
смысл
изучаемых Привитие
интереса
к http://www.education.spb.ru/gtp/gt
понятий
Использовать
при изучаемому предмету
p.htm
выполнении учебных заданий и в -воспитание
обязательного
процессе
исследовательской отношения
к
обучению,
деятельности
научно-популярную -формирование
литературу
биологического ответственного отношения к
содержания, справочные материалы, природе во всех видах
ресурсы
Интернета; деятельности

0

0

19

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.dront.ru/ecosites.ru.html.
http://www.aseko.org/.
http://www.ecoline.ru/books/. Электронная экологическая библиотека
http://www.education.spb.ru/gtp/gtp.htm. -Проект "Глобальное Мышление" – это образовательный
проект в области окружающей среды, объединяющий студентов и преподавателей со всего мира.
Участие студентов сосредоточено вокруг таких проектов в области окружающей среды, как
"Зеленый класс", "Чистый воздух", "Изучаем воду", "Почва" и "Месяц Земли".
http://fadr.msu.ru/ecocoop/ . -Детский телекоммуниационный проект "Экологическое
содружество" "Экологическое содружество" – российский детский телекоммуникационный
проект. В рамках проекта координируются экологические исследования школьников, результаты
которых публикуются на сайте и обсуждаются в телеконференции.
http://bella-terra.hotbox.ru. –
http://express.irk.ru/sc/ecology/azbuka/index.htm. -Экологическая азбука
http://zelenyshluz.narod.ru/. - "Зеленый шлюз" – это путеводитель по экологическим ресурсам сети
Интернет
http://www.refer.ru/9838 - Экология и окружающая среда Каталог и путеводитель по
экологическим ресурсам.
http://www.greenpeace.ru/gpeace/. Гринпис России Сайт российского отделения независимой
международной организации GREENPEACE, защищающей природу мирными средствами
http://ecology.in-fo.ru/ -Сайт содержит обзор экологических материалов, представленных по
разделам: экологическая доктрина Российской Федерации, законодательство, экология и
экологические проблемы, жизнь заповедная, национальные парки и заповедники.
http://ecology.samara.ru/. - Правовая информация в области охраны окружающей среды
http://www.trizminsk.org/e/prs/233016.htm. Программа экологического воспитания детей…


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».