План внеурочной деятельности ООО ЗПР вариант 7 2025-2026 гг
ПPиIIяT нa пе.цElгoгитIескoMсoBrтe пpoтoкoЛJ'lb/ o"rшad2025 юдa с yчeтoммнeния Coветapoдитeлeй (зaкoнньп< пpeДстaBиTeлeй) пpoToкoлNb]l oTДщ2025 roдa с rleToм l\,fнeнияCoвeтa oбyнаrощихся пpoтoкoлNba oт J?p32025 тoдa Плaн BIIeypoЧHoй ДrяTrЛЬнoсти oсIIoBIIoгooбщeгo oбpa3oBaHIIя ДЛЦ oбyнaющихся с ЗПP BapиaIIT 7 AIro oo (сoшIг. OPскA) HA 2025.2026yЧЕБHЬIЙ гoД Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяет организация, осуществляющая образовательную деятельность. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы функционирования АНО ОО «СОШ «Рекорд» г. Орска» в сфере внеурочной деятельности и включает в себя: • внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы; • внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); • внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик, включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку; • внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; • внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций; • внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); • внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа педагога-психолога); • внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность в АНО ОО «СОШ «Рекорд» г. Орска», составляет за 5 лет обучения на этапе основной школы для обучающихся с ЗПР вариант 7 1700 часов, что соответствует установленным нормам ФГОС ООО, ФАОП ООО (не более 1750 часов, в год — не менее 350 часов). Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР вариант 7 и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 ч, из них не менее 5 ч отводится на коррекционные курсы, 5 ч – на другие направления внеурочной деятельности. При необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий время, отводимое на коррекционно-развивающую область, увеличивается до 6 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. При реализации плана внеурочной деятельности в АНО ОО «СОШ «Рекорд» г. Орска» предусмотрена вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся. С учетом мнения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей в АНО ОО «СОШ «Рекорд» реализуется модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности. Внеурочная деятельность, осуществляемая в 5-9 классах в соответствии с обновленным ФГОС ООО и ФОП ООО, организуется по следующим направлениям развития личности: Часть, рекомендуемая для всех обучающихся включает три первых направления: 1. Курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданскопатриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности: «Разговор о важном» Занятия направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре, а также на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Форма организации внеурочных занятий «Разговоры о важном» – классный час (разговор и (или) беседа с обучающимися). Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. «Экологический образ жизни» Основная цель: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах Оренбургской области. Форма организации: кружок 2. Курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности «Функциональная грамотность» Основная задача: формирование и совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Форма организации: практические упражнения по функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем». Цель: совершенствование функциональной грамотности обучающихся, формирование читательской компетенции, формирование текстовой деятельности с необычными формами представления информации (туристические буклеты; программы выставок; маршруты путешествий; объявления и рекламы); развитие творческой способности создавать необычные тексты. Формирование математической компетенции, формирование умений формулировать проблемы на языке математики, решать проблемы, используя математические факты и методы, анализировать использованные методы решения, интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы, формулировать и записывать результаты решения. Формирование умений использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Мероприятия в рамках реализации Программы развития социальной активности обучающихся средних классов «Движение первых». 3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся реализуются через элективный курс «Профориентация» («Россия- мои горизонты») 6-9 классы. Цель занятий – развитие ценностного отношения обучающихся к труду как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Вариативная часть для обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями обновлѐнных ФГОС ООО и ФОП ООО включает остальные направления: 4. Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся реализуется через предметные курсы по выбору для подготовки к ОГЭ в 9 классе, а также внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Содержание мероприятий способствует развитию у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формирует стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, поможет становлению развитых форм самосознания и самоконтроля 5. Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов реализуются через студию «Музыкальный театр», внеклассные мероприятия согласно плану воспитательной деятельности классного руководителя. Основные задачи: -раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; - физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых; - оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. 6. Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ происходит: • в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе; общешкольной внеурочной деятельности; в сфере школьного ученического самоуправления (Совет учащихся школы; Выборы президента школы; Суд чести); участия в детско-юношеских общественных объединениях (танцевальные, театральные коллективы, хор), созданных в школе; • через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности творческих объединений, благотворительных организаций; • через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса (кружок «Экологический образ жизни»). План внеурочной деятельности ООО для обучающихся с ЗПР вариант 7 АНО ОО «СОШ «Рекорд» г. Орска» Направления Коррекционно-развивающие занятия Гражданско-патриотическое: курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности Духовно-нравственное: Курсы, занятия в области духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностей; Ценности научного познания: курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; Названия Формы организации Количество часов в неделю 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Психологические и дефектологические занятия «Разговоры о важном» Коррекционны й курс 5 5 5 5 5 Клуб 1 1 1 1 1 «Музыкальный театр» студия 1 1 1 1 - 2 2 2 2 - «Функциональная грамотность» Предметные курсы по выбору Профориентация («Россия – мои горизонты») Кружок Элективный курс Элективный курс 3 1 1 1 1 Экологическое: курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; «Экологический образ жизни» Кружок 1 Итого за неделю Итого за учебный год 10 10 10 10 10 340 340 340 340 340 Итого на уровень образования 1700 Элективные, факультативные курсы по выбору для подготовки к ОГЭ «Практическое обществознание» электив 4ч «Решение физических задач» электив 4ч «Основные вопросы информатики» электив 3ч «Практикум по химии» электив 4ч «Практическая биология» электив 3ч «История России в лицах» электив 3ч «В мире литературы» электив 3ч «Практикум по русскому языку» факультатив 3ч «Подготовка к ОГЭ по математике» факультатив 2ч «Английский в современном мире» электив 3 ч. Формы проведения годовой промежуточной аттестации внеурочной деятельности для обучающихся с ЗПР вариант 7 ООО АНО ОО «СОШ «Рекорд» г. Орска» Направления Названия Количество часов в неделю Сроки 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Коррекционно-развивающие занятия Психологически еи дефектологическ ие занятия Встроенно е педагогиче ское наблюдени е Встроенное педагогиче ское наблюдени е Встроенно е педагогиче ское наблюдени е Встроенное педагогическое наблюдение Встроенное 20.04-20.05 педагогическ ое наблюдение Гражданско-патриотическое: курсы, занятия исторического просвещения, патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историкокультурной направленности Духовно-нравственное: Курсы, занятия в области духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, традиционных российских семейных ценностей; «Разговоры о важном» Встроенно е педагогиче ское наблюдени е Встроенное педагогиче ское наблюдени е Встроенно е педагогиче ское наблюдени е Встроенное педагогическое наблюдение Встроенное 20.04-20.05 педагогическ ое наблюдение «Музыкальный театр» Отчетный концерт Отчетный концерт Отчетный концерт Отчетный концерт - 20.04-20.05 Ценности научного познания: курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской направленности; Экологическое: курсы, занятия экологической, природоохранной направленности; «Функциональна Комплексн я грамотность» ая диагностич еская работа Комплексн ая диагностич еская работа Комплексн ая диагностич еская работа Комплексная диагностическа я работа - Предметные курсы по выбору - - - Комплексная 20.04-20.05 диагностиче ская работа «Россия-мои горизонты» - Встроенное педагогиче ское наблюдени е Встроенно е педагогиче ское наблюдени е Встроенное педагогическое наблюдение Встроенное 20.04-20.05 педагогическ ое наблюдение «Экологический образ жизни» Проектная работа - - - - 20.04-20.05 20.04-20.05